Режиссер Александр Карпиловский: «Я знаю, в чем секрет успеха “Ёлок”»
20 Декабря 2017, 11:15
Поделиться
О том, каким будет сюжет новой серии новогодней киноэпопеи и почему в России нет детских и подростковых сериалов рассказал режиссер Александр Карпиловский
В середине декабря в прокат выходит фильм «Ёлки новые» – шестая «серия» нашей новогодней франшизы. Одним из её режиссеров является Александр Карпиловский, снявший в 2013-м «Частное пионерское» – пожалуй, один из самых ярких детских фильмов за последние двадцать лет.
- Александр Юрьевич, с проектом «Елки» Вы сотрудничаете уже в третий раз…
- Ну, у меня же сейчас слава детского кинорежиссера... Поэтому как только в сценарии появляется ребенок, мне сразу звонят. Видимо, дети и собаки – вот моя доля (смеется).
- Весьма узкая специализация, большая редкость…
- Да-да, специализация крайне редкая… Нет бы предложить мне эротический триллер (смеется)… Это-то я тоже могу.
- Ну, в рамках-то «Ёлок» эротический триллер вряд ли возможен, к сожалению… А что за новелла у Вас в этот раз, расскажете?
- Очень необычная история. Все вертится вокруг пацана лет девяти – его играет мой любимый Данечка Муравьев (он снимался у меня в «Елках 1914», третий раз с ним работаю – артист замечательный). Сергей Пускепалис – его папа, такой «главный папа всех пап». Плюс Катя Климова – наша главная героиня. Ну и Андрей Бурковский тоже у нас есть. - Александр Юрьевич, а чем «Ёлки новые» отличаются от предыдущих?
- Не думаю, что они сильно чем-то отличаются. Правда, в этот раз их делал Андрей Першин, он же Жора Крыжовников. Однако, судя по моей новелле, мы не отходим от той стилистики, к которой зрители привыкли и которую любят. То есть немножко серьезно, немножко весело, немножко забавно, немножко трогательно… И если в начале ржешь, то в конце плачешь. Знаете, у «Елок» совершенно особая интонация. Мы старались ее уловить – и, по моему, у нас получилось. - А не было ли желания пободаться с форматом?
- Знаете, бодаться с форматом – дело неблагодарное. Это желание у меня отбивают уже лет пятнадцать (смеется). Нет, конечно, каждый режиссер приходит с таким желанием, может быть, даже Андрей Першин с ним пришел, я не знаю… Но, понимаете, «Елки» - это некая константа. И создает их не один человек, а группа людей. Поэтому цель режиссера не самоутвердиться, а влиться в команду. В конце концов, все режиссеры, снимающие «Ёлки», снимают их одинаково. И нельзя сказать: «Вот эту новеллу снимал Котт, эту Хлебников, а эту – Карпиловский»… - А как Вам кажется, в чем секрет «Ёлок»? Почему они вдруг оказались такими долгожителями?
- Думаю, что, во-первых, в этом «виноваты» Иван Ургант и Сергей Светлаков – эдакие «свои в доску ребята», хохмачи, которых хочется пригласить на вечеринку и просто с ними поржать. Это тоже своего рода формула успеха: они очень классные, их любят. И «Ёлок» бы без них не было, согласитесь.
– Я поняла, если их не будет – Новый Год отменяется… Ну, а во-вторых?
- А во-вторых, «Ёлки» - они же добрые… Причем добрые без приторности. В них нет патоки, пафоса, и они ироничные и трогательные одновременно. И вот в этом-то сочетании иронии и трогательности – и есть секрет “Ёлок”.
Кстати, как мне кажется, «Ёлки новые» будут лучше, чем предыдущие. Во всяком случае, мне хочется на это надеяться. И после «Ёлок-6» зрители опять поверят, что хорошее кино у нас делать могут.
- Александр Юрьевич, «Ёлки» ёлками, но Вы сами сказали в начале беседы, что у Вас слава детского режиссера. А ведь детское кино, мягко говоря, сегодня оказалось не в самой простой ситуации…
- Да ситуация вообще безобразная: телевизионного кино для детей в нашей стране нет. То есть детские сериалы и телефильмы мы не снимаем в принципе. Совсем. Я не говорю про мультики: они у нас есть и они прекрасны. Но мультики рассчитаны на другой возраст, примерно от двух до шести (ну, или чуть старше). А где наши новые «Гостьи из будущего», где «Приключения Электроника»? Их нет. И это при том, что несколько наших поколений выросли именно на телевизионном детском кино (это дети 70-х, 80-х). Сегодня все по-другому. - А почему так получилось, как Вам кажется?
- Это началось в тот момент, когда был пролоббирован закон о запрете прерывать детские фильмы и передачи рекламой. Я как сейчас помню: я завязывал шнурки и услышал об этом по радио – и упал со стула. Потому что понял, что детского кино у нас больше не будет.
- То есть именно в этом основная причина, или еще какая-то есть?
- Это основная причина, и больше нет никакой. Телевизионные продюсеры –это эффективные менеджеры, которые обязаны зарабатывать деньги. Для них главное – рейтинг. Потому что рейтинг дает рекламу, а реклама – деньги. Деньги же дают возможность делать новые проекты для нового рейтинга. Но если рекламы нет – кому такой проект нужен?
В результате, в дневное время (когда должны или могут идти детские передачи) в эфир ставят бесконечные ток-шоу – и наши дети смотрят то, что нормальный человек в принципе смотреть не может. Такая ситуация – безумие, это просто убийство нации. - А если такие детские передачи и сериалы появятся, как их примет аудитория?
- Да отлично она их примет, куда ей деваться-то?! Другое дело, что они должны быть конкурентоспособными с тем контентом, который делают ТАМ. Понимаете, дети приходят из школы – и целыми днями смотрят кино. Западное. Наш среднестатистический подросток смотрит по несколько сериалов в день, поверьте. Потому что в мире их делается очень много, и они обалденные. А на русском языке нет НИЧЕГО. И наши дети часами смотрят что-то на английском, немецком, французском – и прощай, Родина. - Тем не менее, на широком экране наши детские фильмы все-таки иногда появляются. Но они сильно отличаются от тех, что снимают, например, в Голливуде…
- Я скажу, в чем разница. Зарубежные коллеги думают о других, каких-то более тонких вещах… Например, о духовности, о нравственности, о воспитании, и патриотизме (да-да, о нем тоже, хотя это слово давно набило оскомину).
У нас же продюсеры думают только о бизнесе и пытаются снимать, как правило, только семейные комедии. Взять хоть того же «Последнего богатыря». Да, там полно юмора, смеха – это замечательно. И делали его люди, которых я очень уважаю. Но проблема вот в чем: я смотрю этот фильм – и мне никого не жалко. Мне, по большому счету, без разницы, что будет с героем: победит он – не победит, вернется – не вернется… Кроме желания рассмешить аудиторию, я здесь не вижу НИЧЕГО!
- То есть зритель должен герою сочувствовать, так?
- Конечно! У ребенка должно быть желание пройти с героем какой-то путь, преодолеть какой-то нравственный тупик и так далее. Ведь для чего детское кино затевается? – чтобы ребенок получил какой-то опыт: эмоциональный, чувственный, нравственный… А иначе – зачем?
Но вместо этого наше так называемое семейное кино только смешит – да и всё. Вместо людей на экране карикатуры, какой-то бесконечный «Comedy Club». Нет, вы поймите меня правильно: они талантливые ребята, очень клёвые, но сейчас их действительно очень много, это перебор – они превращаются в какую-то раковую опухоль… - А как вы думаете, мы сможем когда-то свернуть с этой тропы или так и будем идти по дороге «хи-хи-ха-ха»?
- Да сможем, конечно, вопрос лишь когда. Дожить бы только... (смеется) Ведь все понимают, что национальная самоидентификация – это не пустой звук. Но когда это произойдет – я не знаю. – Александр Юрьевич, Вы говорили про «Гостью из будущего», про «Приключения Электроника»… Но что было бы, появись эти фильмы сейчас? Они бы выстрелили, состоялись?
- Да нет, что вы… Когда я готовился к «Частному пионерскому», я пересмотрел вообще всё, что вышло в 70-х. Свежим, так сказать, глазом. И понял, что в плане экшена они сняты плохо. Нет, по тому языку, какой был тогда, они отличные. Но сейчас-то язык другой, вообще другой! Да и у детей другие запросы, другие ритмы. Так что «Петровы и Васечкины» сегодня бы провалились. Но если бы мы начали сегодня снимать сериал про школу и вплели бы туда фантастический сюжет, где один из учеников имеет двойника-робота, то дети бы смотрели взахлеб – если, конечно, современным языком такой сериал снять нормально… – Так почему бы такой сериал не снять?
- Да понимаете в чем дело… У меня-то таких идей множество, но я даже не понимаю, куда их нести. Потому что как только продюсеры слышат словосочетание «детское кино», они просто шарахаются. Вот будь у них какие-то квоты на детские фильмы, или налоговые льготы… Тогда бы у нас завал детских сериалов был бы уже. Хотя я вам так скажу: начни мы сейчас снимать детские сериалы, конечно, процентов 60 из них бы оказались отстойными, но 40 процентов были бы прекрасными, и тогда у нас появились бы детские кинорежиссеры, детские сценаристы – то есть у нас бы начала формироваться инфраструктура. И это самое важное. А то сейчас у нас чиновники только руками разводят: мол, нет у нас детских сценариев, режиссеров нет – извините….
Автор: Вера Алёнушкина
Подпишитесь на наш телеграм-канал, чтобы всегда быть в самом центре культурной
жизни
Режиссер Александр Карпиловский: «Я знаю, в чем секрет успеха “Ёлок”»
<h2>В середине декабря в прокат выходит фильм «Ёлки новые» – шестая «серия» нашей новогодней франшизы. Одним из её режиссеров является Александр Карпиловский, снявший в 2013-м «Частное пионерское» – пожалуй, один из самых ярких детских фильмов за последние двадцать лет. </h2>
<br>
<span style="font-size: 14pt;"><b>- Александр Юрьевич, с проектом «Елки» Вы сотрудничаете уже в третий раз… </b></span><br>
<span style="font-size: 14pt;"> </span><br>
<span style="font-size: 14pt;">
- Ну, у меня же сейчас слава детского кинорежиссера... Поэтому как только в сценарии появляется ребенок, мне сразу звонят. Видимо, дети и собаки – вот моя доля (смеется). </span><br>
<span style="font-size: 14pt;"> </span><br>
<b> </b><span style="font-size: 14pt;"><b>
- Весьма узкая специализация, большая редкость…</b> </span><br>
<span style="font-size: 14pt;"> </span><br>
<span style="font-size: 14pt;">
- Да-да, специализация крайне редкая… Нет бы предложить мне эротический триллер (смеется)… Это-то я тоже могу.</span><br>
<span style="font-size: 14pt;"> </span><br>
<b> </b><span style="font-size: 14pt;"><b>
- Ну, в рамках-то «Ёлок» эротический триллер вряд ли возможен, к сожалению… А что за новелла у Вас в этот раз, расскажете? </b></span><br>
<span style="font-size: 14pt;"> </span><br>
<span style="font-size: 14pt;">
- Очень необычная история. Все вертится вокруг пацана лет девяти – его играет мой любимый Данечка Муравьев (он снимался у меня в «Елках 1914», третий раз с ним работаю – артист замечательный). Сергей Пускепалис – его папа, такой «главный папа всех пап». Плюс Катя Климова – наша главная героиня. Ну и Андрей Бурковский тоже у нас есть. </span><br>
<span style="font-size: 14pt;"> </span><br>
<span style="font-size: 14pt;"> <b>- Александр Юрьевич, а чем «Ёлки новые» отличаются от предыдущих? </b></span><br>
<span style="font-size: 14pt;"> </span><br>
<span style="font-size: 14pt;">
- Не думаю, что они сильно чем-то отличаются. Правда, в этот раз их делал Андрей Першин, он же Жора Крыжовников. Однако, судя по моей новелле, мы не отходим от той стилистики, к которой зрители привыкли и которую любят. То есть немножко серьезно, немножко весело, немножко забавно, немножко трогательно… И если в начале ржешь, то в конце плачешь. Знаете, у «Елок» совершенно особая интонация. Мы старались ее уловить – и, по моему, у нас получилось. </span><br>
<span style="font-size: 14pt;"> </span><br>
<span style="font-size: 14pt;"> <b>- А не было ли желания пободаться с форматом? </b></span><br>
<span style="font-size: 14pt;"> </span><br>
<span style="font-size: 14pt;">
- Знаете, бодаться с форматом – дело неблагодарное. Это желание у меня отбивают уже лет пятнадцать (смеется). Нет, конечно, каждый режиссер приходит с таким желанием, может быть, даже Андрей Першин с ним пришел, я не знаю… Но, понимаете, «Елки» - это некая константа. И создает их не один человек, а группа людей. Поэтому цель режиссера не самоутвердиться, а влиться в команду. В конце концов, все режиссеры, снимающие «Ёлки», снимают их одинаково. И нельзя сказать: «Вот эту новеллу снимал Котт, эту Хлебников, а эту – Карпиловский»… </span><br>
<span style="font-size: 14pt;"> </span><br>
<span style="font-size: 14pt;"> <b>- А как Вам кажется, в чем секрет «Ёлок»? Почему они вдруг оказались такими долгожителями? </b></span><br>
<span style="font-size: 14pt;"> </span><br>
<span style="font-size: 14pt;">
- Думаю, что, во-первых, в этом «виноваты» Иван Ургант и Сергей Светлаков – эдакие «свои в доску ребята», хохмачи, которых хочется пригласить на вечеринку и просто с ними поржать. Это тоже своего рода формула успеха: они очень классные, их любят. И «Ёлок» бы без них не было, согласитесь. </span><br>
<span style="font-size: 14pt;"> </span><br>
<b> </b><span style="font-size: 14pt;"><b>
– Я поняла, если их не будет – Новый Год отменяется… Ну, а во-вторых? </b></span><br>
<span style="font-size: 14pt;"> </span><br>
<span style="font-size: 14pt;">
- А во-вторых, «Ёлки» - они же добрые… Причем добрые без приторности. В них нет патоки, пафоса, и они ироничные и трогательные одновременно. И вот в этом-то сочетании иронии и трогательности – и есть секрет “Ёлок”. </span><br>
<span style="font-size: 14pt;"> </span><br>
<span style="font-size: 14pt;">
Кстати, как мне кажется, «Ёлки новые» будут лучше, чем предыдущие. Во всяком случае, мне хочется на это надеяться. И после «Ёлок-6» зрители опять поверят, что хорошее кино у нас делать могут. </span><br>
<span style="font-size: 14pt;"> </span><br>
<b> </b><span style="font-size: 14pt;"><b>
- Александр Юрьевич, «Ёлки» ёлками, но Вы сами сказали в начале беседы, что у Вас слава детского режиссера. А ведь детское кино, мягко говоря, сегодня оказалось не в самой простой ситуации… </b></span><br>
<span style="font-size: 14pt;"> </span><br>
<span style="font-size: 14pt;">
- Да ситуация вообще безобразная: телевизионного кино для детей в нашей стране нет. То есть детские сериалы и телефильмы мы не снимаем в принципе. Совсем. Я не говорю про мультики: они у нас есть и они прекрасны. Но мультики рассчитаны на другой возраст, примерно от двух до шести (ну, или чуть старше). А где наши новые «Гостьи из будущего», где «Приключения Электроника»? Их нет. И это при том, что несколько наших поколений выросли именно на телевизионном детском кино (это дети 70-х, 80-х). Сегодня все по-другому. </span><br>
<span style="font-size: 14pt;"> </span><br>
<span style="font-size: 14pt;"> <b>- А почему так получилось, как Вам кажется? </b></span><br>
<span style="font-size: 14pt;"> </span><br>
<span style="font-size: 14pt;">
- Это началось в тот момент, когда был пролоббирован закон о запрете прерывать детские фильмы и передачи рекламой. Я как сейчас помню: я завязывал шнурки и услышал об этом по радио – и упал со стула. Потому что понял, что детского кино у нас больше не будет. </span><br>
<span style="font-size: 14pt;"> </span><br>
<b> </b><span style="font-size: 14pt;"><b>
- То есть именно в этом основная причина, или еще какая-то есть? </b></span><br>
<span style="font-size: 14pt;"> </span><br>
<span style="font-size: 14pt;">
- Это основная причина, и больше нет никакой. Телевизионные продюсеры –это эффективные менеджеры, которые обязаны зарабатывать деньги. Для них главное – рейтинг. Потому что рейтинг дает рекламу, а реклама – деньги. Деньги же дают возможность делать новые проекты для нового рейтинга. Но если рекламы нет – кому такой проект нужен? </span><br>
<span style="font-size: 14pt;"> </span><br>
<span style="font-size: 14pt;">
В результате, в дневное время (когда должны или могут идти детские передачи) в эфир ставят бесконечные ток-шоу – и наши дети смотрят то, что нормальный человек в принципе смотреть не может. Такая ситуация – безумие, это просто убийство нации. </span><br>
<span style="font-size: 14pt;"> </span><br>
<span style="font-size: 14pt;"> <b>- А если такие детские передачи и сериалы появятся, как их примет аудитория? </b></span><br>
<span style="font-size: 14pt;"> </span><br>
<span style="font-size: 14pt;">
- Да отлично она их примет, куда ей деваться-то?! Другое дело, что они должны быть конкурентоспособными с тем контентом, который делают ТАМ. Понимаете, дети приходят из школы – и целыми днями смотрят кино. Западное. Наш среднестатистический подросток смотрит по несколько сериалов в день, поверьте. Потому что в мире их делается очень много, и они обалденные. А на русском языке нет НИЧЕГО. И наши дети часами смотрят что-то на английском, немецком, французском – и прощай, Родина. </span><br>
<span style="font-size: 14pt;"> </span><br>
<span style="font-size: 14pt;"> <b>- Тем не менее, на широком экране наши детские фильмы все-таки иногда появляются. Но они сильно отличаются от тех, что снимают, например, в Голливуде… </b></span><br>
<span style="font-size: 14pt;"> </span><br>
<span style="font-size: 14pt;">
- Я скажу, в чем разница. Зарубежные коллеги думают о других, каких-то более тонких вещах… Например, о духовности, о нравственности, о воспитании, и патриотизме (да-да, о нем тоже, хотя это слово давно набило оскомину). </span><br>
<span style="font-size: 14pt;"> </span><br>
<span style="font-size: 14pt;">
У нас же продюсеры думают только о бизнесе и пытаются снимать, как правило, только семейные комедии. Взять хоть того же «Последнего богатыря». Да, там полно юмора, смеха – это замечательно. И делали его люди, которых я очень уважаю. Но проблема вот в чем: я смотрю этот фильм – и мне никого не жалко. Мне, по большому счету, без разницы, что будет с героем: победит он – не победит, вернется – не вернется… Кроме желания рассмешить аудиторию, я здесь не вижу НИЧЕГО! </span><br>
<span style="font-size: 14pt;"> </span><br>
<b> </b><span style="font-size: 14pt;"><b>
- То есть зритель должен герою сочувствовать, так? </b></span><br>
<span style="font-size: 14pt;"> </span><br>
<span style="font-size: 14pt;">
- Конечно! У ребенка должно быть желание пройти с героем какой-то путь, преодолеть какой-то нравственный тупик и так далее. Ведь для чего детское кино затевается? – чтобы ребенок получил какой-то опыт: эмоциональный, чувственный, нравственный… А иначе – зачем? </span><br>
<span style="font-size: 14pt;"> </span><br>
<span style="font-size: 14pt;">
Но вместо этого наше так называемое семейное кино только смешит – да и всё. Вместо людей на экране карикатуры, какой-то бесконечный «Comedy Club». Нет, вы поймите меня правильно: они талантливые ребята, очень клёвые, но сейчас их действительно очень много, это перебор – они превращаются в какую-то раковую опухоль… </span><br>
<span style="font-size: 14pt;"> </span><br>
<span style="font-size: 14pt;"> <b>- А как вы думаете, мы сможем когда-то свернуть с этой тропы или так и будем идти по дороге «хи-хи-ха-ха»? </b></span><br>
<span style="font-size: 14pt;"> </span><br>
<span style="font-size: 14pt;">
- Да сможем, конечно, вопрос лишь когда. Дожить бы только... (смеется) Ведь все понимают, что национальная самоидентификация – это не пустой звук. Но когда это произойдет – я не знаю. </span><br>
<span style="font-size: 14pt;"> </span><br>
<span style="font-size: 14pt;"> <b>– Александр Юрьевич, Вы говорили про «Гостью из будущего», про «Приключения Электроника»… Но что было бы, появись эти фильмы сейчас? Они бы выстрелили, состоялись?</b></span><br>
<span style="font-size: 14pt;"> </span><br>
<span style="font-size: 14pt;">
- Да нет, что вы… Когда я готовился к «Частному пионерскому», я пересмотрел вообще всё, что вышло в 70-х. Свежим, так сказать, глазом. И понял, что в плане экшена они сняты плохо. Нет, по тому языку, какой был тогда, они отличные. Но сейчас-то язык другой, вообще другой! Да и у детей другие запросы, другие ритмы. Так что «Петровы и Васечкины» сегодня бы провалились. Но если бы мы начали сегодня снимать сериал про школу и вплели бы туда фантастический сюжет, где один из учеников имеет двойника-робота, то дети бы смотрели взахлеб – если, конечно, современным языком такой сериал снять нормально… </span><br>
<span style="font-size: 14pt;"> </span><br>
<span style="font-size: 14pt;"> <b>– Так почему бы такой сериал не снять? </b></span><br>
<span style="font-size: 14pt;"> </span><br>
<span style="font-size: 14pt;">
- Да понимаете в чем дело… У меня-то таких идей множество, но я даже не понимаю, куда их нести. Потому что как только продюсеры слышат словосочетание «детское кино», они просто шарахаются. Вот будь у них какие-то квоты на детские фильмы, или налоговые льготы… Тогда бы у нас завал детских сериалов был бы уже. Хотя я вам так скажу: начни мы сейчас снимать детские сериалы, конечно, процентов 60 из них бы оказались отстойными, но 40 процентов были бы прекрасными, и тогда у нас появились бы детские кинорежиссеры, детские сценаристы – то есть у нас бы начала формироваться инфраструктура. И это самое важное. А то сейчас у нас чиновники только руками разводят: мол, нет у нас детских сценариев, режиссеров нет – извините…. </span><br>
<span style="font-size: 14pt;"> </span><br>
<span style="font-size: 14pt;"> </span><br>
<span style="font-size: 14pt;">
Автор: Вера Алёнушкина </span>
<p>
</p>
https://kulturomania.ru
Режиссер Александр Карпиловский: «Я знаю, в чем секрет успеха “Ёлок”»
Режиссер Александр Карпиловский: «Я знаю, в чем секрет успеха “Ёлок”»
Режиссер Александр Карпиловский: «Я знаю, в чем секрет успеха “Ёлок”»