Многие привыкли воспринимать комиксы только как детское развлечение и продукт массового потребления. С этим не согласен главный редактор самого популярного в России издательства Bubble Comics Роман Котков. Проработав в сфере комиксов более 10 лет, он изучил эту отрасль сверху донизу. И пришёл к выводу, что комиксы могут быть совершенно разными. А также могут считаться искусством и вдохновлять на творческие подвиги. Об этом он и рассказал корреспонденту «Культуромании»
- Как вы пришли в Bubble Comics и почему решили заняться комиксами?
- Я работаю в этой отрасли с 2008 года, и мне до сих пор нравится то, чем я занимаюсь! Комиксы это всегда удивительно и интересно – супергероями я, как и многие другие, начал увлекаться ещё с детства. Уже потом я попал в издательство, выпускающее комиксы Marvel, а теперь в Bubble работаю над нашими собственными героями и сюжетами. Мне кажется, это самое лучшее, что только может быть!
- Сами придумываете сюжеты для комиксов?
- Приходится иногда. С моими сюжетами выходили такие комиксы, как «Время Ворона», «Крестовый поход», «Мироходцы». Конечно же, работал над комиксом «Игорь Угорь».
- Как, по-вашему, комиксы - это развлечение, продукт потребления или всё-таки искусство?
- Нельзя загонять комиксы в рамки. Для каждого человека это что-то своё. Для меня это и прекрасное развлечение, и потрясающее творчество, которое я могу оценить, полюбить, вдохновиться им. И абсолютно точно это продукт массового потребления, потому что комиксы сейчас широко доступны.
- Какие ваши любимые комиксы? Те, которые вы сами можете назвать искусством?
- Ну из тех, что считаются уже вечной классикой - это «Маус», «Сэндмен» Нила Геймана, «Хранители». Это те вещи, которые вечно с нами, и которые люди будут все время перечитывать и вдохновляться ими. Это, на мой взгляд, настоящее искусство.
- Как издательству Bubble Comics удалось войти на российский рынок при столь большом количестве комиксов Marvel?
- На рынок мы вышли в 2011 году с комедийным журналом острого социально-политического юмора. А после этого в 2012 начали выпускать собственные супергеройские серии. К этому времени фильмы от Marvel сильно раскачали российскую аудиторию. У людей появился интерес не только к западным героям, но и к нашим. Конечно, не сразу, но мы нашли свою аудиторию.
- Какие требования для художников у Bubble Comics? По какому принципу их отбираете?
- Главная идея в том, что нельзя просто брать и рисовать красивые картинки. Нет, можно конечно, но в комиксах они разве что помогут сделать обложки. В комиксы нужны люди, которые рисуют раскадровку, то есть последовательные кадры и события в них. И делают это талантливо, чтобы было понятно, что за чем происходит, чтобы переходы и движения были явно и ярко нарисованы. Это люди, которые делают именно истории, а не просто классные иллюстрации.
- Из художников Bubble Comics кто-то уже успел продвинуться именно в сфере живописи, может, показывал работы на выставке?
- Многие известные художники, рисующие комиксы, пошли по такому пути. Например, Дэвид Мэк, мы с ним очень хорошо общаемся. Наши художники пока так не делают по одной простой причине — у них мало свободного времени. Но я думаю, что многие на это способны. Например, есть замечательная художница Юлия Журавлёва. Из её работ действительно хочется сделать потрясающую выставку. И я думаю, что в какой-то момент это произойдёт. Её работами можно восхищаться как в любимом ежемесячном журнале, так и в галерее.
- Вы постепенно начинаете экранизировать ваши комиксы, делать их киноадаптации. Первым стал «Майор Гром». Почему выбор пал именно на него?
- Для начала, это один из самых востребованных сюжетов Bubble Comics. Там потрясающие протагонист и антагонист, это хорошая социальная история, которая имеет глубокие корни. Да и в принципе - гораздо проще снять фильм про питерского полицейского, чем про волшебные миры книгочеев или демонов из преисподней «Бесобоя». Для нашего издательства очень важно. И нам хочется, чтобы всё получилось хорошо.
- В данный момент на рынке появляются конкурентные издательства, которые делают сюжеты по произведениям, основанным на русской литературе. Планируется ли у вас образовательный проект?
- У нас есть «Экслибриум», где мы в сюжете упоминаем общеизвестные произведения мировой культуры. Но сюжет построен не на этом, он уникален и сам по себе. А так в 2012 мы запустили комикс «Инок», и он был своего рода комиксом-учебником истории.
В принципе, я думаю, что комиксы и образование вполне могут сочетаться. Зависит от того, насколько удобно человеку поглощать информацию в таком формате. Всё индивидуально.
- Вы издаёте комиксы не только для детей, но и для взрослых. В каких из них есть над чем подумать?
- У нас есть комиксы вне основных серий. Много авторских работ, которые делаем в особом подразделении Bubble Visions. Там авторы в полной мере раскрывают свои возможности и взгляды на мир, то есть берутся за любые темы, которые только хотят.
- Какая сейчас динамика развития у Bubble как у бизнеса?
- Всё очень интересно. Кроме фильма мы делаем ещё мультфильм и массу разных проектов, активно выходим в интернет. У нас есть приложение «Bubble. Наши комиксы», доступное в AppStore и Play Market. Стараемся развиваться в разных направлениях. В комиксах мы тоже уже очень многого добились, но, так или иначе, не собираемся стоять на месте.
- Какие дальнейшие планы у киновселенной издательства?
- Сначала нам нужно, чтобы фильм по «Майору Грому» стал успешным. Чтобы люди пошли в кино и сказали – «да, вот это круто». А дальше будем думать о своей киновселенной, ещё о каких-то проектах. Например, по “Бесобою”. Всё зависит от того, будет ли интересно людям то, что мы делаем.
Анна Маганет-Юрова