Разговор о скульптуре будущего. Выставка Вадима Космачева в Третьяковке
28 Мая 2018, 08:48
Поделиться
В Третьяковской галерее открылась первая выставка Вадима Космачева (р. 1938) — скульптора, графика и живописца, представителя российской художественной школы и последователя идей русского авангарда. Покинув СССР в 1979-м году, художник успешно творит на Западе, а вот на Родине почти неизвестен. Для нашей публики и искусствоведов это новое открытие художника
В Третьяковской галерее открылась первая выставка Вадима Космачева (р. 1938) — скульптора, графика и живописца, представителя российской художественной школы и последователя идей русского авангарда. В советские годы работы Космачева были альтернативой официальному искусству. Покинув СССР в 1979-м году, художник успешно творит на Западе, а вот на Родине почти неизвестен. Для нашей публики и искусствоведов это новое открытие художника.
Творчество Вадима Космачева принадлежит культуре как России, так и Германии и Австрии, куда он эмигрировал в 1979 году. За свою творческую жизнь художник создал более 40 масштабных скульптур для общественных пространств России, Германии, Австрии и США.
Выставка состоит из двух частей: ретроспективной и перспективной - демонстрирующей новые возможности развития скульптуры в современном мире. В экспозицию вошли объекты из фарфора, рельефы из металла на дереве – вантагрегаты, живопись, графика, интерьерные скульптуры, скульптуры-прототипы для общественных пространств, модели скульптур. Впервые будут представлены оригинальные макеты, предоставленные художником материалы из фото и видеоархивов и фильм австрийского фотографа Андреаса Вальдшютца.
“Просто невероятно, что этот проект состоялся. Это совершенно особый день, когда можно сказать, что мечта сбылась. Ведь 40 лет назад художник был вынужден покинуть свою страну из-за боязни, что он не сможет продолжать свое творческое развитие так, как этого требует его душа. Тем не менее сегодня выставка открывается здесь - в Третьяковской галерее и это совершенно невероятно. Для меня большая честь быть частью этого. Именно в наше время особенно важно чтобы формулировалась и транслировалась четкая и автономная позиция в искусстве и была возможность о ней дискутировать. И художники, которые посвящают себя искусству, которые чувствуют, отражают свое восприятие реальности, всегда вызывали мой интерес и мое особое уважение”, - отметил Петер Нёвер - куратор выставки, директор MAK Vienna / Los Angeles с 1986 по 2011 год.
Директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова рассказала о выставке.
- Сегодня мы открываем очень интересный выставочный проект, в котором интересно все. Вадим Комачев - это русский художник, который учился в Москве, имел возможность посещать запасники Третьяковской галереи и соприкасаться с произведениями русского авангарда. Это поколение было первым после поколения художников-авангардистов и через десятилетия оно восприняло основные художественные концепции, которые определили ХХ век и которые впервые были предложены именно художниками русского авангарда. Вадим Космачев был одним из первых российских художников, который в 60-70 годы ХХ века стал возводить большие значимые общественные памятники не фигуративные по своей сути, а беспредметные. Весь этот комплекс идей был замечательно продолжен и развит художником в период его жизни в Германии и Австрии. И то, что вы увидите на этой выставке - это русская идея и русская креативность, на которую наложились удивительная технологическая точность и совершенство, отличающие современное искусство Германии и Австрии. В результате возникает очень цельная и сильная фигура художника, который, оставаясь концептуальным русским художником, является совершенно органичной составляющей художественного процесса Европы. Его “живые дышащие” скульптуры удивительным образом взаимодействуют с окружающей природой. В них отражается солнце, они живут, движутся и трансформируются в процессе диалога со зрителем.
Ретроспективная часть выставки начинается с проекта 1975 года, который Вадим Космачев создал в Ашхабаде для фасада модернистского здания библиотеки им. Карла Маркса. “Конструкта” - одна из самых известных скульптур художника, которая в разные периоды имела разные названия. На выставке представлено два макета скульптуры и уникальный фильм 1978 года про советских художников неофициального толка, который создал атташе по культуре Австрии в СССР Доктор Марте. “Это была по тем временам уникальная скульптура, потому что модернизма, причем абстрактного, в скульптуре тогда было очень мало. Модернизм в скульптуре очень тяжело приживался (хотя в архитектуре он торжествовал), потому что была серьезная конкуренция с соцреалистами. Конфликт архитектуры и скульптуры не был решен внутри позднего советского модернизма и он и послужил причиной отъезда Вадима из Советского Союза. Модель “Конструкты” вызывает ассоциации с мачтами или парусами. Это абстракция, предполагающая скульптуру не как форму, а как пространство в первую очередь”, - рассказал куратор выставки Кирилл Светляков.
Также в ретроспективной части экспозиции представлены оригинальные фарфоровые работы 70-х годов, которые находятся в собственности художника и привезены из Австрии. Они созданы на заводе Стройфарфор и некоторые из них вполне утилитарны, например фонтан; некоторые представляют собой свободную импровизацию. На заводе художник экспериментировал с фрагментами керамических изделий и свободно конструировал их. “Для художников, интересовавшихся модернизмом, Стройфарфор в 70-е годы был самым правильным местом для реализации своих идей. Эти скульптуры, которые я бы назвал “эксцентричными объектами”, производят впечатление технических, утилитарных, но одновременно это свободная форма. Критики не знали как называть такие объекты, когда они появились в скульптуре в 50-60 годов ХХ века. В Америке их стали называть “нео да-да”. Это направление возникло на разломе между модернизмом и постмодернизмом и существовало параллельно поп-арту. Это постмодернистские по своей сути объекты, в которых Вадим Космачев впервые использовал открытые стяжки, что было не характерны для подобной скульптуры. Эти проекты являются подобием больших, монументальных форм”, - подчеркнул куратор.
Следующий блок работ связан с темой отъезда Вадима Космачева в Австрию в 1979 году. Здесь представлена серия “Визы” и гобелены его жены - художника Елены Коневой. “Елену в первую очередь интересовал рельеф - сочетание инородных элементов и гобелена. Сама идея превращение рельефа в скульптуру очень оригинальна. Что же касается работ серии “Визы” - похожая серия была у Оскара Рабина в 1978 году. Эти работы экспонировались на выставке Энди Уорхола - это был один из первых проектов, когда из старой фабрики владелец создал пространство для художников. Вадим и Елена проживали там полтора года, работали и в результате появился этот проект”, - рассказал Кирилл Светляков.
Также представлены работы немецко-австрийского периода. Вадим Космачев выиграл 32 конкурса, в результате чего в общественных пространствах в Германии и в Австрии были установлены его скульптуры. Это импровизации на тему мобилей, геометрии и органики. “Чем они интересны - здесь начинается переход от жестких геометрических форм модернизма к формам, которые напоминают не только части тела, но и строение, структуру тела. Так в образы Космачева возвращается структура органики, которая в модернизме всячески вытеснялась, потому что русский авангард связан в первую очередь с геометрией, а здесь идет разрыв с этой геометрической абстракцией”, - отметил куратор.
Перспективная часть выставки - это разговор о скульптуре будущего, о том, какие формы скульптура может принимать. Мысль художника опережает современные технологии и возможности ее реализации, но по словам кураторов, ненадолго. Ряд проектов Космачева посвящены идее интерактивной скульптуры, которая может менять цвет в зависимости от температуры окружающей среды, вибрировать в присутствии зрителя. Покрытие настолько тонкое, что оно реагируют на человека. Например, пленка фотовольтаики, которая способна впитывать и передавать солнечную энергию, за счет чего двигатель работает и трансформирует скульптуру.
Представленные в этом разделе экспонаты связаны с темой ДНК, легких и сердца. Один из представленных проектов - “Сердце города” должен был быть реализован в Москва-Сити. Проект предполагал очень сложную подсветку, скульптура должна была аккумулировать энергию города и пульсировать.
Программная скульптура раздела - “Квадрат движения” - визуализация проекта с поршнями, которые меняются в зависимости от движения солнца и дышат. От темы пульсация сердца, скульптор переходит к теме “дышащих” скульптур. Квадрат состоит из нескольких сегментов и в процессе отражения окружающего пространства он меняется сам по себе. Интересно, что скульптура сконструирована художником без помощи инженеров.
Кирилл Светляков рассказал о своем видении художника.
- Выставка Вадима Космачева - это разговор о скульптуре будущего. Его скульптура - это контрмонументы в которых сама идея жесткости структуры преодолена. У меня был интересный разговор с Питером Нёвером - куратором выставки со стороны Австрии. Я спросил, западным или русским художником он считает Вадима, на что тот ответил, что русским - “претензия на универсализм”. То есть претензия на универсальную идею, в том смысле , что западные художники решают более конкретные задачи и задают себе определенные рамки.
- Первый раз, когда я увидел скульптуры Вадима, я подумал, что проект под названием “русский авангард” не завершен, он продолжается. И хотя многие зрители, которые видели выставки русского авангарда, уверены, что это история и архив, но до тех пор, пока идеи 10, 20, 30-х годов не реализованы, пока башня Татлина не построена, нельзя сказать, что это архив. Тем более весь мир живет на каркасе, на скелете авангарда и конструктивизма. Но дело даже не в этом - у Вадима мы наблюдаем переход от жесткой геометрии авангарда к техноорганике. Это уже совсем другой уровень понимания современной скульптуры - скульптуры как источника энергии, скульптуры как аккумулятора энергии, скульптуры, которая меняется в зависимости от условий окружающей среды, а в перспективе может запоминать зрителя. Умные скульптуры - это будущее. Эти идеи опять же берут свое начало из 20-х годов. Это тогда они казались безумными фантазиями, а сейчас это уже вопрос не столько технологий - они подтянулись, а вопрос понимания скульптурной формы и взаимодействия скульптуры и зрителя. И за это понимание я очень благодарен Вадиму.
Выставка “Вадим Космачев. Дыхание скульптуры” продлится в Третьяковской галерее на Крымском Валу до 19 августа.
Ольга Степанова
Подпишитесь на наш телеграм-канал, чтобы всегда быть в самом центре культурной
жизни
Разговор о скульптуре будущего. Выставка Вадима Космачева в Третьяковке
<h2>В Третьяковской галерее открылась первая выставка Вадима Космачева (р. 1938) — скульптора, графика и живописца, представителя российской художественной школы и последователя идей русского авангарда. В советские годы работы Космачева были альтернативой официальному искусству. Покинув СССР в 1979-м году, художник успешно творит на Западе, а вот на Родине почти неизвестен. Для нашей публики и искусствоведов это новое открытие художника.</h2>
<br>
<span style="font-size: 14pt;">Творчество Вадима Космачева принадлежит культуре как России, так и Германии и Австрии, куда он эмигрировал в 1979 году. За свою творческую жизнь художник создал более 40 масштабных скульптур для общественных пространств России, Германии, Австрии и США.</span><br>
<span style="font-size: 14pt;"> </span><br>
<span style="font-size: 14pt;">
Выставка состоит из двух частей: ретроспективной и перспективной - демонстрирующей новые возможности развития скульптуры в современном мире. В экспозицию вошли объекты из фарфора, рельефы из металла на дереве – вантагрегаты, живопись, графика, интерьерные скульптуры, скульптуры-прототипы для общественных пространств, модели скульптур. Впервые будут представлены оригинальные макеты, предоставленные художником материалы из фото и видеоархивов и фильм австрийского фотографа Андреаса Вальдшютца. </span><br>
<span style="font-size: 14pt;"> </span><br>
<span style="font-size: 14pt;">
“Просто невероятно, что этот проект состоялся. Это совершенно особый день, когда можно сказать, что мечта сбылась. Ведь 40 лет назад художник был вынужден покинуть свою страну из-за боязни, что он не сможет продолжать свое творческое развитие так, как этого требует его душа. Тем не менее сегодня выставка открывается здесь - в Третьяковской галерее и это совершенно невероятно. Для меня большая честь быть частью этого. Именно в наше время особенно важно чтобы формулировалась и транслировалась четкая и автономная позиция в искусстве и была возможность о ней дискутировать. И художники, которые посвящают себя искусству, которые чувствуют, отражают свое восприятие реальности, всегда вызывали мой интерес и мое особое уважение”, - отметил <b>Петер Нёвер </b>- куратор выставки, директор MAK Vienna / Los Angeles с 1986 по 2011 год. </span><br>
<span style="font-size: 14pt;"> </span><br>
<span style="font-size: 14pt;">
Директор Третьяковской галереи <b>Зельфира Трегулова</b> рассказала о выставке.</span><br>
<span style="font-size: 14pt;">
- Сегодня мы открываем очень интересный выставочный проект, в котором интересно все. Вадим Комачев - это русский художник, который учился в Москве, имел возможность посещать запасники Третьяковской галереи и соприкасаться с произведениями русского авангарда. Это поколение было первым после поколения художников-авангардистов и через десятилетия оно восприняло основные художественные концепции, которые определили ХХ век и которые впервые были предложены именно художниками русского авангарда. Вадим Космачев был одним из первых российских художников, который в 60-70 годы ХХ века стал возводить большие значимые общественные памятники не фигуративные по своей сути, а беспредметные. Весь этот комплекс идей был замечательно продолжен и развит художником в период его жизни в Германии и Австрии. И то, что вы увидите на этой выставке - это русская идея и русская креативность, на которую наложились удивительная технологическая точность и совершенство, отличающие современное искусство Германии и Австрии. В результате возникает очень цельная и сильная фигура художника, который, оставаясь концептуальным русским художником, является совершенно органичной составляющей художественного процесса Европы. Его “живые дышащие” скульптуры удивительным образом взаимодействуют с окружающей природой. В них отражается солнце, они живут, движутся и трансформируются в процессе диалога со зрителем.</span><br>
<span style="font-size: 14pt;"> </span><br>
<span style="font-size: 14pt;">
Ретроспективная часть выставки начинается с проекта 1975 года, который Вадим Космачев создал в Ашхабаде для фасада модернистского здания библиотеки им. Карла Маркса. “Конструкта” - одна из самых известных скульптур художника, которая в разные периоды имела разные названия. На выставке представлено два макета скульптуры и уникальный фильм 1978 года про советских художников неофициального толка, который создал атташе по культуре Австрии в СССР Доктор Марте. “Это была по тем временам уникальная скульптура, потому что модернизма, причем абстрактного, в скульптуре тогда было очень мало. Модернизм в скульптуре очень тяжело приживался (хотя в архитектуре он торжествовал), потому что была серьезная конкуренция с соцреалистами. Конфликт архитектуры и скульптуры не был решен внутри позднего советского модернизма и он и послужил причиной отъезда Вадима из Советского Союза. Модель “Конструкты” вызывает ассоциации с мачтами или парусами. Это абстракция, предполагающая скульптуру не как форму, а как пространство в первую очередь”, - рассказал куратор выставки <b>Кирилл Светляков</b>. </span><br>
<span style="font-size: 14pt;"> </span><br>
<span style="font-size: 14pt;">
Также в ретроспективной части экспозиции представлены оригинальные фарфоровые работы 70-х годов, которые находятся в собственности художника и привезены из Австрии. Они созданы на заводе Стройфарфор и некоторые из них вполне утилитарны, например фонтан; некоторые представляют собой свободную импровизацию. На заводе художник экспериментировал с фрагментами керамических изделий и свободно конструировал их. “Для художников, интересовавшихся модернизмом, Стройфарфор в 70-е годы был самым правильным местом для реализации своих идей. Эти скульптуры, которые я бы назвал “эксцентричными объектами”, производят впечатление технических, утилитарных, но одновременно это свободная форма. Критики не знали как называть такие объекты, когда они появились в скульптуре в 50-60 годов ХХ века. В Америке их стали называть “нео да-да”. Это направление возникло на разломе между модернизмом и постмодернизмом и существовало параллельно поп-арту. Это постмодернистские по своей сути объекты, в которых Вадим Космачев впервые использовал открытые стяжки, что было не характерны для подобной скульптуры. Эти проекты являются подобием больших, монументальных форм”, - подчеркнул куратор.</span><br>
<span style="font-size: 14pt;"> </span><br>
<span style="font-size: 14pt;">
Следующий блок работ связан с темой отъезда Вадима Космачева в Австрию в 1979 году. Здесь представлена серия “Визы” и гобелены его жены - художника Елены Коневой. “Елену в первую очередь интересовал рельеф - сочетание инородных элементов и гобелена. Сама идея превращение рельефа в скульптуру очень оригинальна. Что же касается работ серии “Визы” - похожая серия была у Оскара Рабина в 1978 году. Эти работы экспонировались на выставке Энди Уорхола - это был один из первых проектов, когда из старой фабрики владелец создал пространство для художников. Вадим и Елена проживали там полтора года, работали и в результате появился этот проект”, - рассказал Кирилл Светляков.</span><br>
<span style="font-size: 14pt;"> </span><br>
<span style="font-size: 14pt;">
Также представлены работы немецко-австрийского периода. Вадим Космачев выиграл 32 конкурса, в результате чего в общественных пространствах в Германии и в Австрии были установлены его скульптуры. Это импровизации на тему мобилей, геометрии и органики. “Чем они интересны - здесь начинается переход от жестких геометрических форм модернизма к формам, которые напоминают не только части тела, но и строение, структуру тела. Так в образы Космачева возвращается структура органики, которая в модернизме всячески вытеснялась, потому что русский авангард связан в первую очередь с геометрией, а здесь идет разрыв с этой геометрической абстракцией”, - отметил куратор.</span><br>
<span style="font-size: 14pt;"> </span><br>
<span style="font-size: 14pt;">
Перспективная часть выставки - это разговор о скульптуре будущего, о том, какие формы скульптура может принимать. Мысль художника опережает современные технологии и возможности ее реализации, но по словам кураторов, ненадолго. Ряд проектов Космачева посвящены идее интерактивной скульптуры, которая может менять цвет в зависимости от температуры окружающей среды, вибрировать в присутствии зрителя. Покрытие настолько тонкое, что оно реагируют на человека. Например, пленка фотовольтаики, которая способна впитывать и передавать солнечную энергию, за счет чего двигатель работает и трансформирует скульптуру.</span><br>
<span style="font-size: 14pt;"> </span><br>
<span style="font-size: 14pt;">
Представленные в этом разделе экспонаты связаны с темой ДНК, легких и сердца. Один из представленных проектов - “Сердце города” должен был быть реализован в Москва-Сити. Проект предполагал очень сложную подсветку, скульптура должна была аккумулировать энергию города и пульсировать.</span><br>
<span style="font-size: 14pt;"> </span><br>
<span style="font-size: 14pt;">
Программная скульптура раздела - “Квадрат движения” - визуализация проекта с поршнями, которые меняются в зависимости от движения солнца и дышат. От темы пульсация сердца, скульптор переходит к теме “дышащих” скульптур. Квадрат состоит из нескольких сегментов и в процессе отражения окружающего пространства он меняется сам по себе. Интересно, что скульптура сконструирована художником без помощи инженеров. </span><br>
<span style="font-size: 14pt;"> </span><br>
<span style="font-size: 14pt;">
Кирилл Светляков рассказал о своем видении художника.</span><br>
<span style="font-size: 14pt;">
- Выставка Вадима Космачева - это разговор о скульптуре будущего. Его скульптура - это контрмонументы в которых сама идея жесткости структуры преодолена. У меня был интересный разговор с Питером Нёвером - куратором выставки со стороны Австрии. Я спросил, западным или русским художником он считает Вадима, на что тот ответил, что русским - “претензия на универсализм”. То есть претензия на универсальную идею, в том смысле , что западные художники решают более конкретные задачи и задают себе определенные рамки.</span><br>
<span style="font-size: 14pt;"> </span><br>
<span style="font-size: 14pt;">
- Первый раз, когда я увидел скульптуры Вадима, я подумал, что проект под названием “русский авангард” не завершен, он продолжается. И хотя многие зрители, которые видели выставки русского авангарда, уверены, что это история и архив, но до тех пор, пока идеи 10, 20, 30-х годов не реализованы, пока башня Татлина не построена, нельзя сказать, что это архив. Тем более весь мир живет на каркасе, на скелете авангарда и конструктивизма. Но дело даже не в этом - у Вадима мы наблюдаем переход от жесткой геометрии авангарда к техноорганике. Это уже совсем другой уровень понимания современной скульптуры - скульптуры как источника энергии, скульптуры как аккумулятора энергии, скульптуры, которая меняется в зависимости от условий окружающей среды, а в перспективе может запоминать зрителя. Умные скульптуры - это будущее. Эти идеи опять же берут свое начало из 20-х годов. Это тогда они казались безумными фантазиями, а сейчас это уже вопрос не столько технологий - они подтянулись, а вопрос понимания скульптурной формы и взаимодействия скульптуры и зрителя. И за это понимание я очень благодарен Вадиму.</span><br>
<span style="font-size: 14pt;"> </span><br>
<b> </b><span style="font-size: 14pt;"><b>
Выставка “Вадим Космачев. Дыхание скульптуры” продлится в Третьяковской галерее на Крымском Валу до 19 августа.</b></span><br>
<span style="font-size: 14pt;"> </span><br>
<span style="font-size: 14pt;"><b>
Ольга Степанова</b></span>
<p>
</p>
https://kulturomania.ru
Разговор о скульптуре будущего. Выставка Вадима Космачева в Третьяковке
Разговор о скульптуре будущего. Выставка Вадима Космачева в Третьяковке
Разговор о скульптуре будущего. Выставка Вадима Космачева в Третьяковке