Выставка демонстрирует стилистику советской моды и уровень жизни советских звезд, охватывая период от 1940-х до 2000-х годов. Она бесплатна и проходит в Универмаге ХЦ «Сокольники» до конца декабря этого года.
В двух витринах можно увидеть аксессуары актрис: косметику, веера, духи, открытки с их фотографиями. Эти открытки, напоминает Васильев, продавались в Советском Союзе по 3 рубля за штуку. И мало кто знает, что на такую съемку актрисам полагалось не больше двух кадров, что было связано с требованием по экономии фотопленки. Поэтому хотя бы один кадр должен был получиться удачным обязательно, иначе открытка с актрисой просто не выпускалась. А при подготовке к съемке актрисам никто не помогал: они сами себе делали макияж, укладывали волосы, подбирали одежду. В витрине можно увидеть духи от Пьера Кардена: они были любимыми духами наших женщин того времени, потому как только их возможно было купить в валютном универмаге «Березка», отмечает владелец коллекции.
Вершиной мечтаний для звезд советского времени стали наряды от стилиста Вячеслава Зайцева, у которого просто не было конкурентов. «Он был один незыблем, и все звезды были его. Это и большая ответственность, и большая поблажка: никто его не подгонял, не говорил, что он отстал от моды или чего-то не создал», - вспоминает Васильев.
На открытии выставки историк моды познакомил гостей мероприятия с представленными нарядами и рассказал о судьбе самих актрис, о характере одежды тех эпох, о том, как много зависело от предприимчивости и фантазии портних, создававших эксклюзивные вещи из скупого набора материалов.
Так, актрисы 40-50-х годов, в отличие от сегодняшнего времени, носили закрытые наряды без намека на соблазнительность, при этом почти все ткани той поры были трофейными, то есть привезенными из Германии, Австрии, Чехословакии. Любимая ткань того времени называлась паншифон (шифон с бархатным нанесенным рисунком). «Женщины эпохи 40-х годов сходили с ума по этой ткани. Это считалось люксом самого высокого класса», - говорит Васильев.
Конечно, выбор ткани в СССР был всегда невелик, и каждая женщина выходила из этой ситуации по-своему. Например, актрисе Наталье Фатеевой, знаменитой красавице эпохи 60-80-х годов, для работы потребовалось коричневое платье из шифона. «Но коричневого шифона не было, в наличии – только белый. И было еще маленькое бельевое кружево производства ГДР, а нужен был хороший кусок гипюра. Портнихи сшили вместе несколько отрезков бельевого кружева, соединили с шифоном и готовое платье выкрасили анилиновой краской коричневого цвета… И вот так рождались шедевры. Недостаток и дефицит, который поразил советскую эпоху, был поводом для создания новых вещей. Работала фантазия, и без фантазии нельзя было одеваться вообще. Иначе вот так бы и были все в белом шифоне и бельевом кружеве», - замечает он.
На сегодня в коллекции у Александра Васильева 65 тысяч различных платьев, костюмов и аксессуаров. Эти вещи выставляются во многих странах мира.
«Культуромания» поговорила с историком моды об открывшейся выставке и о моде вообще:
- Эпоха советских актрис, что это для вас – ностальгия?
- Это долг прежде всего. Это долг культурного человека своей родине и стране. Я, честно говоря, до сих пор глубоко удивлен, почему в нашей стране не нашлось ни одного государственного учреждения, которое бы методично, научно подошло бы к этому вопросу, собрало гардеробы российских знаменитостей, будь то актрисы, певицы, балерины, ученые, писатели, космонавты, спортсмены.
Есть ли место ностальгии? Отношение к человеку в СССР было не особо хорошим, несмотря на то, что страна кричала, как она гуманна. Нам нужны люди только в тот момент, когда они нам нужны. А дальше - «вам место на свалке истории».
Вот я смотрю, в такой нищете умерли советские звезды. Почему они умирают за границей, а не в наших больницах? Почему за границей должны были умереть Майя Плисецкая, Елена Образцова, почему за границей должен был жить Олег Попов?
- А сегодня Вам интересна вот эта тема - «Кино и мода»?
- Конечно! Интересна, но просто мне кажется, что современные актрисы испорчены сериалами и мельтешением на телеэкране. И наши актрисы нового поколения часто не звезды, а звездочки. Но это не значит, что в будущем я не захочу их платья (улыбается).
- Готово ли сегодня общество воспринимать моду как что-то высокое?
- Нет. Сегодня часто мода сводится к орудию соблазна для женщин, завоевания мужского внимания.
- Вот такие экспозиции моды в нашей стране становятся более востребованными?
- Да, очень. И я вам сейчас расскажу почему. Наша страна жила очень долго за железным занавесом. Была отрезана от многих эстетических центров мира: от Парижа, Милана, Лондона, Нью-Йорка. Не обладала собственным музеем моды. Не была перекормлена костюмными выставками. Я являюсь первооткрывателем этой темы, потому что первым стал устраивать подобные выставки у нас в стране. Они уже проходили в Музее Москвы, в ГУМе, в ГИМе, в литературном музее имени Пушкина, в Музее Востока. Это стало так сейчас популярно, а люди с таким интересом хотят на это смотреть!
И, как ни странно, у нас больше и лучше посещают выставки, рассказывающие об отечественной истории моды, и хуже, когда речь идет о Шанель, Диор, Мариано Фортуни. Я это вижу по своим постам: как только речь идет о России, лайков больше, чем когда речь идет о Франции или какой-то другой стране.
- На Ваш взгляд, есть положительные интересные тенденции сегодняшней моды?
- Конечно, есть. Я вижу полный захват рынка мусульманскими тенденциями. Последняя новинка – это платок из ткани такого же цвета, как жакет или пальто. Я был поражен этой новинкой. Сам платок скроен в форме капюшона. И весь ансамбль смотрится очень интересно!
Автор статьи: Любовь Мартынова