Революция по-фински: шедевры дизайна в МАММ

Музеи и выставки

Революция по-фински: шедевры дизайна в МАММ
22 Ноября 2017, 15:07
В Мультимедиа Арт Музее открылась экспозиция, посвященная столетию финского дизайна

В Мультимедиа Арт Музее открылась экспозиция, посвященная столетию финского дизайна

"Экспонаты руками не трогать", – гласит народная музейная мудрость. В России это правило соблюдается неукоснительно, даже если речь о серийных объектах. Именно поэтому посидеть в известном кресле, спроектированном Алваром Аалто, не получится, пускай даже оно и приехало в Москву прямо с конвейера фабрики Artek. Примерить туфли-зайчики от Минны Парикки тоже нельзя. Приходится ходить по стерильному белому залу и пытаться понять, в какой же момент минималистичные и недорогие предметы дизайна начали приносить миллиардные прибыли, почему их тиражируют гиганты мебельной индустрии. Каким образом табуретки того же Аалто стали одинаково популярными в Осаке и в Нижнем Новгороде? Что это за гений дизайна, периодически выходящий из северных озер и посещающий финских художников? Или речь идет о тонком финансовом расчете?

На эти вопросы "Культуромании" ответила куратор выставки Суви Салониеми:

«Каждый предмет дизайна, который можно назвать «иконическим», является революционным в определенном смысле слова. Он меняет мир, меняет людей и их образ жизни. И биографии многих великих дизайнеров сами по себе революционны. Например, про Пааво Тиннеля говорят, что он «осветил всю Финляндию». Он стал первым автором, который работал исключительно над лампами. Но при этом дизайн всегда остается творческой профессией: фактически то, что мы сегодня подразумеваем под этим термином, раньше называлось прикладным искусством. Дизайнер должен уметь мыслить и как создатель объектов для практических нужд, и как художник. Почему финский дизайн настолько популярен? Многие художники, рожденные в нашей стране, путешествовали по всему миру. Того же Алвара Аалто можно назвать по-настоящему интернациональным архитектором и дизайнером, он объехал весь мир, и спроектировал огромное разнообразие объектов – от домов до светильников и табуретов… Многие предметы, представленные сегодня на выставке, тиражировались, особенно после их представления на международных выставках. Весь тираж кресла-шара Ээро Аарнио (1963 года) после Кёльнской выставки скупили итальянцы. Кроме того, наша страна – очень маленькая, и расположена она довольно далеко от США и даже от Западной Европы: поэтому нам просто приходится быть «интернациональными». Но цена глобализации – утрата идентичности и традиционных ремесел. К сожалению, многие объекты создаются сегодня на тайских фабриках, а не на наших собственных производствах».

И правда, когда ходишь по залам экспозиции, складывается ощущение, что добрая половина современного быта – это изобретение финнов. Чего стоит только одна культовая модель мобильного телефона Nokia (все с той же надписью на витрине: «Экспонат руками не трогать»). За историей отдельных объектов – просто невероятные сюжеты. На выставке демонстрируется «материнский пакет». Финское государство стало снабжать будущих матерей предметами первой необходимости в 1940-е годы. Это позволило повысить рождаемость в стране. И до сих пор компактная коробка с детскими вещами преподносится каждой молодой маме. Организаторы выставки (кстати, все они – женщины) с особым трепетом относятся именно к этому объекту.

Иные экспонаты погружают зрителей в мир сказок и мифов. В витрине – ожерелье «Астероидные долины» Бьорна Векстрёма, украсившее принцессу Леи в «Звездных войнах». А в волшебных шарфах «Полярная Византия» воспроизводятся сказки писательницы Розы Ликс: «В самых потаенных уголках дремучих лесов дальнего-дальнего Севера мы, единственные их обитатели, готовились встречать весну, пахнущую луговыми цветами, – но на веточках белоснежных берез все никак не появлялись первые листочки. Ярко-зеленые почки, из которых они должны были появиться, увядали…». Этот отрывок напоминает русскому зрителю о еще одной теме выставки: связи России и Финляндии. Организаторы экспозиции подчеркивают, что это соседство двух стран немало привнесло в финскую культуру. В отдельной витрине – стилизованные матрешки, пасхальные яйца и елочки, созданные Com-pa-ny специально для московских гастролей. Участники этого творческого дуэта с упоением рассказывают о своих путешествиях по России и о техниках, которым здесь научились. Кажется, недалек тот момент, когда обучать нас русским традиционным ремеслам и популяризировать их будут именно художники из Финляндии. Что ж, это наши давние соседи, и кому, как не им понять русскую душу, а затем и монетизировать это знание. Судя по колоссальной экспансии финского дизайна, у них это хорошо получится. Впрочем, у России еще есть время занять эту нишу.

Помимо дизайнерских объектов в пространстве МАММ можно увидеть разнообразные архитектурные решения, запечатленные в фото- и видеоматериалах. Это и Церковь Темппелиаукио, созданная в 1969 году в Хельсинки в толще скалы, и проекты бань. Отчего-то авторы экспозиции решили, что тема сауны должна быть очень близкой русскому зрителю, но, похоже, они ошиблись локацией: рафинированная московская публика, посетители модных арт-ивентов довольно далеки от банных традиций. Гораздо ближе дню сегодняшнему – строительство концерна ЮИТ с жилыми комплексами в Санкт-Петербурге и в Московской области. Кстати, компания с более чем столетней историей, трудилась еще на территории СССР. Любопытно, что сам Алвар Аалто построил свою знаменитую библиотеку в Выборге (в 1935 году) незадолго до того, как город перешел к Советскому Союзу. А для нее спроектировал и те самые табуретки, которые затем на вооружение взял известный шведский мебельный концерн. На московской выставке представлен другой его культовый объект – кресло, созданное архитектором для туберкулезной лечебницы. Больные получали максимально возможный комфорт для тела, пользуясь этим изобретением и сидя под солнечными лучами. До сих пор оно служит примером идеально удобного предмета интерьера и воплощает в своих формах финский мебельный концепт. Хотя, очевидно, эти объекты – нечто большее, чем просто удобные, лаконичные, стильные вещи. Они формируют определенный образ жизни, учат искать прекрасное в простом, довольствоваться малым, но обязательно идеальным.

Не менее совершенны, чем экспонаты, сами создатели экспозиции: гармоничные, умные, сошедшие с обложек арт-журналов. Лучшей рекламы их собственным объектам и не придумаешь. Окружить себя такими вещами – уже искусство. Приходите научиться в Мультимедиа Арт Музея до 17 декабря.

Автор статьи: Екатерина Ким

Фото: Мультимедиа Арт Музей, Москва / Музей «Московский Дом фотографии»

Подпишитесь на наш телеграм-канал, чтобы всегда быть в самом центре культурной жизни

Революция по-фински: шедевры дизайна в МАММ

<h2> В Мультимедиа Арт Музее открылась экспозиция, посвященная столетию финского дизайна </h2> <p> </p> <p> <span style="font-size: 14pt;">"Экспонаты руками не трогать", – гласит народная музейная мудрость. В России это правило соблюдается неукоснительно, даже если речь о серийных объектах. Именно поэтому посидеть в известном кресле, спроектированном Алваром Аалто, не получится, пускай даже оно и приехало в Москву прямо с конвейера фабрики Artek. Примерить туфли-зайчики от Минны Парикки тоже нельзя. Приходится ходить по стерильному белому залу и пытаться понять, в какой же момент минималистичные и недорогие предметы дизайна начали приносить миллиардные прибыли, почему их тиражируют гиганты мебельной индустрии. Каким образом табуретки того же Аалто стали одинаково популярными в Осаке и в Нижнем Новгороде? Что это за гений дизайна, периодически выходящий из северных озер и посещающий финских художников? Или речь идет о тонком финансовом расчете? <br> </span> </p> <p> <span style="font-size: 14pt;">На эти вопросы "Культуромании" ответила куратор выставки <b>Суви Салониеми</b>: <br> </span> </p> <p> <span style="font-size: 14pt;">«Каждый предмет дизайна, который можно назвать «иконическим», является революционным в определенном смысле слова. Он меняет мир, меняет людей и их образ жизни. И биографии многих великих дизайнеров сами по себе революционны. Например, про Пааво Тиннеля говорят, что он «осветил всю Финляндию». Он стал первым автором, который работал исключительно над лампами. Но при этом дизайн всегда остается творческой профессией: фактически то, что мы сегодня подразумеваем под этим термином, раньше называлось прикладным искусством. Дизайнер должен уметь мыслить и как создатель объектов для практических нужд, и как художник. Почему финский дизайн настолько популярен? Многие художники, рожденные в нашей стране, путешествовали по всему миру. Того же Алвара Аалто можно назвать по-настоящему интернациональным архитектором и дизайнером, он объехал весь мир, и спроектировал огромное разнообразие объектов – от домов до светильников и табуретов… Многие предметы, представленные сегодня на выставке, тиражировались, особенно после их представления на международных выставках. Весь тираж кресла-шара Ээро Аарнио (1963 года) после Кёльнской выставки скупили итальянцы. Кроме того, наша страна – очень маленькая, и расположена она довольно далеко от США и даже от Западной Европы: поэтому нам просто приходится быть «интернациональными». Но цена глобализации – утрата идентичности и традиционных ремесел. К сожалению, многие объекты создаются сегодня на тайских фабриках, а не на наших собственных производствах». <br> </span> </p> <p> <span style="font-size: 14pt;">И правда, когда ходишь по залам экспозиции, складывается ощущение, что добрая половина современного быта – это изобретение финнов. Чего стоит только одна культовая модель мобильного телефона Nokia (все с той же надписью на витрине: «Экспонат руками не трогать»). За историей отдельных объектов – просто невероятные сюжеты. На выставке демонстрируется «материнский пакет». Финское государство стало снабжать будущих матерей предметами первой необходимости в 1940-е годы. Это позволило повысить рождаемость в стране. И до сих пор компактная коробка с детскими вещами преподносится каждой молодой маме. Организаторы выставки (кстати, все они – женщины) с особым трепетом относятся именно к этому объекту. <br> </span> </p> <p> <span style="font-size: 14pt;">Иные экспонаты погружают зрителей в мир сказок и мифов. В витрине – ожерелье «Астероидные долины» Бьорна Векстрёма, украсившее принцессу Леи в «Звездных войнах». А в волшебных шарфах «Полярная Византия» воспроизводятся сказки писательницы Розы Ликс: «В самых потаенных уголках дремучих лесов дальнего-дальнего Севера мы, единственные их обитатели, готовились встречать весну, пахнущую луговыми цветами, – но на веточках белоснежных берез все никак не появлялись первые листочки. Ярко-зеленые почки, из которых они должны были появиться, увядали…». Этот отрывок напоминает русскому зрителю о еще одной теме выставки: связи России и Финляндии. Организаторы экспозиции подчеркивают, что это соседство двух стран немало привнесло в финскую культуру. В отдельной витрине – стилизованные матрешки, пасхальные яйца и елочки, созданные Com-pa-ny специально для московских гастролей. Участники этого творческого дуэта с упоением рассказывают о своих путешествиях по России и о техниках, которым здесь научились. Кажется, недалек тот момент, когда обучать нас русским традиционным ремеслам и популяризировать их будут именно художники из Финляндии. Что ж, это наши давние соседи, и кому, как не им понять русскую душу, а затем и монетизировать это знание. Судя по колоссальной экспансии финского дизайна, у них это хорошо получится. Впрочем, у России еще есть время занять эту нишу. <br> </span> </p> <p> <span style="font-size: 14pt;">Помимо дизайнерских объектов в пространстве МАММ можно увидеть разнообразные архитектурные решения, запечатленные в фото- и видеоматериалах. Это и Церковь Темппелиаукио, созданная в 1969 году в Хельсинки в толще скалы, и проекты бань. Отчего-то авторы экспозиции решили, что тема сауны должна быть очень близкой русскому зрителю, но, похоже, они ошиблись локацией: рафинированная московская публика, посетители модных арт-ивентов довольно далеки от банных традиций. Гораздо ближе дню сегодняшнему – строительство концерна ЮИТ с жилыми комплексами в Санкт-Петербурге и в Московской области. Кстати, компания с более чем столетней историей, трудилась еще на территории СССР. Любопытно, что сам Алвар Аалто построил свою знаменитую библиотеку в Выборге (в 1935 году) незадолго до того, как город перешел к Советскому Союзу. А для нее спроектировал и те самые табуретки, которые затем на вооружение взял известный шведский мебельный концерн. На московской выставке представлен другой его культовый объект – кресло, созданное архитектором для туберкулезной лечебницы. Больные получали максимально возможный комфорт для тела, пользуясь этим изобретением и сидя под солнечными лучами. До сих пор оно служит примером идеально удобного предмета интерьера и воплощает в своих формах финский мебельный концепт. Хотя, очевидно, эти объекты – нечто большее, чем просто удобные, лаконичные, стильные вещи. Они формируют определенный образ жизни, учат искать прекрасное в простом, довольствоваться малым, но обязательно идеальным. <br> </span> </p> <p> <span style="font-size: 14pt;">Не менее совершенны, чем экспонаты, сами создатели экспозиции: гармоничные, умные, сошедшие с обложек арт-журналов. Лучшей рекламы их собственным объектам и не придумаешь. Окружить себя такими вещами – уже искусство. Приходите научиться в Мультимедиа Арт Музея до 17 декабря. <br> </span> </p> <p> <span style="font-size: 14pt;">Автор статьи: Екатерина Ким <br> </span> </p> <p> <span style="font-size: 14pt;">Ф</span><span style="font-size: 14pt;">ото: Мультимедиа Арт Музей, Москва / Музей «Московский Дом фотографии» </span> </p>

Революция по-фински: шедевры дизайна в МАММ

Революция по-фински: шедевры дизайна в МАММ

Революция по-фински: шедевры дизайна в МАММ

Революция по-фински: шедевры дизайна в МАММ

Интересное по теме

Кино-театр

Заработать на будущем
25 октября 2024, 13:47

Коллекционирование/Арт-рынок

«Феррари» Анджелины Джоли сняли с аукциона
6 ноября 2024, 08:58

Музеи и выставки

«В Музее военной формы много мультимедиа. Если нельзя отобрать гаджет у ребенка, то нужно вложить в него правильный контент»
28 октября 2024, 15:35