В начале сентября объявлены победители II Международной премии за лучшую аудиозапись произведений российской академической музыки «Чистый звук».
Церемония прошла торжественно: зал театра «Школа современной пьесы» был полон, загадочно мерцали зеленые с золотом панели на стенах, ведущие – пианистка Екатерина Мечетина и телеведущий канала «Культура» Юлиан Макаров – создавали праздничную атмосферу.
Мероприятие открыли композитор, дирижер, генеральный директор Российского музыкального союза Александр Клевицкий и заместитель председателя жюри конкурса «Чистый звук», председатель Гильдии звукорежиссеров Российского музыкального союза Мария Соболева.
Г-н Макаров так сформулировал задачу премии: «Сохранение шедевров отечественной музыки в их живой исполнительской интерпретации, развитие отечественной композиторской школы, поддержка индустрии звукозаписи и музыкальной культуры в целом».
«Чистый звук» был создан Российским музыкальным союзом всего лишь в 2019 году и сразу стал крупнейшим событием в отечественном музыкальном мире. Премия не имеет аналогов в России. Сравнить ее можно, пожалуй, с Grammy, ограниченной восемью номинациями исключительно в академическом жанре. Этот конкурс не узкоспециализированный исполнительский, композиторский или звукорежиссерский. В нем побеждает творческая команда, которая показала лучший музыкальный результат.
С 2020 по 2021 год – премия проходит раз в два года – «Чистый звук» собрал более 150 заявок от российских и зарубежных правообладателей. В шорт-лист попало 40 релизов. Из них жюри под председательством композитора, народного артиста России Александра Чайковского, выбрало 24 – по три в каждой из восьми номинаций: «Опера», «Хоровые произведения», «Оркестровая музыка», «Камерная вокальная музыка», «Камерная инструментальная ансамблевая музыка», «Камерная инструментальная сольная музыка», «Реставрация архивных аудиозаписей», «Смешанная номинация (сборник аудиозаписей с разным составом исполнителей)».
Объявление номинантов премии перемежалось с выступлениями оркестра современной музыки OpensoundOrchestra и Камерного хора Московской консерватории под руководством профессора Александра Соловьева, заслуженной артистки России Екатерины Мечетиной и оперной певицы, заслуженной артистки Республики Башкортостан Елены Терентьевой.
Под аплодисменты зрителей награды и денежные призы были вручены создателям релизов-победителей – звукорежиссерам, продюсерам, руководителям музыкальных издательств, исполнителям, авторам произведений.
Корреспондентку «Культуромании» заинтересовала одна из последних номинаций «Реставрация архивных аудиозаписей». В ней лауреатом I степени стал релиз «Шостакович играет Шостаковича (CD №4)», восстановленный коллективом фирмы «Мелодия», которая выступила и как продюсер, и как издатель. Звукорежиссер-реставратор, начальник аппаратно-студийного комплекса фирмы «Мелодия» Надежда Радугина, получившая награду, рассказала изданию, что процесс восстановления записи можно сравнить с реставрацией иконы, настолько он кропотлив и сложен.
– Еще одна трудность состоит в том, как эту номинацию оценивает жюри. Помимо версии с произведенной реставрацией мы предоставляли оригинал фонограммы до восстановления. Решение принималось, исходя из того, насколько профессионально вычищена запись – убраны все дефекты, которые присущи магнитному носителю, например, искажения, шип ленты, пропадание за счет осыпавшегося магнитного слоя, – делится она.
Звукорежиссер, начальник службы звукозаписи Московской филармонии и член жюри Павел Лаврененков подтвердил «Культуромании», что реставрация – одна из самых сложных областей в звукорежиссуре.
– А еще самая неблагодарная и незаметная. Есть, например, фонограмма с «лысинами», с пропаданиями звука. Звукорежиссер делает максимум, восстанавливая ее, а слушатель может сказать: «как-то не очень, не слышу того, что было». Но эта работа очень нужна. Это сейчас музыка пишется в «цифре». Раньше же все писалось на аналоговых носителях, а им требуется со временем восстановление. Я очень высоко ценю звукорежиссеров, которые занимаются реставрацией, единственное, мне очень жаль, что таких работ было мало, – говорит собеседник.
По его словам, «Чистый звук» дал, наконец, возможность оценить труд звукорежиссеров, других людей, причастных к созданию музыки. Павел Лаврененков высказал глубокую благодарность Российскому музыкальному союзу, радиостанции «Орфей», фирме «Мелодия», которые смогли организовать премию, вложили свои усилия, время, нашли спонсоров.
– Самое важное достижение премии – считает звукорежиссер, – резкое повышение уровня представленных работ. Это связано с тем, что в конкурс поверили. Сейчас люди, создающие, исполняющие, записывающие музыку, делают это специально для участия в «Чистом звуке».
С ним согласен директор звукозаписывающей компании Polyhymnia International Эрдо Грут, который также отметил, что в этом году «качество всех звукозаписей выросло существенно».
Павел Лаврененков объясняет «Культуромании», что участие Эрдо Грута поднимает уровень премии на недосягаемую высоту.
– То, что Эрдо смог приехать, поучаствовать в работе жюри, сейчас выйти на сцену – говорит об очень высоком уровне «Чистого звука». Я очень горжусь, что приложил некоторые усилия, чтобы это произошло, – поделился он.
Мария Соболева рассказала изданию, что цель этой премии – развитие российской музыкальной культуры. Возросший уровень звукозаписей говорит о том, что она достигнута. На церемонии прозвучало предложение оценивать релизы и за место записи – студию. Мария Соболева согласна с тем, что эта идея интересная и ее стоит рассмотреть.
– У нас не так много звукозаписывающих студий и, если они будут поощряться премиями, то это будет только способствовать их развитию. Студий акустических сейчас мало, строятся в основном универсальные – с заглушенной акустикой, – расстраивается звукорежиссер.
«Культуромания» пообщалась с дирижером камерного оркестра «Академия Русской Музыки» Иваном Никифорчиным, который с коллективом, продюсерами и издателями, стал обладателем сразу двух наград. В номинации «Хоровые произведения» они получили награду II степени за релиз «Анатолий Константинович Лядов: Хоровая музыка». Полное собрание оригинальных хоровых сочинений, обработки русских народных песен». А в Смешанной номинации – лауреатство I степени за запись «Герман Галынин. Первая полная антология камерно-оркестровых партитур и струнно-смычковых ансамблей».
– Мы получили не одну награду, а две. Конечно, мы не рассчитывали на такой успех, просто занимались своим делом. Главная задача была в том, чтобы сделать премьерную запись великого русского композитора Германа Галынина. К сожалению, его работы плохо знают. Мы хотим исправить эту ситуацию, – говорит дирижер.
По мнению Марии Соболевой, еще одна цель конкурса – познакомить слушателей с забытыми композиторами.
– Удивительно, что наконец мы начинаем узнавать собственные корни. Почему наша музыка XX века ограничивается лишь несколькими фамилиями: Хачатуряном и Шостаковичем? – задается вопросом Соболева. – У нас столько талантливых и, увы, малоизвестных авторов, столько прекрасной музыки, которая достойна исполнения. Одна из задач премии «Чистый звук» поднять этот культурный пласт, не дать ему кануть в лету, позволить этой музыке найти слушателя.
Своеобразный итог подвел Александр Клевицкий, напомнив, что благодаря конкурсу мы открываем записи высочайшего качества, на которых звучат великолепные произведения отечественных композиторов – как всемирно известных классиков, так и наших современников.
– В этот раз премия снова подтвердила свой международный статус: среди претендентов на награду оказались релизы не только российских, но и зарубежных звукозаписывающих компаний. Для нас это хороший знак. Уверен, что география конкурса и дальше будет только расширяться, – резюмировал композитор.
Елена Сердечнова
Фото – автор Никита Палшков, предоставлены Национальным фондом поддержки правообладателей