Почему за их произведения могут заплатить почти 100 млн долларов?
Всякое произведение, будь то картина, скульптура, роман или театральная пьеса, приобретает добавленную стоимость в процессе своей истории за счет множества интерпретаций, долгого осмысления, капитализации мифа. Christie's использовал это во время предпродажной подготовки «Спасителя мира», создавая легенду прямо на глазах. На рекламных роликах картину разглядывали знаменитости, о ней писали, как о последнем произведении Леонардо, оставшемся в частных руках. «Спасителя» даже перенесли в зал современного искусства – это было остроумным маркетинговым ходом, там бывает самая богатая публика. Цена, в результате, побила все рекорды, хотя само произведение для Высокого Возрождения достаточно заурядно.
Коммерческий успех «Спасителя мира» еще раз доказывает, что, покупая произведение искусства, люди платят за легенду. Это игра – такая же, как бумажные деньги. Но если за работами старых мастеров стоит долгая история, то связанные с современным искусством мифы создаются здесь и сейчас, на наших глазах. В успехах велика медийная составляющая, когда раскрученный художник превращается в бренд. Значительна роль критики, просчитанной политики кураторов – сегодня высказывание, и особенно его интерпретация, зачастую важнее мастерства. Произведение часто становится идеей в чистом виде, мастерство здесь выносится за скобки, и покупатели платят за смысл. И если в нашей стране реалистическая живопись по-прежнему в почете и пользуется вниманием коллекционеров, то на условном Западе в цене совсем другие вещи.
Но при этом время великих художников не прошло – и зачастую именно их работы становятся самыми дорогими.
Джефф Кунс, повелитель стальных кроликов
Первое место в рейтинге самых дорогих художников по праву занимает американец Джефф Кунс, скульптор, один из самых ярких представителей поп-арта. Человеку со стороны, «простецу», его работы могут показаться воплощенной пошлостью, олицетворением эры небоскребов, гламурного китча и одноразовых вещей. Знающий человек ответит, что произведения Кунса – рефлексия на эту тему, и мастер зло высмеивает дух времени. Как бы то ни было, скульптуры Кунса начали продаваться за бешеные деньги, когда он только начинал свою карьеру. А в 2007-м его огромная металлическая инсталляция «Подвесное сердечко» – колоссальных размеров кулон – была куплена на Sotheby's за 23,6 млн долларов.
В 2008-м на аукционе Christie’s его «Цветок из воздушного шарика» ушел за 25,8 млн. Здесь примечателен быстрый рост капитализации – всего семь лет назад эта же работа была приобретена за цену в 25 раз меньше, всего за 1,1 млн долларов!
Кунс возглавляет корпорацию из 135 сотрудников, воплощающих его идеи в материале. Его называют преемником короля поп-арта Энди Уорхола, и это подтверждает цена его работ. В 2019 на нью-йоркских торгах Christie’s одна из самых известных работ Кунса, сделанный из нержавеющей стали «Кролик» 1986 года, был продан за 91,075 млн долларов (цена с учетом комиссии). При этом Кунс создал трех таких кроликов, не считая авторского экземпляра…
Дэвид Хокни, наследник Уильяма Тёрнера
В свое время англичанин Дэвид Хокни ненадолго потеснил Джеффа Кунса с первого места в рейтинге самых высокооплачиваемых художников мира, а сейчас он прочно удерживает второе. Его манеру относят и к поп-арту, и – в ранних работах – к экспрессионизму. Хокни замечательный художник, мастер цвета, детали, наследник лучших традиций британской живописи, а еще он очень интересный, глубокий исследователь истории искусства. В 2011-м тысяча британских художников и скульпторов признали его наиболее значительным английским художником всех времен – великого Уильяма Тёрнера они оценили ниже. Хокни работает и в традиционной, и в ультрасовременных техниках: раньше он составлял коллажи из сделанных на полароиде фотографий, печатал картины на факсе, а сейчас рисует их на планшете. В 2018 году его картина «Портрет художника (Бассейн с двумя фигурами)» была продана на Christie’s за 90 312 500 долларов.
Герхард Рихтер, долго дожидавшийся славы
Немецкий художник Герхард Рихтер рисовал портреты, пейзажи, натюрморты, абстрактные картины. Еще он считается одним из основоположников жанра «капиталистический (или фотографический) реализм». Его судьба может служить иллюстрацией к старым, поначалу осмеянным, а потом забытым тезисам о том, что творческие добродетели и верное служение искусству бывают вознаграждены. С родившимся в 1932-м Рихтером именно так и произошло: он долго был в тени, работал, экспериментировал, и за популярностью не гнался. На аукционах его работы не продавались. В 1995-м один из американских музеев купил серию его картин за 3 млн долларов, вслед за этим к художнику пришли слава и коммерческий успех. В 2015-м «Абстрактная картина» Рихтера была продана Sotheby’s за 46,3 млн.
Цуй Жучжо, король азиатских арт-рынков
Китайский художник не слишком известен на Западе, там его работы не продаются. Он работает в национальной традиции гохуа, его огромные полотна-свитки написаны тушью. Один из таких свитков, стоивший 3,7 млн, послужил причиной громкого скандала: его выкинули из гонконгского отеля, приняв за мусор.
78-летний Цуй является безусловным королем всех азиатских арт-рынков – цена в миллион долларов для его свитков является обычной. В 2016 году огромная работа Жучжо «Великие заснеженные горы» была продана в Гонконге за 39,577 млн.
Джаспер Джонс, торговец флагами
Американец Джонс работает на стыке нео-дадаизма, абстрактного экспрессионизма и поп-арта. Среди прочего, он развивает идею реди-мейда, когда в произведение искусства превращается обычная вещь. Серию «флагов» Джонс начал создавать еще в середине 50-х – написанные маслом на холсте, они сочетали свойства реального предмета и произведения искусства. Помимо этого Джонс писал яркие, очень декоративные и прекрасно продававшиеся абстрактные картины. В 2007-м его «Фальстарт» был продан за 17 млн долларов.
Но рекордным для работ Джаспера Джонса стал 2014-й: на аукционе Christie's за его звездно-полосатый «Флаг» заплатили $36 млн.
Алексей Филиппов