Проклятые и придуманные: что стоит за мифом о приносящих несчастье картинах
26 Мая 2021, 13:07
Поделиться
«Проклятые» картины и «картины приносящие несчастье» -- одна из любимых тем охотящихся за траффиком сайтов. Названия картин кочуют из материала в материал, фаворит -- «Плачущий мальчик» итальянца Джованни Браголина (псевдоним художника Бруно Амадио). Там, где есть чудеса, должно быть и разоблачение: поговорим о том, как эти картины стали проклятыми, и что за этим стоит.
«Проклятые» картины и «картины приносящие несчастье» -- одна из любимых тем охотящихся за траффиком сайтов. Названия картин кочуют из материала в материал, фаворит -- «Плачущий мальчик» итальянца Джованни Браголина (псевдоним художника Бруно Амадио). Там, где есть чудеса, должно быть и разоблачение: поговорим о том, как эти картины стали проклятыми, и что за этим стоит.
The Sun и пылающее проклятье, которого нет
С «Плачущим мальчиком» проще всего, эта тайна раскрывается легко. Считается, что у репродукций картины довольно известного художника ХХ века есть свойство вызывать пожары, причем сами они не горят. «Плачущий мальчик» работа жуткая, выглядит мальчик страшно – ну, как в это не поверить? Проблема тут только одна: сам Бруно Амадио человек не мистический. Родился он в 1911-м, умер в 1981-м, был успешен, создал семью, родил детей. Смерть от рака пищевода в 70 лет на демоническое начало не тянет.
В чем же тут дело?
Оно в том, что авторы таких заметок без стыда и совести переписывают их друг у друга.
А еще -- в традициях английских таблоидов и в том, что в 1985-м английской газете The Sun очень нужно было поднять тираж. В современных отечественных газетах в целях экономии под нож первыми идут отделы писем – их уже нигде и нет. А зря, в The Sun козырной туз вытащил именно этот отдел. 14 сентября 1985 года газета опубликовала статью «Пылающее проклятие плачущего мальчика» -- семейство из городка Ротерем сообщало, что их дом сгорел, а репродукция картины осталась неповрежденной. Пара писала, что их родственник работает пожарным, и на пожарищах часто находят неповрежденные репродукции картины. Вишенкой на торте следовало дополнение – всего продано более 50000 репродукций картины. А затем пошло-поехало…
Газета начала раскручивать эту историю, а для массового психоза, как известно, много не надо. В The Sun стали приходить письма о том, что после покупки репродукций у их владельцев начали умирать родственники, и теперь-то ясно, в чем тут дело – в дом пришло проклятие! Еще один читатель попробовал сжечь репродукцию. Гореть она не захотела, объяснения специалистов, растолковывавших, что причина этого в плотной бумаге, которая плохо горит, разумеется, не подействовали. Специалисты по оккультизму, у которых брали интервью, утверждали, что художник плохо обращался с детьми, и его вина переходит на покупателей репродукций. The Sun организовала сбор «Плачущих мальчиков» для последующего уничтожения и снятия проклятия, и редакцию завалили репродукциями. Тут затея с «Плачущим мальчиком» разонравилась сотрудникам редакции – психоз закольцевался, вернувшись к своим создателям, и они сами стали бояться картины.
Репродукции вывезли за город и сожгли, но история о проклятой картине не умирает – надо же нагонять траффик.
«Крик», о котором можно придумать все, что угодно
Почетное второе место занимает картина Мунка «Крик», великая и жуткая работа. Картина-эмблема экспрессионизма: кроваво-красное небо, в отчаянии кричащий человек, напоминающий об Апокалипсисе пейзаж. Тут на тему проклятия работает решительно все. И история создания картины – рядом с местом, где Мунк ее писал, якобы, находились клиника для душевнобольных и скотобойня. И трагическая история его семьи. И то, что у него самого были нервные срывы.
Но, как ни странно, главное здесь, все же, другое. Написанный между 1893 и 1910 «Крик» справедливо считается предвосхищением великих трагедий ХХ века – мировых войн, геноцида и тому подобного. К тому же он прочно вошел в массовую культуру – образом персонажа картины навеяны многие попсовые страшилки из комиксов, мультсериалов и кино. «Крик» стал архетипом ужаса, в этом качестве он прочно вошел в коллективное бессознательное.
А к этому легко подшиваются страшилки, которые невозможно проверить. История о сотруднике музея, который уронил «Крик», после чего у него начались мигрени, которые довели его до самоубийства. История о другом сотруднике, который тоже уронил картину, после чего попал в тяжелое ДТП.
Один из посетителей музея Мунка потрогал холст – и вскоре сгорел.
Другие люди, как-то обидевшие картину, ссорились с близкими, страдали депрессиями, болели.
Все это недоказуемо, но интересно и привлекает читателя.
Метод The Sun по-прежнему работает.
«Всадница», мастер класс по изобретению генераторов бреда
Но есть и другой путь – берется известная картина, к ней прикрепляется печальная история. Этот путь верен и прост, потому что печальна любая жизнь: люди болеют, страдают и, в конце-концов, умирают.
Умерли художники, умерли их модели, умерли владельцы картин. Их нынешние хозяева тоже умрут – значит, проклятие работает.
Вот пересказ поста из социальной сети, у которой, если верить плашке, 140 359 подписчиков. На «Всаднице» Брюллова изображены воспитанницы графини Юлии Самойловой, одна из них сидит верхом. Впоследствии девушка была затоптана конем, после этого картину опасались брать в дома коллекционеры, «особенно если в семье подрастали дочери». Возможно, Джованнину конь и затоптал, но перед этим она успела выйти замуж и уехать в другую страну. Прошла целая жизнь, графиня Самойлова состарилась и разорилась. Выросшая в роскоши приемная дочь судилась с впавшей в нищету старухой из-за приданого, которая та ей гарантировала, но что-то из него задолжала.
Эту историю можно повернуть совершенно иначе, так будет гораздо интереснее. На самом деле, у нее поучительный финал -- затоптавший безжалостную, не пожалевшую приемную мать Джованнину конь выступил в роли покаравшего неблагодарную девушку посланца судьбы.
Дарим этот сюжетный поворот тем, кто будет разрабатывать тему дальше.
«Иван Грозный», который убил только своего сына
«Иван Грозный убивает своего сына» («Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года») Репина тоже попал в этот список. Главная причина в том, что позировавший для царевича Ивана писатель Гаршин покончил с собой. К тому же художник Мясоедов, с которого Репин писал царя, поссорился со своим сыном Иваном и чуть было его не зашиб. К этому подверстывается то, что в 1913 г. невменяемый иконописец Балашов распорол картину ножом.
Главное здесь, конечно, трагическая гибель Гаршина, но в его безумии ни Репин, ни написанная им картина не виноваты. Все остальное выглядит неубедительно.
Характер у художника Мясоедова был жуткий, детство сыну он испортил. А тот написал его карандашный портрет в предсмертной агонии и по дешевке распродал наследие отца – но все это случилось через много лет после того, как был создан «Иван Грозный». Абрам Абрамович Балашов был старообрядцем, наследником богатого купца и потомственным душевнобольным. Деятельно раскаиваться он начал уже в полицейском участке, и через несколько недель его выпустили из психбольницы.
Репин отреставрировал картину, и если не считать бросившегося в лестничный пролет Гаршина, все кончилось относительно хорошо. Два старших брата Гаршина, кстати, тоже покончили жизнь самоубийством, и уж здесь-то совершенно точно ни при чем ни Репин, ни «Иван Грозный».
… И белые медведи, которых оклеветали
Самая абсурдная и в то же время убедительная история о роковой картине связана с отличающимся сомнительными художественными достоинствами полотном Эдвина Генри Ландсира «Человек предполагает, Бог располагает». На ней два непохожих на самих себя, напоминающих мифологических гарпий белых медведя терзают человеческие кости и британский корабельный флаг, печальные остатки погибшей полярной экспедиции.
Картина висела в галерее лондонского колледжа Ройял-Холлоуэй, один из студентов смотрел-смотрел на нее, да и покончил с собой, написав:
-- Белые медведи заставили меня сделать это.
Можно предположить, что его погубил постоянный контакт с очень плохой живописью. Но гораздо вернее то, что юноша страдал клинической депрессией, и картина стала триггером, подтолкнувшим его к суициду. Если, конечно, все это правда. Гораздо достовернее история о том, что во время экзамена один из студентов попросил завесить картину, потому что от нее-де можно сойти с ума.
Другие трагические факты с картиной Ландсира не связаны, и на этом тему роковых, приносящих несчастья полотен можно закрыть.
Алексей Филиппов
Подпишитесь на наш телеграм-канал, чтобы всегда быть в самом центре культурной
жизни
Проклятые и придуманные: что стоит за мифом о приносящих несчастье картинах
<h2>«Проклятые» картины и «картины приносящие несчастье» -- одна из любимых тем охотящихся за траффиком сайтов. Названия картин кочуют из материала в материал, фаворит -- «Плачущий мальчик» итальянца Джованни Браголина (псевдоним художника Бруно Амадио). Там, где есть чудеса, должно быть и разоблачение: поговорим о том, как эти картины стали проклятыми, и что за этим стоит.</h2>
<br>
<span style="font-size: 14pt;"><b> The Sun и пылающее проклятье, которого нет</b></span><br>
<span style="font-size: 14pt;"> </span><br>
<span style="font-size: 14pt;">
С «Плачущим мальчиком» проще всего, эта тайна раскрывается легко. Считается, что у репродукций картины довольно известного художника ХХ века есть свойство вызывать пожары, причем сами они не горят. «Плачущий мальчик» работа жуткая, выглядит мальчик страшно – ну, как в это не поверить? Проблема тут только одна: сам Бруно Амадио человек не мистический. Родился он в 1911-м, умер в 1981-м, был успешен, создал семью, родил детей. Смерть от рака пищевода в 70 лет на демоническое начало не тянет.</span><br>
<span style="font-size: 14pt;"> </span><br>
<span style="font-size: 14pt;">
В чем же тут дело?</span><br>
<span style="font-size: 14pt;"> </span><br>
<span style="font-size: 14pt;">
Оно в том, что авторы таких заметок без стыда и совести переписывают их друг у друга.</span><br>
<span style="font-size: 14pt;"> </span><br>
<span style="font-size: 14pt;">
А еще -- в традициях английских таблоидов и в том, что в 1985-м английской газете The Sun очень нужно было поднять тираж. В современных отечественных газетах в целях экономии под нож первыми идут отделы писем – их уже нигде и нет. А зря, в The Sun козырной туз вытащил именно этот отдел. 14 сентября 1985 года газета опубликовала статью «Пылающее проклятие плачущего мальчика» -- семейство из городка Ротерем сообщало, что их дом сгорел, а репродукция картины осталась неповрежденной. Пара писала, что их родственник работает пожарным, и на пожарищах часто находят неповрежденные репродукции картины. Вишенкой на торте следовало дополнение – всего продано более 50000 репродукций картины. А затем пошло-поехало…</span><br>
<span style="font-size: 14pt;"> </span><br>
<span style="font-size: 14pt;">
Газета начала раскручивать эту историю, а для массового психоза, как известно, много не надо. В The Sun стали приходить письма о том, что после покупки репродукций у их владельцев начали умирать родственники, и теперь-то ясно, в чем тут дело – в дом пришло проклятие! Еще один читатель попробовал сжечь репродукцию. Гореть она не захотела, объяснения специалистов, растолковывавших, что причина этого в плотной бумаге, которая плохо горит, разумеется, не подействовали. Специалисты по оккультизму, у которых брали интервью, утверждали, что художник плохо обращался с детьми, и его вина переходит на покупателей репродукций. The Sun организовала сбор «Плачущих мальчиков» для последующего уничтожения и снятия проклятия, и редакцию завалили репродукциями. Тут затея с «Плачущим мальчиком» разонравилась сотрудникам редакции – психоз закольцевался, вернувшись к своим создателям, и они сами стали бояться картины. </span><br>
<span style="font-size: 14pt;"> </span><br>
<span style="font-size: 14pt;">
Репродукции вывезли за город и сожгли, но история о проклятой картине не умирает – надо же нагонять траффик.</span><br>
<span style="font-size: 14pt;"> </span><br>
<b> </b><span style="font-size: 14pt;"><b>
«Крик», о котором можно придумать все, что угодно</b></span><br>
<span style="font-size: 14pt;"> </span><br>
<span style="font-size: 14pt;">
Почетное второе место занимает картина Мунка «Крик», великая и жуткая работа. Картина-эмблема экспрессионизма: кроваво-красное небо, в отчаянии кричащий человек, напоминающий об Апокалипсисе пейзаж. Тут на тему проклятия работает решительно все. И история создания картины – рядом с местом, где Мунк ее писал, якобы, находились клиника для душевнобольных и скотобойня. И трагическая история его семьи. И то, что у него самого были нервные срывы.</span><br>
<span style="font-size: 14pt;"> </span><br>
<span style="font-size: 14pt;">
Но, как ни странно, главное здесь, все же, другое. Написанный между 1893 и 1910 «Крик» справедливо считается предвосхищением великих трагедий ХХ века – мировых войн, геноцида и тому подобного. К тому же он прочно вошел в массовую культуру – образом персонажа картины навеяны многие попсовые страшилки из комиксов, мультсериалов и кино. «Крик» стал архетипом ужаса, в этом качестве он прочно вошел в коллективное бессознательное. </span><br>
<span style="font-size: 14pt;"> </span><br>
<span style="font-size: 14pt;">
А к этому легко подшиваются страшилки, которые невозможно проверить. История о сотруднике музея, который уронил «Крик», после чего у него начались мигрени, которые довели его до самоубийства. История о другом сотруднике, который тоже уронил картину, после чего попал в тяжелое ДТП. </span><br>
<span style="font-size: 14pt;"> </span><br>
<span style="font-size: 14pt;">
Один из посетителей музея Мунка потрогал холст – и вскоре сгорел. </span><br>
<span style="font-size: 14pt;"> </span><br>
<span style="font-size: 14pt;">
Другие люди, как-то обидевшие картину, ссорились с близкими, страдали депрессиями, болели.</span><br>
<span style="font-size: 14pt;"> </span><br>
<span style="font-size: 14pt;">
Все это недоказуемо, но интересно и привлекает читателя. </span><br>
<span style="font-size: 14pt;"> </span><br>
<span style="font-size: 14pt;">
Метод The Sun по-прежнему работает.</span><br>
<span style="font-size: 14pt;"> </span><br>
<b> </b><span style="font-size: 14pt;"><b>
«Всадница», мастер класс по изобретению генераторов бреда</b></span><br>
<span style="font-size: 14pt;"> </span><br>
<span style="font-size: 14pt;">
Но есть и другой путь – берется известная картина, к ней прикрепляется печальная история. Этот путь верен и прост, потому что печальна любая жизнь: люди болеют, страдают и, в конце-концов, умирают.</span><br>
<span style="font-size: 14pt;"> </span><br>
<span style="font-size: 14pt;">
Умерли художники, умерли их модели, умерли владельцы картин. Их нынешние хозяева тоже умрут – значит, проклятие работает.</span><br>
<span style="font-size: 14pt;"> </span><br>
<span style="font-size: 14pt;">
Вот пересказ поста из социальной сети, у которой, если верить плашке, 140 359 подписчиков. На «Всаднице» Брюллова изображены воспитанницы графини Юлии Самойловой, одна из них сидит верхом. Впоследствии девушка была затоптана конем, после этого картину опасались брать в дома коллекционеры, «особенно если в семье подрастали дочери». Возможно, Джованнину конь и затоптал, но перед этим она успела выйти замуж и уехать в другую страну. Прошла целая жизнь, графиня Самойлова состарилась и разорилась. Выросшая в роскоши приемная дочь судилась с впавшей в нищету старухой из-за приданого, которая та ей гарантировала, но что-то из него задолжала.</span><br>
<span style="font-size: 14pt;"> </span><br>
<span style="font-size: 14pt;">
Эту историю можно повернуть совершенно иначе, так будет гораздо интереснее. На самом деле, у нее поучительный финал -- затоптавший безжалостную, не пожалевшую приемную мать Джованнину конь выступил в роли покаравшего неблагодарную девушку посланца судьбы.</span><br>
<span style="font-size: 14pt;"> </span><br>
<span style="font-size: 14pt;">
Дарим этот сюжетный поворот тем, кто будет разрабатывать тему дальше. </span><br>
<span style="font-size: 14pt;"> </span><br>
<b> </b><span style="font-size: 14pt;"><b>
«Иван Грозный», который убил только своего сына</b></span><br>
<span style="font-size: 14pt;"> </span><br>
<span style="font-size: 14pt;">
«Иван Грозный убивает своего сына» («Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года») Репина тоже попал в этот список. Главная причина в том, что позировавший для царевича Ивана писатель Гаршин покончил с собой. К тому же художник Мясоедов, с которого Репин писал царя, поссорился со своим сыном Иваном и чуть было его не зашиб. К этому подверстывается то, что в 1913 г. невменяемый иконописец Балашов распорол картину ножом.</span><br>
<span style="font-size: 14pt;"> </span><br>
<span style="font-size: 14pt;">
Главное здесь, конечно, трагическая гибель Гаршина, но в его безумии ни Репин, ни написанная им картина не виноваты. Все остальное выглядит неубедительно. </span><br>
<span style="font-size: 14pt;"> </span><br>
<span style="font-size: 14pt;">
Характер у художника Мясоедова был жуткий, детство сыну он испортил. А тот написал его карандашный портрет в предсмертной агонии и по дешевке распродал наследие отца – но все это случилось через много лет после того, как был создан «Иван Грозный». Абрам Абрамович Балашов был старообрядцем, наследником богатого купца и потомственным душевнобольным. Деятельно раскаиваться он начал уже в полицейском участке, и через несколько недель его выпустили из психбольницы.</span><br>
<span style="font-size: 14pt;"> </span><br>
<span style="font-size: 14pt;">
Репин отреставрировал картину, и если не считать бросившегося в лестничный пролет Гаршина, все кончилось относительно хорошо. Два старших брата Гаршина, кстати, тоже покончили жизнь самоубийством, и уж здесь-то совершенно точно ни при чем ни Репин, ни «Иван Грозный».</span><br>
<span style="font-size: 14pt;"> </span><br>
<b> </b><span style="font-size: 14pt;"><b>
… И белые медведи, которых оклеветали</b></span><br>
<span style="font-size: 14pt;"> </span><br>
<span style="font-size: 14pt;">
Самая абсурдная и в то же время убедительная история о роковой картине связана с отличающимся сомнительными художественными достоинствами полотном Эдвина Генри Ландсира «Человек предполагает, Бог располагает». На ней два непохожих на самих себя, напоминающих мифологических гарпий белых медведя терзают человеческие кости и британский корабельный флаг, печальные остатки погибшей полярной экспедиции.</span><br>
<span style="font-size: 14pt;"> </span><br>
<span style="font-size: 14pt;">
Картина висела в галерее лондонского колледжа Ройял-Холлоуэй, один из студентов смотрел-смотрел на нее, да и покончил с собой, написав:</span><br>
<span style="font-size: 14pt;"> </span><br>
<span style="font-size: 14pt;">
-- Белые медведи заставили меня сделать это.</span><br>
<span style="font-size: 14pt;"> </span><br>
<span style="font-size: 14pt;">
Можно предположить, что его погубил постоянный контакт с очень плохой живописью. Но гораздо вернее то, что юноша страдал клинической депрессией, и картина стала триггером, подтолкнувшим его к суициду. Если, конечно, все это правда. Гораздо достовернее история о том, что во время экзамена один из студентов попросил завесить картину, потому что от нее-де можно сойти с ума.</span><br>
<span style="font-size: 14pt;"> </span><br>
<span style="font-size: 14pt;">
Другие трагические факты с картиной Ландсира не связаны, и на этом тему роковых, приносящих несчастья полотен можно закрыть.</span><br>
<span style="font-size: 14pt;"> </span><br>
<b> </b><span style="font-size: 14pt;"><b>
Алексей Филиппов</b></span>
<p>
</p>
https://kulturomania.ru
Проклятые и придуманные: что стоит за мифом о приносящих несчастье картинах
Проклятые и придуманные: что стоит за мифом о приносящих несчастье картинах
Проклятые и придуманные: что стоит за мифом о приносящих несчастье картинах