Последняя китайская династия в Музеях Кремля

Музеи и выставки

Последняя китайская династия в Музеях Кремля
27 Марта 2019, 11:24
Музеи Кремля продолжают знакомить своих посетителей с темой китайских исторических династий. Прошлогодняя выставка «Династия Мин: сияние учености» сменилась на экспозицию под названием «Сокровища императорского дворца Гугун. Эпоха процветания Китая в XVIII веке». Она рассказывает о времени правления династии Цин - маньчжурских кочевников, которые смогли покорить Китай, установив новую династию, правившую с 1644 по 1912 год.

Музеи Кремля продолжают знакомить своих посетителей с темой китайских исторических династий. Прошлогодняя выставка «Династия Мин: сияние учености» сменилась на экспозицию под названием «Сокровища императорского дворца Гугун. Эпоха процветания Китая в XVIII веке». Она рассказывает о времени правления династии Цин - маньчжурских кочевников, которые смогли покорить Китай, установив новую династию, правившую с 1644 по 1912 год. Приняв культуру и достижения предшественников, завоеватели приумножили богатства и территорию страны. Экспонаты, связанные с торжественными и повседневными ритуалами двора династии Цин, можно увидеть на территории Кремля до 30 мая.

В центре Пекина расположен самый крупный дворцовый комплекс в мире – Пурпурный запретный город. Его последние династические владельцы привнесли много нового в то, каким впоследствии стал Китай. И самым заметным правителем династии Цин был император Цяньлун. На время его владычества (1736-1796) пришелся расцвет Китая -- политический, экономический, культурный. Будучи сильным лидером, он принимал жесткие и радикальные решения: завоевал и присоединил обширные новые территории, запретил христианское миссионерство, изолировал страну от торговли с европейцами. При этом Цяньлун совмещал это с серьезным изучением литературы, покровительством наукам и искусству. Вокруг личности Цяньлуня и выстроена нынешняя экспозиция в Кремле.

Здесь нет привычных нам атрибутов власти – короны, жезла, державы. Вместо них -- императорская печать. Кроме того, символика власти часто передается не напрямую, а через цвет, орнаменты, форму предметов. Зрителям будет любопытно познакомиться с парадным одеянием императрицы – халатом чаопао. Его форма содержит историческую символику династии Цин как потомков кочевого народа, судьба которого была неотрывно связана с лошадьми. В изгибе конца рукава угадывается очертание конного копыта, накидная плечевая часть халата напоминает седло, а оплечье халата – изогнутый лук для стрельбы. Красочная экспозиция выставки включает около ста предметов, среди них - императорский трон дворца Гугун, курильницы в форме мифических существ – лудуаней, парадные портреты и оружие, свитки и украшения императриц.

Музей также подготовил большую образовательную программу, от серьезных лекций для взрослых до творческих заданий про драконов для школьников.

Директор департамента международной и выставочной деятельности Музеев Кремля Екатерина Караваева поговорила с «Культуроманией» о текущей выставке и последующих за ней новых любопытных проектах:

- Музеи Кремля вновь обратились к теме Китая. С чем это связано?

- Планы музеев – это долгосрочный процесс. Над этой выставкой мы совместно с китайскими коллегами работали пять лет. Инициатива ее организации принадлежит Министерствам культуры двух стран. Сегодняшняя выставка – обменный проект, посвященный церемонии передачи власти, интронизации нового императора. В начале августа этого года мы откроем ответный проект в Пекине. Его темой будет церемония коронации российских монархов в XVIII-XIX веках.

- Можно ли ожидать продолжения китайской тематики в будущем?

- В прошлом году была выставка по династии Мин с экспонатами из Шанхайского национального музея. В этом году – выставка по последней китайской династии. Пока на ближайшие годы у нас не запланировано выставок на китайскую тему. Но жители Китая в ближайшие годы смогут увидеть самые разные проекты с экспонатами из нашей коллекции, потому что сотрудничество с китайскими коллегами идет очень активно. И это относится не только к материковому Китаю, мы будем выставляться также в Гонконге и Макао.

- В России царским регалиям традиционно придавали большое значение. На примере Китая мы видим совсем другие символы власти. Церемонии престолонаследия тоже сильно различались?

- Надо сказать, что и у нас, и у династий Китая церемонии состояли из огромного количества ритуалов. Коронация наших царей и императоров шла несколько дней. Точно также и в Китае за один день никто императором не становился. И нынешняя выставка как раз и рассказывает про эти церемониальные мероприятия.

Да, таких аналогов власти, как шапка Мономаха или скипетра и державы, в Китае не существует. Но их символический ряд отражен в костюмах, в его декоре, в тех ожерельях, с которыми изображены императоры на представленных здесь парадных портретах. Кроме того, была целая система символического жертвоприношения, совершаемая императором в Храме Неба во время вступления на престол.

- Получается, личность самого человека играла очень большую роль для системы власти Китая?

- Совершенно верно. Потому что в Китае не существовало такой системы престолонаследия, которая характерна для европейских стран. На нашей выставке мы рассказываем главным образом именно о Цяньлуне, потому что он был первым императором, который принял власть по системе тайного указа. Эта система была создана его дедом, императором Канси, когда тот, имея многочисленных сыновей, предчувствовал распри за престол после своей смерти. Согласно системе тайного указа, готовились две копии свитка с именем будущего наследника. Одну копию император всегда носил при себе, а вторая хранилась высоко под потолком в Тронном зале. После смерти императора эти копии сличались, и таким образом провозглашался новый император.

- Если на династии Цин Музеи Кремля завершают азиатскую тематику, то что ждет посетителей в будущем?

- Будут проекты, связанные с сотрудничеством с европейскими музеями. Следующая выставка будет полностью создана из экспонатов Музея Кремля и посвящена нашим реставрационным студиям, итогам их работы за последние годы. Выставка будет называться «Хранители времени». Она представит все реставрационные мастерские: иконописную, ювелирного искусства, металла, бумаги, ткани. Это будет такая специфическая выставка на стыке истории искусства и разных наук, применяемых реставраторами.

А осенью мы откроем проект, посвященный Петру I. Он будет проходить при активной поддержке наших европейских коллег. Мы будем рассказывать о петровском времени и о тех коллекциях, которые собирал сам император. Посетители познакомятся с сибирской и китайской коллекциями Петра I. Также буду представлены вещи, связанные с искусством и наукой Европы, с тем, что открывал и привозил для себя император, путешествуя по странам.

- С какими музеями вы сотрудничаете по этой выставке?

- Мы сотрудничаем с Национальным морским музеем в Гринвиче (Великобритания). У них есть большая коллекция предметов, связанная с Петром I. Также прекрасная и очень значимая часть выставки приедет из музея «Зеленые своды» (Дрезден) и Кунсткамеры Альбертинум (Дрезден). Мы обещаем очень интересные экспонаты.

Любовь Мартынова

Фото Валентин Оверченко / Музеи Московского Кремля


Подпишитесь на наш телеграм-канал, чтобы всегда быть в самом центре культурной жизни

Последняя китайская династия в Музеях Кремля

<p> </p> <h2> <b>Музеи Кремля продолжают знакомить своих посетителей с темой китайских исторических династий. Прошлогодняя выставка «Династия Мин: сияние учености» сменилась на экспозицию под названием «Сокровища императорского дворца Гугун. Эпоха процветания Китая в </b><b>XVIII веке». Она рассказывает о времени правления династии Цин - маньчжурских кочевников, которые смогли покорить Китай, установив новую династию, правившую с 1644 по 1912 год. Приняв культуру и достижения предшественников, завоеватели приумножили</b> <b>богатства и территорию страны. Экспонаты, связанные с торжественными и повседневными ритуалами двора династии Цин, можно увидеть на территории Кремля до 30 мая.</b> </h2> <p> В центре Пекина расположен самый крупный дворцовый комплекс в мире – Пурпурный запретный город. Его последние династические владельцы привнесли много нового в то, каким впоследствии стал Китай. И самым заметным правителем династии Цин был император Цяньлун. На время его владычества (1736-1796) пришелся расцвет Китая -- политический, экономический, культурный. Будучи сильным лидером, он принимал жесткие и радикальные решения: завоевал и присоединил обширные новые территории, запретил христианское миссионерство, изолировал страну от торговли с европейцами. При этом Цяньлун совмещал это с серьезным изучением литературы, покровительством наукам и искусству. Вокруг личности Цяньлуня и выстроена нынешняя экспозиция в Кремле. </p> <p> Здесь нет привычных нам атрибутов власти – короны, жезла, державы. Вместо них -- императорская печать. Кроме того, символика власти часто передается не напрямую, а через цвет, орнаменты, форму предметов. Зрителям будет любопытно познакомиться с парадным одеянием императрицы – халатом чаопао. Его форма содержит историческую символику династии Цин как потомков кочевого народа, судьба которого была неотрывно связана с лошадьми. В изгибе конца рукава угадывается очертание конного копыта, накидная плечевая часть халата напоминает седло, а оплечье халата – изогнутый лук для стрельбы. Красочная экспозиция выставки включает около ста предметов, среди них - императорский трон дворца Гугун, курильницы в форме мифических существ – лудуаней, парадные портреты и оружие, свитки и украшения императриц. </p> <p> Музей также подготовил большую образовательную программу, от серьезных лекций для взрослых до творческих заданий про драконов для школьников. </p> <p> <b>Директор департамента международной и выставочной деятельности Музеев Кремля Екатерина Караваева </b>поговорила с «Культуроманией»<b> </b>о текущей выставке и<b> </b>последующих за ней новых любопытных проектах: </p> <p> <b>- Музеи Кремля вновь обратились к теме Китая. С чем это связано?</b> </p> <p> - Планы музеев – это долгосрочный процесс. Над этой выставкой мы совместно с китайскими коллегами работали пять лет. Инициатива ее организации принадлежит Министерствам культуры двух стран. Сегодняшняя выставка – обменный проект, посвященный церемонии передачи власти, интронизации нового императора. В начале августа этого года мы откроем ответный проект в Пекине. Его темой будет церемония коронации российских монархов в XVIII-XIX веках. </p> <p> <b>- Можно ли ожидать продолжения китайской тематики в будущем? </b> </p> <p> - В прошлом году была выставка по династии Мин с экспонатами из Шанхайского национального музея. В этом году – выставка по последней китайской династии. Пока на ближайшие годы у нас не запланировано выставок на китайскую тему. Но жители Китая в ближайшие годы смогут увидеть самые разные проекты с экспонатами из нашей коллекции, потому что сотрудничество с китайскими коллегами идет очень активно. И это относится не только к материковому Китаю, мы будем выставляться также в Гонконге и Макао. </p> <p> <b>- В России царским регалиям традиционно придавали большое значение. На примере Китая мы видим совсем другие символы власти. Церемонии престолонаследия тоже сильно различались?</b> </p> <p> - Надо сказать, что и у нас, и у династий Китая церемонии состояли из огромного количества ритуалов. Коронация наших царей и императоров шла несколько дней. Точно также и в Китае за один день никто императором не становился. И нынешняя выставка как раз и рассказывает про эти церемониальные мероприятия. </p> <p> Да, таких аналогов власти, как шапка Мономаха или скипетра и державы, в Китае не существует. Но их символический ряд отражен в костюмах, в его декоре, в тех ожерельях, с которыми изображены императоры на представленных здесь парадных портретах. Кроме того, была целая система символического жертвоприношения, совершаемая императором в Храме Неба во время вступления на престол. </p> <p> <b>- Получается, личность самого человека играла очень большую роль для системы власти Китая?</b> </p> <p> - Совершенно верно. Потому что в Китае не существовало такой системы престолонаследия, которая характерна для европейских стран. На нашей выставке мы рассказываем главным образом именно о Цяньлуне, потому что он был первым императором, который принял власть по системе тайного указа. Эта система была создана его дедом, императором Канси, когда тот, имея многочисленных сыновей, предчувствовал распри за престол после своей смерти. Согласно системе тайного указа, готовились две копии свитка с именем будущего наследника. Одну копию император всегда носил при себе, а вторая хранилась высоко под потолком в Тронном зале. После смерти императора эти копии сличались, и таким образом провозглашался новый император. </p> <p> <b>- Если на династии Цин Музеи Кремля завершают азиатскую тематику, то что ждет посетителей в будущем?</b> </p> <p> - Будут проекты, связанные с сотрудничеством с европейскими музеями. Следующая выставка будет полностью создана из экспонатов Музея Кремля и посвящена нашим реставрационным студиям, итогам их работы за последние годы. Выставка будет называться «Хранители времени». Она представит все реставрационные мастерские: иконописную, ювелирного искусства, металла, бумаги, ткани. Это будет такая специфическая выставка на стыке истории искусства и разных наук, применяемых реставраторами. </p> <p> А осенью мы откроем проект, посвященный Петру I. Он будет проходить при активной поддержке наших европейских коллег. Мы будем рассказывать о петровском времени и о тех коллекциях, которые собирал сам император. Посетители познакомятся с сибирской и китайской коллекциями Петра I. Также буду представлены вещи, связанные с искусством и наукой Европы, с тем, что открывал и привозил для себя император, путешествуя по странам. </p> <p> <b>- С какими музеями вы сотрудничаете по этой выставке?</b> </p> <p> - Мы сотрудничаем с Национальным морским музеем в Гринвиче (Великобритания). У них есть большая коллекция предметов, связанная с Петром I. Также прекрасная и очень значимая часть выставки приедет из музея «Зеленые своды» (Дрезден) и Кунсткамеры Альбертинум (Дрезден). Мы обещаем очень интересные экспонаты. </p> <p> <b>Любовь Мартынова</b> </p> <p> </p> <p> <b>Фото Валентин Оверченко / Музеи Московского Кремля</b> </p> <p> </p> <br>

Последняя китайская династия в Музеях Кремля

Последняя китайская династия в Музеях Кремля

Последняя китайская династия в Музеях Кремля

Последняя китайская династия в Музеях Кремля

Интересное по теме

Коллекционирование/Арт-рынок

Александр Дашевский: «Куратор — это художник, который преодолел свой внутренний эгоизм»
30 сентября 2024, 14:04

Государство и культура

«Британская история в опасности»
11 октября 2024, 13:05

Коллекционирование/Арт-рынок

Миллион за пустоту
1 ноября 2024, 13:29