С 1 января 2021 года иностранные граждане смогут въезжать в Россию по электронной визе. В понедельник, 17 июня президент РФ Владимир Путин дал поручение правительству о подготовке этого нововведения. Кроме того, уже в ближайшее время будет принята новая стратегия развития туризма в РФ до 2035 года. О том, как изменится сфера гостеприимства в стране – в материале «Культуромании».
Электронные визы можно будет оформлять и оплачивать через мобильное приложение. Этот сервис будет интегрирован с другими туристическими сервисами – бронированием отелей, транспортом.
Анонсируя новый порядок оформления разрешения для въезда в Россию, глава Федерального агентства по туризму Зарина Догузова заявила о «настоящем прорыве для туризма».
– Россия после введения электронных виз станет государством с самым либеральным визовым режимом среди развитых стран. Мировая практика показывает, что либерализация визового режима напрямую повышает въездной туристический поток в среднем на 20-40 процентов, – рассказала она газете «Коммерсант».
Более того, еще 10 июня должна была состояться презентация новой Стратегии развития туризма в РФ до 2035 года. Сроки были перенесены, документ будет одобрен в ближайшие месяцы, поскольку до истечения срока действия прежней стратегии осталось полгода. Перед отраслью поставлены две глобальные цели: увеличение дохода от въездного туризма и развитие внутреннего.
Развитие туризма: целевое или консервативное?
Цели стратегии до 2035 года были обозначены на заседании координационного совета по развитию туризма в России 28 мая.
– Старая стратегия развития отрасли, которая была принята в 2014 году, заканчивает свое действие. Мы должны сегодня поставить перед собой цель заглянуть за горизонт 2020 года и рассмотреть предложения Минэкономики по новой стратегии, – отметила заместитель председателя правительства Ольга Голодец.
На вопрос «Культуромании», когда же стоит ждать принятия документа, г-жа Голодец сообщила, что произойдет это 10 июня. Но в обозначенную дату стратегия принята не была. Возможно, это связано с тем, что идут переговоры с Минфином, поскольку новый программный документ предполагает достаточно большое вливание средств, а об этом с профильными ведомствами сложнее всего договориться.
Интересно, что ни Ольга Голодец, ни замминистра экономического развития Сергей Галкин не стали отвечать на вопрос «Культуромании» о сумме, которую предполагается потратить на развитие отрасли. Издание «Коммерсант» полагает, что речь идет о 100 млрд руб. до 2024 года.
Стратегия предполагает два варианта развития: целевой и консервативный. Последний означает, что финансирование увеличиваться не будет, а положение в туробласти не изменится, все останется по-прежнему
Сергей Галкин в своей речи подчеркнул, что в мире сегодня нормальная практика -- вкладываться в рекламу своих стран. В России также будет развиваться государственная система продвижения.
– Новую стратегию готовит Ростуризм, в ее рамках будет заложены базовые принципы по маркетинговому продвижению страны. Они будут базироваться на международных стандартах. Здесь важно, чтобы сформировалась система маркетингового продвижения, которая позволит представлять бренд России на международном рынке, а также активизировать спрос внутри страны. Другие страны тратят миллиарды долларов на продвижение, – рассказал замминистра. – Понятно, что в рамках стратегии по маркетинговому продвижению нужно будет решать вопрос с финансированием.
Реклама страны – дело хорошее, включающее в себя различные мероприятия, например, поддержку российского кино за рубежом и систему рибейтов. Последние означают возмещение кинокомпаниям части затрат на производство фильмов, если съемки проходили в определенном регионе. Однако и с такой поддержкой Минэкономразвития пока не определилось. Сергей Галкин рассказал «Культуромании», что никакой информации по этой инициативе пока нет, идет обсуждение.
Зачем же делается такой акцент на продвижении? Дело в том, что Минэкономразвития ставит перед собой цель значительно увеличить доходы от турсферы.
Туризм в цифрахПо словам замминистра, новая стратегия ставит перед собой цели увеличить доходы от въездного туризма.
– Стратегия развития отрасли до 2035 года ставит перед собой цели увеличить доходы от въездного туризма с $12 млрд до $15 млрд к 2024 году, а к 2035 – до $25 млрд. Важно для нас и вернуться в ТОП-10 рейтинга UNWTO по числу прибытий иностранных граждан, из которого Россия вылетела в 2017 году, опустившись на 15 место. Кроме того, что перед нами стоит задача удвоения поступлений от зарубежных туристов, мы планируем создать условия для развития внутреннего туризма, – подчеркнул Галкин. – Также мы надеемся к 2035 году удвоить процент ВВП, который формирует турсфера -- с 3,8% до 7%.
Туристическая отрасль обладает большим потенциалом для роста. По данным, приведенным замминистра экономического развития, в последние годы эта сфера формирует около 3,8% ВВП и обеспечивает работой только 1,2% от числа всех занятых. А объем рынка внутреннего туризма сейчас оценивается в $70 млрд. Примерно ⅙ из этой суммы – $12 млрд – деньги, оставленные иностранными туристами в России. Наши же граждане тратят на заграничные поездки $35 млрд. Но при этом лишь 46% соотечественников за последние 5 лет отдыхали за пределами своего региона. То есть доступность туризма низкая.
И это несмотря на то, что в России существуют субсидированные перевозки, когда на определенные направления билеты стоят в два раза дешевле. Как рассказал «Культуромании» ученик московского спортивно-педагогического колледжа Вадим, именно благодаря такой программе он поедет на Алтай.
– Это конный поход, с нетерпением жду его начала. Очень хочу посмотреть алтайские горы, да и лошадей я люблю. Здорово, что билеты на самолет обходятся нам ровно в два раза дешевле, вместо 25 000 в обе стороны – 12 000. Знаю, что на билеты есть субсидия. Для меня и моих друзей такая скидка очень важна, – поделился молодой человек.
На заседании координационного совета председатель организации «Российский Союз Молодежи» Павел Красноруцкий предложил расширить практику субсидирования билетов.
– Надо, чтобы молодежь могла посмотреть страну. Предлагаю заложить в бюджет субсидирование перелетов на Дальний Восток молодежи в организованных группах. Ориентировочно – на 25 000 молодых людей, – призвал общественник.
Чтобы планы по активизации внутреннего и увеличению въездного туризма осуществились, Минэкономразвития предлагает привлекать инвестиции в туристическую сферу, повышать доступность кредитования для нее, вводить налоговые льготы. Также планируется увеличение транспортной доступности – здесь речь будет идти о координации действий с Минтрансом. Ставка делается и на цифровизацию.
Возможно, росту популярности России у иностранных путешественников поможет и тот факт, что Москва перестала входить в топ-100 самых дорогих для проживания иностранцев городов. Об этом 13 июня сообщило агентство ТАСС со ссылкой на исследование ECA International. Столица в рейтинге опустилась на 66 пунктов и оказалась на 120-м месте. Санкт-Петербург занял 172-е место, «потеряв» 31 пункт.
Елена Сердечнова