Изготовление фальшивок ставится на промышленные рельсы
Похоже, заканчиваются времена, когда созданием подделок великих и хорошо продаваемых мастеров занимались недооцененные гении-одиночки. Недавно мы уже писали о том, как в Италии накрыли целую международную мафию, специализацией которой была продажа обычного вина под видом коллекционных изысков для миллионеров. Теперь отважные итальянские карабинеры накрыли новую банду — та обманывала в промышленных масштабах не слишком искушенных ценителей прекрасного, распространяя по всему миру подделки востребованных и дорогих художников.
Число подельников — как и потенциальная стоимость конфискованных «шедевров» — впечатляет. Органы правопорядка, действия которых координируют итальянские полицейские, проводят расследование в отношении 38 человек в Италии, Испании, Франции и Бельгии по подозрению в изготовлении и сбыте фальшивых картин различных мэтров жанра, включая Уорхола, Бэнкси и Пикассо. Среди других подделок известных имен — Моне, Ван Гог, Дали, Кандинский, Шагал, Клее, Генри Мур, Фрэнсис Бэкон, Мондриан, десятки знаменитых фамилий. Официальное заявление о раскрытии преступления было сделано главным прокурором Пизы Терезой Анджелой Камелио.
По ее словам, конфисковано более 2100 фальшивых работ с потенциальной рыночной стоимостью около 200 млн евро и обнаружено целых шесть мастерских по их изготовлению, две в Тоскане, одна в Венеции, остальные за пределами Италии. Расследование началось год назад, когда в коллекции одного итальянского бизнесмена обнаружили 200 фальшивых предметов, включая рисунок Амедео Модильяни. Интересно, что бизнесмен покупал работы не «из-под полы», а на совершенно легальных итальянских аукционах. Это вызывает вопросы или к уровню экспертизы на данных аукционах, или же к возможности их участия в преступных схемах по «отмыванию» фальшивок.
Вообще, изготовители подделок действовали, как говорится, по «методичке». Чтобы легализовать, например, фальшивые картины Бэнкси, они провели две выставки в престижных локациях Венеции и Тосканы. Потом «подгоняли» аукционы, которые по тем или иным причинам включали подделки в свои продажи и, возможно, выдавали сертификаты подлинности. А с аукционной историей предмет, согласитесь, обретает уже совсем иную ценность.
Игорь Сирин
Фото: картина Энди Уорхола, Sotheby’s