Как коллекционирование елочных игрушек стало модным и очень дорогим делом
Частный московский музей «Фабрика елочных игрушек» в парке Сокольники насчитывает 2500 экспонатов. В нем представлены отечественные, европейские, американские и даже китайские елочные игрушки, здесь выставляются коллекционеры. О елочных игрушках и о том, как их собирательство стало модным и дорогим делом, нам рассказал основатель и владелец музея Игорь Хмелев.
…Все началось с того, что мы занимались рекламой. Тогда мы решили производить елочные шары с логотипом — как корпоративный подарок. Так в мою жизнь вошли елочные игрушки. Потом у нас появилась фабрика елочных игрушек. А затем мы захотели создать музей елочных игрушек. Нам было важно показать то, что фабрики елочных игрушек всего мира производили сто лет назад и то, что они выпускают сейчас.
— Удивительно, что такие хрупкие вещи, как елочные игрушки, могут просуществовать сто лет.
— В основном это ватные и картонажные столетние елочные игрушки. За последние сто лет Россия прошла через две разрушительные войны, и стеклянных игрушек осталось очень мало. Стеклянные игрушки тридцатых — сороковых годов прошлого века сохранились преимущественно в северных областях нашей страны. А еще в Москве и Петербурге – там, где не было боев.
— Мои винтажные ватные елочные игрушки очень любила есть собака. Тысяч на сто пятьдесят рублей, а может и на двести тысяч съела, по приблизительным подсчетам.
— Основной бедой елочных игрушек являются не собаки, а залезающие на новогодние елки коты и маленькие дети. Годам к пяти дети становятся сообразительнее, а до этого их так и подмывает посильнее сжать елочную игрушку.
— Коллекционирование елочных игрушек стало модным увлечением…
— Да. И достаточно дорогим.
— Порой фантастически дорогим! Полный набор елочных игрушек «Чиполлино» стоит от шестисот до семисот тысяч рублей. Хотя найти его целым, наверное, нереально.
— «Чиполлино» сделали много, их можно найти. Такие цены связаны с тем, что коллекционированием елочных игрушек занимаются достаточно обеспеченные люди. Но я в своей коллекции за редкими игрушками не гонюсь. Мы показываем ее широкому кругу людей, а они видели только игрушки масс-маркета. Такие елочные игрушки как «Чиполлино» и в советские времена были редкими, дорогими. В основном дети имели дело с выпускавшимся разными фабриками ширпотребом: шишками, сосульками, прожекторами, Дедами Морозами и Снегурочками. Вот их люди и хотят увидеть. Они не столько любят елочные игрушки, сколько свое детство.
Мы сотрудничаем с разными коллекционерами, и у нас всегда есть возможность показать и «Чиполлино», и не менее дорогую «Сказку о царе Салтане». Но у меня «Чиполлино» нет.
— Значит, дорого стоят игрушки, которые были дорогими и в СССР?
— Конечно.
— Сейчас хорошо продаются копии винтажных елочных игрушек.
— Супермаркеты просят у производителей реплики старинных массовых елочных игрушек, но они продаются недорого: по двести-триста рублей, их невыгодно делать. А реплики дорогих старинных елочных игрушек делают в фарфоре, керамике, полимерном стекле, есть такой новый материал. При помощи 3 D моделирования можно сделать все, что угодно, и они очень красивы! Проблема в том, что сейчас нет таких плохих красок, которыми пользовались в СССР.
Нам кажется, что советские елочные игрушки были прекрасны. На самом деле по форме и выдувке они были достаточно примитивными и очень незамысловаты по раскраске. По форме некоторых советских елочных игрушек сложно понять, кого они изображают. Зато они были технологичны.
Советские елочные игрушки были довеском к какому-нибудь крупному производству, и их выдували по простейшему принципу. Это осталось до сих пор: в России есть производства елочных игрушек, но мало тех, кто может выдувать красивые формы. А в СССР елочные игрушки были похожи на каплю с ручками, ножками, глазками и шапочкой.
— Зато среди ватных и картонажных советских елочных игрушек, особенно сделанных в тридцатые —сороковые годы, встречались настоящие шедевры.
— В России и сейчас делают отличные ватные елочные игрушки. Их выпускают артели мастеров, их произведения очень недешевы. Хорошая современная ватная елочная игрушка стоит от трех до семи тысяч рублей. Но они действительно красивы.
В тридцатые – сороковые годы прошлого века ватные елочные игрушки тоже были интереснее, разнообразнее стеклянных: среди них можно найти и красноармейцев, и поваров, и негров, и даже палатку челюскинцев на льдине. Сейчас они дорого стоят. На одном аукционе ватную девочку со снежком продали за пятьсот тысяч рублей.
— А дореволюционных стеклянных елочных игрушек совсем не осталось?
— Елочных игрушек, выдутых с помощью трубки, я в музеях не видел. Возможно, они есть в Эрмитаже, в императорской коллекции елочных игрушек. Зато остались цельнолитые елочные игрушки, сделанные из стеклянной массы. Они очень тяжелые, прочные. В Германии я видел такие елочные игрушки, сделанные в начале прошлого века. Наши коллекционеры ими не хвастаются.
— Я стеклянных елочных игрушек не видел и на дореволюционных рождественских иллюстрациях. Были ли они в России?
— Были, но только импортные, сделанные в Германии и Италии. Мастеров по стеклу в России тогда было не так много. Эти игрушки очень дорого стоили, искать их надо в императорских коллекциях. Но и там, в основном, наверняка представлены тканевые игрушки-куколки. Я знаю, что была коллекция императорских елочных игрушек в исторических костюмах, сделанная к трехсотлетию дома Романовых. Эти костюмы были продемонстрированы на одном из придворных балов, их можно увидеть на игральных картах.
— Как коллекционирование старинных игрушек вошло в светскую моду?
— Начало этому положила Ким Балашак, жена одного из руководителей консалтинговой компании "Делойт энд Туш", преподаватель стратегического менеджмента в московском отделении Калифорнийского института бизнеса и управления и председатель попечительского совета камерного оркестра Kremlin. Она с мужем приехала в Россию в 1995, собирать старинные елочные игрушки Ким начала в 1998 году и покупала их очень дешево.
Но елочные игрушки собирают и не самые богатые люди, такие, как наш самый известный коллекционер елочных игрушек Лариса Васильевна Петрикова, признанный специалист в этой области. Я занимаюсь шоу, показом елочных игрушек, а она их историей, исследованиями.
Сколько людей выкидывало старые елочные игрушки на помойку! Из этого и составлялись коллекции. А сейчас на аукционах идут самые настоящие битвы, за старинные елочные игрушки платят по сто, двести, триста тысяч рублей.
— Такого широкого распространения как филателия или нумизматика это собирательство не получило?
— Сообщество коллекционеров елочных игрушек в интернете примерно равняется двум с половиной тысячам человек. А на самом деле их наверняка в два раза больше. В масштабах страны это, конечно, немного.
Сейчас все ушло в онлайн, но коллекционеры все равно ходят по барахолкам: в Москве это Подрезково, в Петербурге — Удельная. Ездят по развалам, ходят на вернисажи. А аукционы проходят онлайн, по сделанным с нескольких ракурсов фотографиям и описаниям.
При этом вопрос подделки елочных игрушек очень существенен. Люди продают старинные игрушки, из них две настоящие, а три поддельные… Или там слишком большая реставрация.
— Кто проводит экспертизу елочных игрушек? Триста тысяч – солидная трата.
— Есть хорошие эксперты по елочным игрушкам, есть каталоги. Их выпускают известные коллекционеры елочных игрушек. Это толстые бумажные книги, они стоят по пять тысяч рублей. Елочные игрушки не картины, экспертизу которых за очень большие деньги проводят специалисты Третьяковской галереи, но у нас есть свои знатоки. Елочные игрушки собирает все больше людей самого разного материального уровня. Хотя с филателистами и нумизматами нам никогда не сравниться – уж слишком хрупко и недолговечно то, что мы любим…
Алексей Филиппов
Фото: предоставлено Игорем Хмелевым, публикуется с его разрешения