Июньская программа получила название «Кириллица» и объединила разные направления искусства: от иконописи и фольклора до цифровых технологий.
Июньская программа получила название «Кириллица» и объединила разные направления искусства: от иконописи и фольклора до цифровых технологий.
Арт-школа иконописи была рассчитана на неделю – за это время новички научились делать прорись – контурный рисунок иконы, опробовали плавь – традиционную технику, при помощи которой изображение высветляется, движется от тьмы к свету; им преподавали основы иконографии и историю храмового зодчества. Чтобы познакомить учащихся с современными направлениями в иконописи, на площадку арт-кластера привезли часть экспозиции проекта «После иконы», который недавно прошел в Зарядье. Об итогах этой недели «Культуромании» рассказала художник-иконописец Екатерина Ковальчук.
- Екатерина, вы профессиональный художник, учились в Санкт-Петербургской духовной семинарии и уже шесть лет работаете как самостоятельный иконописец. Зачем вам нужно было осваивать азы в арт-школе?
- Там было не только обучение, но и развитие профессиональных навыков. Из двадцати шести участников примерно половина раньше никогда не соприкасались с иконой, остальные – люди с опытом.
- Что вы извлекли из обучения?
- Во-первых, в арт-школу приехали иконописцы из разных регионов, со всей страны, и в каждом регионе своя школа с разными нюансами. Все пишут по-разному. Я тоже привыкла писать в своей особенной манере, и практика, которая проходила на «Тавриде», общение с коллегами из других регионов очень сильно помогли расширить границы моих собственных навыков.
Я пробовала писать по-другому, пробовала узнавать, как пишут другие мастера. Это что касается иконописной практики. Но у нас также был, например, мастер-класс по мозаике. Для меня это тоже очень интересный опыт, с мозаикой я никогда не пробовала работать и сейчас хочу продолжить учиться.
Что касается лекций, у нас был очень необычный курс от Антона Беликова, куратора проекта «После иконы», который недавно прошел в Москве, в Зарядье. То, что нам там рассказывали, не дают ни в одной иконописной школе, ни в одной семинарии.
Антон Беликов, доктор философских наук, учился в Суриковском институте на художника-монументалиста и изучал иконопись в Свято-Тихоновском институте. Он куратор выставок христианского искусства, но благодаря светскому образованию у него очень необычный для иконописца, для церковного художника взгляд на все происходящее. В этом плане встреча с ним для меня – уникальный опыт.
- А разве есть свобода в иконописи? Мне всегда казалось, что каноны в этом искусстве очень жесткие и выходить за их пределы нельзя.
- Каноны жесткие в своем богословском аспекте. Пока икона следует догматам христианства, она остается в каноне. А какие-то визуальные решения всегда менялись в зависимости от времени и от региона, они всегда были разными. Как икона развивалась на протяжении двух тысяч лет, так и сейчас она меняется.
- Но вы же не можете менять позу, ракурс?
- Нет, почему. Можно по-другому повернуть руку, по-другому расположить складки одежды, выбрать другие цвета и живописные, стилистические решения.
- Какой у вас результат поездки? Что вы сделали и что увезли с собой?
- Все иконописцы за это время написали по одной иконе, буквально за пять дней, очень быстро. В конце была выставка, на которую могли прийти все желающие и посмотреть наши работы. Иконы остались на Тавриде, они будут подарены гостям или священникам, так же, как делается с учебными работами в семинарии. С собой мы увезли новые знания и опыт, и, конечно, новых друзей.
Выставка работ участников иконописной мастерской объединила двадцать две работы, в том числе икону Святителя Луки архиепископа Симферопольского, причисленного к лику священноисповедников Русской Православной Церкви в 2000 году. Архиепископ Лука, в миру Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий, подвижник, положивший целью своей жизни служение людям, прожил фантастическую жизнь, в которой были и тысячи больных, которых он оперировал, и научные труды, которые принесли ему мировое признание, и голод, и война, и потери близких, и сталинские репрессии.
Неделя завершилась ярким фолк-шоу «Кириллица» – итоговым проектом пяти арт-школ. В основу спектакля легли «Новые сказки народов России», написанные участниками арт-школы русского языка и современной литературы Сказки войдут в иллюстрированную AR-книгу «Новые сказки народов России», которая выйдет в рамках издательской программы арт-кластера «Таврида».
Выпускники арт-школы шрифтового дизайна разработали часть визуального оформления шоу, создали для него две моушн-анимации и нарисовали афиши и иллюстрации к новым сказкам народов России.
Участники арт-школы цифровизации и IT создали сайт-двойник проекта «Кириллица», где можно найти NFT-токен – фотографию-мозаику, объединяющую сотни снимков со всех арт-школ. Скоро на сайте появятся пять выпусков подкаста с «Новыми сказками народов России» и созданный в формате AR арт-объект «Тавриды» – хоровод из букв и анимации. А на стриминговых сервисах выйдут пять треков, записанных музыкантами-народниками – участниками арт-школы народного искусства – в студии звукозаписи арт-кластера.
Татьяна Филиппова
Фото автора