Архив Ивана Бунина находится в британском Университета Лидса незаконно. К такому выводу пришла группа юристов из России и французская компания, специализирующаяся на наследственной генеалогии Coutot-Roehrig International. Основанием для подобного утверждения стало отсутствие завещания Бунина, которым он оставлял бы все имущество жене Вере Муромцевой. Подробностями сенсационного открытия с “Культуроманией” поделились те самые юристы из России – правда, на условиях анонимности.
Охота за архивом
Иван Бунин - знаковый писатель для России, его имя стоит в ряду с именами Толстого, Чехова, Достоевского. Поэтому значение архива нобелевского лауреата сложно переоценить. Известно, что власти СССР вели переговоры с Иваном Алексеевичем о его возвращении на родину. А после его смерти в 1953 году советские дипломаты продолжили общение уже с его вдовой - о передаче архива. Вере Муромцевой Советской Россией была назначена пенсия - случай экстраординарный для того времени.
Вдова передала часть архива СССР, и сейчас эти документы хранятся в Российском государственном архиве литературы и искусства. Однако в 1961 году она умерла, так и не передав документы мужа до конца.
Наследником Муромцевой стал Леонид Зуров, который называл себя приемным сыном писателя. Всю жизнь “сын” страдал от психиатрического заболевания и умер в 1971 году в парижском приюте для душевнобольных. Оставшаяся часть архива Бунина уже по завещанию Зурова перешла проживавшей в Великобритании исследовательнице творчества Бунина Милице Грин, которая в этом же 1971 году отправила творческое наследие писателя в Русский архив Университета Лидса. Основанием для этого стало ее завещание, что являлось нарушением законодательства, ведь Милица была жива.
Архив нобелевского лауреата вызывал интерес не только у Советского Союза. Леонид Зуров вел переговоры о его продаже с представителями Колумбийского университета, коллекционерами. Когда же рукописи Бунина оказались в Лидсе, это вызвало вопросы у литературного сообщества. Тем более, что университет никогда не показывал завещания Зурова, да и дееспособность “сына” Бунина была под сомнением, ведь Леонид страдал психиатрическим заболеванием.
Более того, с архивом были переданы и права на часть произведений Бунина. Так, на сайте Объединенного электронного архива Ивана Бунина - проекте Российского фонда фундаментальных исследований - говорится: “В настоящее время на публикацию произведений И. А. Бунина распространяется авторское право. Поэтому, без специального разрешения Фонда Ивана и Веры Буниных, мы не можем опубликовать в Интернете полнотекстовые электронные копии его произведений”. Однако найти русскоязычный сайт фонда вам не удастся, ведь на самом деле название фонда - The Ivan and Vera Bunin Estate. Фактически это и есть Русский архив Лидского университета.
Кому же принадлежит творческое наследие?
На момент смерти Бунина он и его жена были апатридами - лицами без гражданства, но на них распространялись нормы французского законодательства. А по ним писатель должен был составить завещание на супругу. При отсутствии этого документа имущество передавалось родственникам мужа. Так требовал действовавший тогда Кодекс Наполеона, который приравнивал права женщины к правам ребенка. Окончательно эта норма права ушла лишь в 2006 году.
Но завещания Иван Бунин не оставил! Вера Муромцева фактически приняла наследство и стала распоряжаться имуществом.
- Недавно проведенные исследования совместно с французскими нотариусами подтвердили, что завещания Бунина не существует в природе. Ни один французский архив такого документа не содержит, хотя в целом семья писателя была законопослушной и от ее жизни во Франции остались правовые “следы”. Поэтому принятие Муромцевой наследства в отсутствие завещания не имело под собой юридических оснований. Но оспаривать факт наследования никому не пришло в голову, тем более племянникам писателя. А ведь именно их потомки, по последним данным, полученным с помощью французских генеалогов, являются наследниками Бунина, - рассказывает “Культуромании” представитель российской группы юристов.
Речь идет об отпрысках старшего брата писателя Евгения Бунина и его сестры Марии - в замужестве Ласкаржевской. У нее был один сын - Николай, а у Евгения двое детей - Маргарита и Арсений. До начала “расследования” группой юристов внучатым племянникам писателя не приходило в голову, что именно они - законные хозяева архива и имущества Ивана Алексеевича, и поэтому не претендовали на него. В семьях Маргариты и Арсения имя Бунина было под запретом, а сын Марии Николай Ласкаржевский и вовсе отсидел в Советской России за родство с писателем 15 лет. Сейчас наследники разбросаны от Калифорнии до Тульской области.
- Французские юристы трактуют сложившуюся ситуацию однозначно - в отсутствие завещания имущество и архив в том числе должны были перейти именно этим родственникам Бунина. “Перед нами уникальная ситуация, сложившаяся из особенностей французского законодательства того времени, факта отсутствия завещания писателя и документов, хранящихся в нотариальных архивах Франции, которые подтверждают преемственность от племянников писателя к их наследникам, - продолжает собеседник “Культуромании”.
Для французского законодательства все ясно. Но так ли ясно будет это положение для Русского архива? Осторожный выход на российский рынок после распада СССР, очень аккуратное присутствие на западном рынке, когда лишь часть издательств перечисляют роялти университету, передача имущества Бунина явно недееспособным Зуровым - всегда вызывали вопросы в корректности передачи архива писателя.
Пять лет назад одно из российских издательств решило навести порядок в делах и обратилось в Русский архив университета Лидса по поводу оформления выплат за публикации. Но, к его большому удивлению, английский вуз отказался официально выходить на российский рынок. Тогда эти сомнения окрепли и началось своеобразное расследование.
Полтора года уже от имени наследников литературное агентство Wielding Literary Agency пытается вести переговоры с университетом. Однако воз и ныне там. Представители Русского архива от общения уклоняются. Хотя борьба за литературное наследство Бунина не планируется кровавой - с университета не собираются взыскивать полученные роялти. Цель - лишь урегулировать существующую ситуацию, восстановить справедливость в отношении наследников Ивана Алексеевича, которые никогда не имели финансового отношения к наследству писателя.
Например, на протяжении многих лет российские издательства публиковали произведения Ивана Бунина, не платя авторские отчисления. С появлением наследников писателя компаниям, издающим книги, придется раскошелиться.
- И речь идет не только о плате за будущие тиражи - сейчас авторское право предусматривает выплату роялти в течение 70 лет после смерти правообладателя - то есть до 2023 года. Речь идет об оплате уже изданных произведений. Причем по французскому законодательству наследнику не требуется вступать в наследство, он изначально обладает этим правом. Для издательств это может означать, что платить придется за книги, опубликованные с 1953 года - с момента смерти Ивана Алексеевича, - отмечает источник.
Что касается самого архива, то он должен переехать в Россию. Последнее - вопрос государственной важности и требует государственной же поддержки. Тем более, что по прогнозам правоведов, возможно, в этом вопросе придется столкнуться с противодействием Великобритании, которая может отказаться передавать архив, апеллируя к сроку давности владения имуществом.
Елена Сердечнова