Революция 1917: взгляд из России и Европы

Музеи и выставки

Революция 1917: взгляд из России и Европы
18 Октября 2017, 16:35
В год столетия революции ведущие российские и европейские музеи предлагают посетителям окунуться в события того времени.

В год столетия революции ведущие российские и европейские музеи предлагают посетителям окунуться в события того времени. У каждого музея - своя уникальная концепция юбилейного проекта. Москва, Санкт-Петербург, Цюрих и Берлин разработали для зрителей различные возможности совершить путешествие во времени с помощью документов, фотографий, картин, плакатов, скульптур, оружия, одежды, звукозаписей.

Много пронзительно-красного, белого и унылого темно-серого. Посреди зала - печатный станок и газета («Вся власть Учредительному собранию! Землю - крестьянам! Рабочим - свободный труд! Женщинам - равноправие!). В конце зала скромный небольшой бюст Ленина. Много звуков одновременно: "Рабочая Марсельеза», гудок забастовщиков, тихий стук печатной машинки. Но все это не сливается в какофонию, а создает тревожную атмосферу вокруг зрителя, пришедшего в Музей современной истории на выставку «1917. Код революции». Подготовленная Музеем современной истории России совместно с Российским государственным архивом социально-политической истории экспозиция, на которой представлено более 1500 артефактов, получила Всероссийскую историко-литературную премию «Александр Невский».

Выставка отражает прежде всего ситуацию в России, сложившуюся накануне Октябрьской революции. Множество экспонатов связаны с Первой мировой войной - от обмундирования и знамен до писем, фотографий, кадров кинохроники, карикатур, телеграмм.

Впрочем, мрачных свидетельств революционных событий тоже хватает - балка московского дома с застрявшим в ней снарядом, форма красноармейца, пулемет «Максима». Гражданской войне и красному террору уделяется меньше внимания, хотя есть и уникальные предметы - ранее не выставлявшееся облачение патриарха Тихона, один из «кольтов», принадлежавших участнику расстрела царской семьи.

Музей политической истории России главного города революции,  Санкт-Петербурга, предлагает в юбилейный год как документальные свидетельства событий, так и современную их трактовку. Музей подготовил к юбилею государственного переворота целый ряд мероприятий (некоторые из них уже завершились, другие еще впереди). Несколько небольших экспозиций (в том числе ежемесячные выставки одного экспоната) показывают события 1917-1920 гг. глазами советских (живопись) и современных художников (инсталляции). Для тех, кому язык живописи кажется слишком тихим, есть громкость лозунгов тех лет: от агитации за революцию и пропаганды нового строя до призывов бороться с неграмотностью.

Но, безусловно, самое значительное посвящение революции в музее - экспозиция «Революция в России. 1917-1922», на которой события с февраля по сентябрь 1917 года представлены как единый процесс.

Рассказ начинается с падения российской монархии в результате февральских событий и образования Петроградского Совета рабочих и солдатских депутатов и Временного правительства. Затем зритель попадает в штаб большевиков, действовавший с марта по июль. Рабочая комната В.И. Ленина и его рукописи, письменный стол Якова Свердлова и Надежды Крупской – внешне вполне обычные, ничем не примечательные кабинеты того времени, но знамена и подшивка «Правды» напоминают об обратном. И дальше по нарастающей: захват Зимнего дворца и арест Временного правительства, II съезд Советов, Брестский мир: документы, личные вещи и кинохроника.

В отличие от московской выставки, в центре которой находятся предпосылки создания революционной ситуация, прежде всего, Первая мировая война, петербургская экспозиция больше внимания уделяет периоду военного коммунизма. «Мы хотим донести до массового зрителя события того времени не вставая на чью-либо сторону. Революция для нас не результат, а процесс. Присутствие на выставке обыденных вещей того времени, которыми пользовались люди, «позволяет глубже проникнуть в то время, испытав определенные эмоции», - рассказал «Культуромании» Сергей Леонидович Спиридонов, старший научный сотрудник отдела научно-экспозиционного проектирования музея. По его словам, «Революция в России. 1917-1922» – это не просто одна из выставок, а постоянная экспозиция музея, его профильная тема.

Для тех, кому интересен язык изобразительного искусства, Музей политической истории вместе с РОСФОТО 29 сентября открыл выставку «Пункт назначения — коммунизм!», которая проходит в залах РОСФОТО. Картины, лубки, сатирические рисунки, плакаты, фотографии, скульптуры в основном 1920-ых- 1930-ых годов покажут надежды, устремления, мечты людей тех лет, политическую пропаганду, гордость за свершившиеся проекты. На выставке можно увидеть работы Н. И. Альтмана, С. В. Чехонина, Б. М. Кустодиева, Н. Я. Данько, М. В. Добужинского и других известных авторов.

Прошедшая летом в Цюрихе в рамках совместного проекта Музея политической истории России, Швейцарского национального музея и Немецкого исторического музея выставка под названием «1917 год. Революция. Россия и Швейцария» также представила ту эпоху пестрым, красочным языком живописи. В Цюрих приезжали экспонаты из примерно 60 музеев и архивов разных стран, в том числе из ведущих российских культурных учреждений. Так, из Русского музея были представлены картины И.И. Шишкина, Н.С. Гончаровой, А.К. Саврасова, а также образцы тканей конца 20-ых - 30-ых годов. Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства отправил в Швейцарию несколько эскизов Казимира Малевича к постановке первой футуристической оперы «Победа над солнцем» (1913). Кроме того, публике были показаны личные вещи участников событий тех лет, например, шляпа, письма и документы Фрица Платтена, швейцарского социал-демократа, одного из организаторов возвращения В.И.Ленина и его товарищей в Петроград из Швейцарии в апреле 1917 года. Как рассказала «Культуромании» куратор выставки Кристиане Янеке, основными целями выставки было показать взаимоотношения между Россией и Швейцарией в то время, а также два направления миграции (в основном дореволюционной), из Швейцарии в Россию и наоборот: в Швейцарии жили и творили известные русские художники, например, И. И. Шишкин.

Вторая выставка в рамках этого же проекта под названием «1917 год. Революция. Россия и Европа» открывается сегодня, 18 октября, в Немецком историческом музее (Берлин).

На берлинской выставке будет представлено более 500 экспонатов из музеев и архивов шести стран: от фильмов, фотографий, документов, оружия до картин, скульптур, плакатов, флагов, тканей, предметов быта. Они отражают как ситуацию в политике, экономике и культуре накануне революции (события 1905-1907 годов, начало Первой мировой войны, становление русского авангарда), так и неоднозначные послереволюционные процессы. «В отличие от выставок в Москве, Санкт-Петербурге и Цюрихе экспозиция в Берлине покажет значение и последствия российской революции для всей Европы на примере Германии, Венгрии, Италии Польши, Великобритании и Франции, - рассказала «Культуромании» г-жа Янеке, курирующая также выставку в Германии. - В Берлине будет продемонстрирована реакция на революционные события в этих шести европейских странах. С одной стороны, там царили восторг и воодушевление, поэтому неудивительно, что в СССР переезжали прокоммунистически настроенные европейцы. Но была и противоположная реакция: страх перед будущим, перед красным террором». Из советской России, движимые этим страхом, бежали ученые, художники. Таким образом, в отличие от выставки в Цюрихе, в Берлине будут показаны и дореволюционные, и послереволюционные миграционные процессы. По словам Янеке, присутствие в Цюрихе и Берлине большого количества личных вещей, принадлежавших жившим в то время людям, делает восприятие публикой выставок более личным. В целом концепция выставки в Германии предполагает ни в коем случае не линейное представление, а множество перспектив и интерпретаций.

Автор статьи: Татьяна Глазкова

Подпишитесь на наш телеграм-канал, чтобы всегда быть в самом центре культурной жизни

Революция 1917: взгляд из России и Европы

<h2> В год столетия революции ведущие российские и европейские музеи предлагают посетителям окунуться в события того времени. У каждого музея - своя уникальная концепция юбилейного проекта. Москва, Санкт-Петербург, Цюрих и Берлин разработали для зрителей различные возможности совершить путешествие во времени с помощью документов, фотографий, картин, плакатов, скульптур, оружия, одежды, звукозаписей. </h2> <p> </p> <p> </p> <p> <span style="font-size: 14pt;">Много пронзительно-красного, белого и унылого темно-серого. Посреди зала - печатный станок и газета («Вся власть Учредительному собранию! Землю - крестьянам! Рабочим - свободный труд! Женщинам - равноправие!). В конце зала скромный небольшой бюст Ленина. Много звуков одновременно: "Рабочая Марсельеза», гудок забастовщиков, тихий стук печатной машинки. Но все это не сливается в какофонию, а создает тревожную атмосферу вокруг зрителя, пришедшего в Музей современной истории на выставку «1917. Код революции». Подготовленная Музеем современной истории России совместно с Российским государственным архивом социально-политической истории экспозиция, на которой представлено более 1500 артефактов, получила Всероссийскую историко-литературную премию «Александр Невский». <br> </span> </p> <blockquote> <span style="font-size: 14pt;">Выставка отражает прежде всего ситуацию в России, сложившуюся накануне Октябрьской революции. Множество экспонатов связаны с Первой мировой войной - от обмундирования и знамен до писем, фотографий, кадров кинохроники, карикатур, телеграмм. </span> </blockquote> <p> <span style="font-size: 14pt;">Впрочем, мрачных свидетельств революционных событий тоже хватает - балка московского дома с застрявшим в ней снарядом, форма красноармейца, пулемет «Максима». Гражданской войне и красному террору уделяется меньше внимания, хотя есть и уникальные предметы - ранее не выставлявшееся облачение патриарха Тихона, один из «кольтов», принадлежавших участнику расстрела царской семьи. <br> </span> </p> <p> <span style="font-size: 14pt;">Музей политической истории России главного города революции,  Санкт-Петербурга, предлагает в юбилейный год как документальные свидетельства событий, так и современную их трактовку. Музей подготовил к юбилею государственного переворота целый ряд мероприятий (некоторые из них уже завершились, другие еще впереди). Несколько небольших экспозиций (в том числе ежемесячные выставки одного экспоната) показывают события 1917-1920 гг. глазами советских (живопись) и современных художников (инсталляции). Для тех, кому язык живописи кажется слишком тихим, есть громкость лозунгов тех лет: от агитации за революцию и пропаганды нового строя до призывов бороться с неграмотностью. <br> </span> </p> <blockquote> <div> <span style="font-size: 14pt;"> </span><span style="font-size: 14pt;">Но, безусловно, самое значительное посвящение революции в музее - экспозиция «Революция в России. 1917-1922», на которой события с февраля по сентябрь 1917 года представлены как единый процесс. </span> </div> </blockquote> <p> <span style="font-size: 14pt;">Рассказ начинается с падения российской монархии в результате февральских событий и образования Петроградского Совета рабочих и солдатских депутатов и Временного правительства. Затем зритель попадает в штаб большевиков, действовавший с марта по июль. Рабочая комната В.И. Ленина и его рукописи, письменный стол Якова Свердлова и Надежды Крупской – внешне вполне обычные, ничем не примечательные кабинеты того времени, но знамена и подшивка «Правды» напоминают об обратном. И дальше по нарастающей: захват Зимнего дворца и арест Временного правительства, II съезд Советов, Брестский мир: документы, личные вещи и кинохроника. <br> </span> </p> <p> <span style="font-size: 14pt;">В отличие от московской выставки, в центре которой находятся предпосылки создания революционной ситуация, прежде всего, Первая мировая война, петербургская экспозиция больше внимания уделяет периоду военного коммунизма. «Мы хотим донести до массового зрителя события того времени не вставая на чью-либо сторону. Революция для нас не результат, а процесс. Присутствие на выставке обыденных вещей того времени, которыми пользовались люди, «позволяет глубже проникнуть в то время, испытав определенные эмоции», - рассказал «Культуромании» Сергей Леонидович Спиридонов, старший научный сотрудник отдела научно-экспозиционного проектирования музея. По его словам, «Революция в России. 1917-1922» – это не просто одна из выставок, а постоянная экспозиция музея, его профильная тема.</span> </p> <p> <span style="font-size: 14pt;">Для тех, кому интересен язык изобразительного искусства, Музей политической истории вместе с РОСФОТО 29 сентября открыл выставку «Пункт назначения — коммунизм!», которая проходит в залах РОСФОТО. Картины, лубки, сатирические рисунки, плакаты, фотографии, скульптуры в основном 1920-ых- 1930-ых годов покажут надежды, устремления, мечты людей тех лет, политическую пропаганду, гордость за свершившиеся проекты. На выставке можно увидеть работы Н. И. Альтмана, С. В. Чехонина, Б. М. Кустодиева, Н. Я. Данько, М. В. Добужинского и других известных авторов. <br> </span> </p> <p> <span style="font-size: 14pt;">Прошедшая летом в Цюрихе в рамках совместного проекта Музея политической истории России, Швейцарского национального музея и Немецкого исторического музея выставка под названием «1917 год. Революция. Россия и Швейцария» также представила ту эпоху пестрым, красочным языком живописи. В Цюрих приезжали экспонаты из примерно 60 музеев и архивов разных стран, в том числе из ведущих российских культурных учреждений. Так, из Русского музея были представлены картины И.И. Шишкина, Н.С. Гончаровой, А.К. Саврасова, а также образцы тканей конца 20-ых - 30-ых годов. Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства отправил в Швейцарию несколько эскизов Казимира Малевича к постановке первой футуристической оперы «Победа над солнцем» (1913). Кроме того, публике были показаны личные вещи участников событий тех лет, например, шляпа, письма и документы Фрица Платтена, швейцарского социал-демократа, одного из организаторов возвращения В.И.Ленина и его товарищей в Петроград из Швейцарии в апреле 1917 года. Как рассказала «Культуромании» куратор выставки Кристиане Янеке, основными целями выставки было показать взаимоотношения между Россией и Швейцарией в то время, а также два направления миграции (в основном дореволюционной), из Швейцарии в Россию и наоборот: в Швейцарии жили и творили известные русские художники, например, И. И. Шишкин. <br> </span> </p> <blockquote> <span style="font-size: 14pt;">Вторая выставка в рамках этого же проекта под названием «1917 год. Революция. Россия и Европа» открывается сегодня, 18 октября, в Немецком историческом музее (Берлин). </span> </blockquote> <p> <span style="font-size: 14pt;">На берлинской выставке будет представлено более 500 экспонатов из музеев и архивов шести стран: от фильмов, фотографий, документов, оружия до картин, скульптур, плакатов, флагов, тканей, предметов быта. Они отражают как ситуацию в политике, экономике и культуре накануне революции (события 1905-1907 годов, начало Первой мировой войны, становление русского авангарда), так и неоднозначные послереволюционные процессы. «В отличие от выставок в Москве, Санкт-Петербурге и Цюрихе экспозиция в Берлине покажет значение и последствия российской революции для всей Европы на примере Германии, Венгрии, Италии Польши, Великобритании и Франции, - рассказала «Культуромании» г-жа Янеке, курирующая также выставку в Германии. - В Берлине будет продемонстрирована реакция на революционные события в этих шести европейских странах. С одной стороны, там царили восторг и воодушевление, поэтому неудивительно, что в СССР переезжали прокоммунистически настроенные европейцы. Но была и противоположная реакция: страх перед будущим, перед красным террором». Из советской России, движимые этим страхом, бежали ученые, художники. Таким образом, в отличие от выставки в Цюрихе, в Берлине будут показаны и дореволюционные, и послереволюционные миграционные процессы. По словам Янеке, присутствие в Цюрихе и Берлине большого количества личных вещей, принадлежавших жившим в то время людям, делает восприятие публикой выставок более личным. В целом концепция выставки в Германии предполагает ни в коем случае не линейное представление, а множество перспектив и интерпретаций. <br> </span> </p> <p> <span style="font-size: 14pt;">Автор статьи: Татьяна Глазкова </span> </p> <p> </p>

Революция 1917: взгляд из России и Европы

Революция 1917: взгляд из России и Европы

Революция 1917: взгляд из России и Европы

Революция 1917: взгляд из России и Европы

Интересное по теме

Государство и культура

«Британская история в опасности»
11 октября 2024, 13:05

Коллекционирование/Арт-рынок

Елена Белоногова, основательница арт-платформы Cube.Moscow: «Искусство может быть хорошей инвестицией в эмоцию»
18 октября 2024, 14:27

Коллекционирование/Арт-рынок

Миллион за пустоту
1 ноября 2024, 13:29