Подмастерье или соавтор: выставка в Эрмитаже о роли искусственного интеллекта в культуре
7 Июня 2019, 13:04
Поделиться
7 июня в Государственном Эрмитаже открывается выставка "Искусственный интеллект и диалог культур", на которой будут представлены произведения, созданные с использованием "машинного разума" 14 художниками из 12 стран мира
7 июня в Государственном Эрмитаже открывает свои двери выставка "Искусственный интеллект и диалог культур", на которой будут представлены произведения, созданные с использованием "машинного разума" 14 художниками из 12 стран мира.
Главной темой выставки является возможность искусственного интеллекта провести связующие нити в двух плоскостях – между традицией и технологией с одной стороны, и между культурами разных стран – с другой. По мнению оптимистов, в ближайшем будущем человек сможет интегрировать технологии ИИ в свою жизнь и творчество, тем самым получив еще больше возможностей для собственного развития и самопознания. В то же время некоторые считают, что попытки использовать искусственный разум в культуре пока что не выходят за рамки традиционного мышления, преодолеть которые можно, лишь научив компьютеры создавать радикально новое.
Осмыслить эти проблемы совместно с участниками и экспертами попытался корреспондент "Культуромании", присутствовавший на открытии выставки.
"Я просто хочу играть в игру": Сунь Сюнь о человеке, который всегда будет важнее машин Китайский художник Сунь Сюнь представил на выставке свой фильм "Шпион времени", созданный на основе ста тысяч работ студентов в технике китайской гравюры по дереву. Традиционная китайская гравюра требует предельной концентрации – любая ошибка неисправима, что придает результату особенную ценность в глазах Сунь Суня, так как полностью соответствует неумолимому закону времени.
После того, как работы были оцифрованы, искусственный интеллект конвертировал их в анимированные изображения. В итоге перед зрителями предстала сюрреалистическая сказка об украденном времени, в которой участвуют механические лошади, птицы с кинокамерами вместо голов и крылатые скрипки на фоне старинной архитектуры и пяти стихий – дерево, вода, металл, огонь и земля.
По словам Сунь Сюня, основной идеей фильма является необратимость времени, стремительный бег которого ставит перед цивилизацией вопрос о сохранении традиций. "Мир неудержимо меняется – сможет ли человек сохранить в этом потоке то, что делает его человеком?" – поясняет он свою мысль.
При этом Сунь Сюнь скептически относится к способности искусственного интеллекта захватить мир, подчинив себе человечество и отменив общечеловеческие ценности. По его мнению, Сеть в искусстве – лишь нечто вроде "продвинутой кисти", с помощью которой современные художники получают доступ к новым форматам самовыражения, главным объектом которого был, есть и будет человек.
"Люди более важны, чем компьютеры. Технологии искусственного интеллекта кажутся загадочными потому, что мало кто знает, как их использовать, но на самом деле они действительно очень просты", - откровенничает художник.
В будущем мастер планирует создать с помощью искусственного интеллекта виртуальный трехмерный фильм, главной темой которого станут люди во всех их жизненных проявлениях.
"Это будет VR-фильм, который нужно будет смотреть с VR-очками. Пока что не знаю, в какой технике он будет исполнен, я не забочусь о технике. Я просто хочу играть в игру", - пояснил Сунь Сюнь. "Китайские чернила" Егора Крафта: Виртуальность на службе традиции Российский медиахудожник Егор Крафтпредставил на выставке свою инсталляцию "Китайские чернила", в которой ему удалось установить наглядный диалог между технологией и традицией посредством искусственного интеллекта.
Точкой встречи стала китайская практика использования туши для каллиграфии, причем взятая в предельно узком фокусе взаимодействия растворенной краски и зернистой бумаги. Наблюдение за их слиянием является разновидностью изысканной медитации, традиционной для китайской культуры.
Обучив генеративно-состязательную сеть с помощью базы данных из тысяч чернильных пятен, медиахудожник побудил алгоритм самостоятельно создавать изображения таких пятен случайным образом. При этом каждое пятно не только уникально, но и аутентично – несмотря на свою виртуальность, оно возникает по тем же физическим законам, что и настоящие. Тем самым Крафту удалось создать основу для традиционной медитации с помощью искусственного интеллекта, "подружив" их в реальности – а с ними и тектонические пласты традиции и технологий. "Воспоминания о скрытых пространствах": Архитектура параллельной реальности
Работа турецко-американского медиахудожника Рефика Анадола ставит перед зрителями вопрос об отношениях между узнаванием и восприятием, обыгранный в парадигме "память vs. сновидения". Последние художник буквально смоделировал, научив алгоритм генеративно-состязательной сети создавать новое на основе всей истории готической и современной архитектуры, сформированной в массив из 1,3 миллиона фотографий.
Проанализировав архитектурное наследие, ИИ сгенерировал образы архитектурных композиций, которых никогда не существовало в реальности. По словам Анадола, его работа является первым примером трехмерных машинных галлюцинаций. В них искусственный интеллект показывает нам архитектурные пространства, которые могли бы существовать в альтернативной версии истории человечества.
"Подмастерье человека" или пост-гуманизм метаэстетики: Философские проблемы
Датой "прорыва" искусственного интеллекта в сферу искусства, считает куратор выставки, заводтелом современного искусства Эрмитажа Дмитрий Озерков, является аукцион Кристи 25 октября 2018 года, на котором картина "Портрет Эдмона де Белами", созданная алгоритмом ИИ парижской арт-группы Obvious, была продана за 432,5 тыс долл. Является ли интеллект только биологическим феноменом, или он может быть создан искусственно на небиологической основе? Способна ли вычислительная машина перейти от "гибкой адаптации" к полноценному мышлению? Сводится ли человеческое мышление к системе вычислений различной степени сложности? По мнению Озеркова, которое цитируется в материалах к выставке, таковы главные проблемы новой реальности "машинного разума".
"Классическая система взаимодействия четко расставляла границы – произведения искусства существовали в замкнутом мире внутренних ценностей, оставляя зрителю функцию наблюдателя", - напоминает куратор выставки, директор Aksenov Favily Foundation Виктория Кондрашова. Однако в начале 20 века художники авангарда отвергли эту позицию, предложив пересмотреть существующие роли автора и зрителя. "Работа с искусственным интеллектом снова актуализирует вопросы о границах между создателями и потребителями искусства", - считает Кондрашова.
Если китайский медиахудожник Сунь Сюнь считает, что люди должны всегда оставаться центром искусства, то профессор Городского университета Нью-Йорка Лев Манович придерживается другой точки зрения. По его мнению, использовать искусственный интеллект как подмастерье художника-человека – неинтересно. Культурные артефакты, создававшиеся людьми на протяжении долгих тысячелетий, несут в себе общие паттерны, "стиль" – систему правил и ограничений. Научить компьютеры извлекать паттерны из множества артефактов, которые принадлежат к одной эстетической системе, и генерировать на этой основе новые артефакты этой же системы – как минимум не ново, считает Манович.
"Мы вынуждаем компьютеры творить так же, как это делали люди десятки тысяч лет. Более радикальным было бы использовать компьютеры для избавления от метапаттерна человеческой культуры. Давайте научим компьютер делать то, что мы, люди, не можем – перемещаться между разными эстетиками", - призывает профессор в своем комментарии для презентации к выставке.
Свое мнение по этому вопросу высказали на открытии выставки глава Минкультуры Владимир Мединский и глава Эрмитажа Михаил Пиотровский.
По мнению министра, искусственный разум привел цивилизацию на порог утраты традиционного понятия об авторе. "Как их представить? Художники, коллектив, представители, алгоритмы?" — задался вопросом глава ведомства. Мединский напомнил великого Моцарта, которому, по его словам, произведения приходили практически в законченном виде "откуда-то сверху".
"Искусственный интеллект может конкурировать с художником, но необязательно выиграет", - высказал свое мнение глава Эрмитажа. В этом состязании хороший художник выиграет, а плохой - проиграет, считает Пиотровский.
Как Сеть увеличит объем мировой экономики
По мнению гендиректора Российского фонда прямых инвестиций (РФПИ) Кирилла Дмитриева, технологии ИИ могут увеличить объем мировой экономики к 2030 году на 13 трлн долларов, радикально изменив многие сферы человеческой жизни и деятельности. То, что выставка лучших образцов современного искусства проходит именно в стенах российского Эрмитажа, показывает лидерство России в сфере искусства и высоких технологий, считает Дмитриев. Сеть и политика: Еще один мост между Россией и миром
Почтивший открытие выставки своим присутствием глава саудовского Минкультуры, принц Бадр бен Абдалла бен Фархан Аль Сауд назвал событие еще одним культурным мостом, который связывает Россию с остальным миром, на этот раз с использованием высоких технологий. Все это, по его словам, должно привести к главной цели – экономическому развитию и процветанию, полному взаимопониманию и доверию между Россией и странами мира, в том числе Ближнего Востока и арабских стран.
"Выставка произведений с использованием искусственного интеллекта в Эрмитаже стала еще одним примером использования всех рычагов и механизмов для выстраивания такого режима доверия, как в культуре, так в экономике и с учетом и с уважением ко всем различиям между нашими странами", – заключил принц.
Василий Анисмов, Санкт-Петербург
Подпишитесь на наш телеграм-канал, чтобы всегда быть в самом центре культурной
жизни
Подмастерье или соавтор: выставка в Эрмитаже о роли искусственного интеллекта в культуре
<h2>7 июня в Государственном Эрмитаже открывает свои двери выставка "Искусственный интеллект и диалог культур", на которой будут представлены произведения, созданные с использованием "машинного разума" 14 художниками из 12 стран мира. </h2>
<br>
<span style="font-size: 14pt;">Главной темой выставки является возможность искусственного интеллекта провести связующие нити в двух плоскостях – между традицией и технологией с одной стороны, и между культурами разных стран – с другой. По мнению оптимистов, в ближайшем будущем человек сможет интегрировать технологии ИИ в свою жизнь и творчество, тем самым получив еще больше возможностей для собственного развития и самопознания. В то же время некоторые считают, что попытки использовать искусственный разум в культуре пока что не выходят за рамки традиционного мышления, преодолеть которые можно, лишь научив компьютеры создавать радикально новое.</span><br>
<span style="font-size: 14pt;"> </span><br>
<span style="font-size: 14pt;">
Осмыслить эти проблемы совместно с участниками и экспертами попытался корреспондент "Культуромании", присутствовавший на открытии выставки.</span><br>
<span style="font-size: 14pt;"> </span><br>
<b> </b><span style="font-size: 14pt;"><b>
"Я просто хочу играть в игру": Сунь Сюнь о человеке, который всегда будет важнее машин </b></span><br>
<span style="font-size: 14pt;"> </span><br>
<span style="font-size: 14pt;"> <b>Китайский художник Сунь Сюнь</b> представил на выставке свой фильм "Шпион времени", созданный на основе ста тысяч работ студентов в технике китайской гравюры по дереву. Традиционная китайская гравюра требует предельной концентрации – любая ошибка неисправима, что придает результату особенную ценность в глазах Сунь Суня, так как полностью соответствует неумолимому закону времени. </span><br>
<span style="font-size: 14pt;"> </span><br>
<span style="font-size: 14pt;">
После того, как работы были оцифрованы, искусственный интеллект конвертировал их в анимированные изображения. В итоге перед зрителями предстала сюрреалистическая сказка об украденном времени, в которой участвуют механические лошади, птицы с кинокамерами вместо голов и крылатые скрипки на фоне старинной архитектуры и пяти стихий – дерево, вода, металл, огонь и земля. </span><br>
<span style="font-size: 14pt;"> </span><br>
<span style="font-size: 14pt;">
По словам Сунь Сюня, основной идеей фильма является необратимость времени, стремительный бег которого ставит перед цивилизацией вопрос о сохранении традиций. "Мир неудержимо меняется – сможет ли человек сохранить в этом потоке то, что делает его человеком?" – поясняет он свою мысль.</span><br>
<span style="font-size: 14pt;"> </span><br>
<span style="font-size: 14pt;">
При этом Сунь Сюнь скептически относится к способности искусственного интеллекта захватить мир, подчинив себе человечество и отменив общечеловеческие ценности. По его мнению, Сеть в искусстве – лишь нечто вроде "продвинутой кисти", с помощью которой современные художники получают доступ к новым форматам самовыражения, главным объектом которого был, есть и будет человек.</span><br>
<span style="font-size: 14pt;"> </span><br>
<span style="font-size: 14pt;">
"Люди более важны, чем компьютеры. Технологии искусственного интеллекта кажутся загадочными потому, что мало кто знает, как их использовать, но на самом деле они действительно очень просты", - откровенничает художник. </span><br>
<span style="font-size: 14pt;"> </span><br>
<span style="font-size: 14pt;">
В будущем мастер планирует создать с помощью искусственного интеллекта виртуальный трехмерный фильм, главной темой которого станут люди во всех их жизненных проявлениях. </span><br>
<span style="font-size: 14pt;"> </span><br>
<span style="font-size: 14pt;">
"Это будет VR-фильм, который нужно будет смотреть с VR-очками. Пока что не знаю, в какой технике он будет исполнен, я не забочусь о технике. Я просто хочу играть в игру", - пояснил Сунь Сюнь.</span><br>
<span style="font-size: 14pt;"> </span><br>
<span style="font-size: 14pt;"> <b>"Китайские чернила" Егора Крафта: Виртуальность на службе традиции</b></span><br>
<span style="font-size: 14pt;"> </span><br>
<span style="font-size: 14pt;"> <b>Российский медиахудожник Егор Крафт</b><b> </b>представил на выставке свою инсталляцию "Китайские чернила", в которой ему удалось установить наглядный диалог между технологией и традицией посредством искусственного интеллекта.</span><br>
<span style="font-size: 14pt;"> </span><br>
<span style="font-size: 14pt;">
Точкой встречи стала китайская практика использования туши для каллиграфии, причем взятая в предельно узком фокусе взаимодействия растворенной краски и зернистой бумаги. Наблюдение за их слиянием является разновидностью изысканной медитации, традиционной для китайской культуры.</span><br>
<span style="font-size: 14pt;"> </span><br>
<span style="font-size: 14pt;">
Обучив генеративно-состязательную сеть с помощью базы данных из тысяч чернильных пятен, медиахудожник побудил алгоритм самостоятельно создавать изображения таких пятен случайным образом. При этом каждое пятно не только уникально, но и аутентично – несмотря на свою виртуальность, оно возникает по тем же физическим законам, что и настоящие. Тем самым Крафту удалось создать основу для традиционной медитации с помощью искусственного интеллекта, "подружив" их в реальности – а с ними и тектонические пласты традиции и технологий.</span><br>
<span style="font-size: 14pt;"> </span><br>
<span style="font-size: 14pt;"> <b>"Воспоминания о скрытых пространствах": Архитектура параллельной реальности</b></span><br>
<span style="font-size: 14pt;"> </span><br>
<span style="font-size: 14pt;">
Работа <b>турецко-американского медиахудожника Рефика Анадола</b> ставит перед зрителями вопрос об отношениях между узнаванием и восприятием, обыгранный в парадигме "память vs. сновидения". Последние художник буквально смоделировал, научив алгоритм генеративно-состязательной сети создавать новое на основе всей истории готической и современной архитектуры, сформированной в массив из 1,3 миллиона фотографий.</span><br>
<span style="font-size: 14pt;"> </span><br>
<span style="font-size: 14pt;">
Проанализировав архитектурное наследие, ИИ сгенерировал образы архитектурных композиций, которых никогда не существовало в реальности. По словам Анадола, его работа является первым примером трехмерных машинных галлюцинаций. В них искусственный интеллект показывает нам архитектурные пространства, которые могли бы существовать в альтернативной версии истории человечества.</span><br>
<span style="font-size: 14pt;"> </span><br>
<b> </b><span style="font-size: 14pt;"><b>
"Подмастерье человека" или пост-гуманизм метаэстетики: Философские проблемы</b> </span><br>
<span style="font-size: 14pt;"> </span><br>
<span style="font-size: 14pt;">
Датой "прорыва" искусственного интеллекта в сферу искусства, считает <b>куратор выставки, заводтелом современного искусства Эрмитажа Дмитрий Озерков</b>, является аукцион Кристи 25 октября 2018 года, на котором картина "Портрет Эдмона де Белами", созданная алгоритмом ИИ парижской арт-группы Obvious, была продана за 432,5 тыс долл. Является ли интеллект только биологическим феноменом, или он может быть создан искусственно на небиологической основе? Способна ли вычислительная машина перейти от "гибкой адаптации" к полноценному мышлению? Сводится ли человеческое мышление к системе вычислений различной степени сложности? По мнению Озеркова, которое цитируется в материалах к выставке, таковы главные проблемы новой реальности "машинного разума".</span><br>
<span style="font-size: 14pt;"> </span><br>
<span style="font-size: 14pt;">
"Классическая система взаимодействия четко расставляла границы – произведения искусства существовали в замкнутом мире внутренних ценностей, оставляя зрителю функцию наблюдателя", - напоминает <b>куратор выставки, директор Aksenov Favily Foundation Виктория Кондрашова</b>. Однако в начале 20 века художники авангарда отвергли эту позицию, предложив пересмотреть существующие роли автора и зрителя. "Работа с искусственным интеллектом снова актуализирует вопросы о границах между создателями и потребителями искусства", - считает Кондрашова.</span><br>
<span style="font-size: 14pt;"> </span><br>
<span style="font-size: 14pt;">
Если китайский медиахудожник Сунь Сюнь считает, что люди должны всегда оставаться центром искусства, то <b>профессор Городского университета Нью-Йорка Лев Манович</b> придерживается другой точки зрения. По его мнению, использовать искусственный интеллект как подмастерье художника-человека – неинтересно. Культурные артефакты, создававшиеся людьми на протяжении долгих тысячелетий, несут в себе общие паттерны, "стиль" – систему правил и ограничений. Научить компьютеры извлекать паттерны из множества артефактов, которые принадлежат к одной эстетической системе, и генерировать на этой основе новые артефакты этой же системы – как минимум не ново, считает Манович.</span><br>
<span style="font-size: 14pt;"> </span><br>
<span style="font-size: 14pt;">
"Мы вынуждаем компьютеры творить так же, как это делали люди десятки тысяч лет. Более радикальным было бы использовать компьютеры для избавления от метапаттерна человеческой культуры. Давайте научим компьютер делать то, что мы, люди, не можем – перемещаться между разными эстетиками", - призывает профессор в своем комментарии для презентации к выставке. </span><br>
<span style="font-size: 14pt;"> </span><br>
<span style="font-size: 14pt;">
Свое мнение по этому вопросу высказали на открытии выставки <b>глава Минкультуры Владимир Мединский и глава Эрмитажа Михаил Пиотровский. </b></span><br>
<b> </b><span style="font-size: 14pt;"><b> </b></span><br>
<span style="font-size: 14pt;">
По мнению министра, искусственный разум привел цивилизацию на порог утраты традиционного понятия об авторе. "Как их представить? Художники, коллектив, представители, алгоритмы?" — задался вопросом глава ведомства. Мединский напомнил великого Моцарта, которому, по его словам, произведения приходили практически в законченном виде "откуда-то сверху". </span><br>
<span style="font-size: 14pt;"> </span><br>
<span style="font-size: 14pt;">
"Искусственный интеллект может конкурировать с художником, но необязательно выиграет", - высказал свое мнение глава Эрмитажа. В этом состязании хороший художник выиграет, а плохой - проиграет, считает Пиотровский.</span><br>
<span style="font-size: 14pt;"> </span><br>
<b> </b><span style="font-size: 14pt;"><b>
Как Сеть увеличит объем мировой экономики</b></span><br>
<span style="font-size: 14pt;"> </span><br>
<span style="font-size: 14pt;">
По мнению <b>гендиректора Российского фонда прямых инвестиций (РФПИ) Кирилла Дмитриева</b>, технологии ИИ могут увеличить объем мировой экономики к 2030 году на 13 трлн долларов, радикально изменив многие сферы человеческой жизни и деятельности. То, что выставка лучших образцов современного искусства проходит именно в стенах российского Эрмитажа, показывает лидерство России в сфере искусства и высоких технологий, считает Дмитриев. </span><br>
<span style="font-size: 14pt;"> </span><br>
<span style="font-size: 14pt;"> <b>Сеть и политика: Еще один мост между Россией и миром</b></span><br>
<span style="font-size: 14pt;"> </span><br>
<span style="font-size: 14pt;">
Почтивший открытие выставки своим присутствием <b>глава саудовского Минкультуры, принц Бадр бен Абдалла бен Фархан Аль Сауд</b> назвал событие еще одним культурным мостом, который связывает Россию с остальным миром, на этот раз с использованием высоких технологий. Все это, по его словам, должно привести к главной цели – экономическому развитию и процветанию, полному взаимопониманию и доверию между Россией и странами мира, в том числе Ближнего Востока и арабских стран. </span><br>
<span style="font-size: 14pt;"> </span><br>
<span style="font-size: 14pt;">
"Выставка произведений с использованием искусственного интеллекта в Эрмитаже стала еще одним примером использования всех рычагов и механизмов для выстраивания такого режима доверия, как в культуре, так в экономике и с учетом и с уважением ко всем различиям между нашими странами", – заключил принц.</span><br>
<span style="font-size: 14pt;"> </span><br>
<b> </b><span style="font-size: 14pt;"><b>
Василий Анисмов, Санкт-Петербург</b></span>
<p>
</p>
https://kulturomania.ru
Подмастерье или соавтор: выставка в Эрмитаже о роли искусственного интеллекта в культуре
Подмастерье или соавтор: выставка в Эрмитаже о роли искусственного интеллекта в культуре
Подмастерье или соавтор: выставка в Эрмитаже о роли искусственного интеллекта в культуре