Тема пейзажа была крайне важной для Васнецова. На последней персональной прижизненной выставке художника 1912 года, прошедшей в Историческом музее в Москве, в особый раздел были вынесены пейзажные работы, объединенные тематически по месту создания. Выставка, которая проходит сейчас в Доме-музее В.М. Васнецова — первая, посвященная исключительно этой теме, — организована по схожему принципу. Эта экспозиция особенно уместна в Доме-музее, окруженном садом: художник неоднократно писал здесь этюды.
Васнецова вдохновляли пейзажи окрестностей Ахтырки и Абрамцева. В 1880–1881 годах он выполнил здесь серию этюдов для своих самых известных картин “Аленушка” (1881) и “Богатыри” (1898), среди них — экспонируемые на выставке два этюда “Пруд в Ахтырке” (1880), “Аленушка” (1880), “В окрестностях Абрамцева” (1890-е). Там же, на берегах реки Вори, была написана и картина “Затишье” (1881).
В историю русской живописи Виктор Васнецов вошел как фигура неоднозначная. Многие критики восторженно прославляли Васнецова как возвестителя русской "самобытности", вдохновенного мистика, художника национальных откровений. Говорили о его оригинальном и неподражаемом стиле в эпических и религиозных картинах. Другие - обвиняли его в том, что в его произведениях явно обнаружился плохой живописец — беспомощный рисовальщик и очень условный колорист. И что с возложенной на него миссией оформления Владимирского собора в Киеве он не справился - его религиозная живопись несерьезна.
Как бы там не было, Виктор Михайлович Васнецов — основоположник особого “русского стиля”, сложившегося из исторического жанра и романтических тенденций, связанных с фольклором и символизмом. Творчество художника сыграло важную роль в эволюции отечественного изобразительного искусства от эпохи передвижничества к стилю модерн.
Виктор Васнецов родился 15 мая 1848 в селе Лопиял Уржумского уезда Вятской губернии в семье сельского священника и принадлежал к древней вятской фамилии Васнецовых. В семье, где Виктор был старшим из пяти братьев, поощрялись художественные занятия. Отец будущего художника - Михаил Васильевич увлекался естествознанием, историей, рисовал.
В 1858 году отец отдал старшего сына в духовное училище, окончив которое в 1862 году, Виктор перешел в класс Вятской духовной семинарии, где стал изучать иконопись. Уроки церковной живописи семинаристам преподавал художник Н. А. Чернышев, который имел в Вятке иконописную мастерскую. Виктор много времени проводил со своим учителем, брал у него уроки рисования. Позже в доме Чернышева он познакомился со ссыльным польским художником Эльвиро Андриолли. Под его руководством Васнецов создал свои первые картины.
Васнецов, мечтавший стать художником, решил попробовать поступить в Петербургскую Академию художеств. С благословения ректора и отца он оставил семинарию на предпоследнем курсе и уехал в Петербург. В этом же 1867 году Васнецов сдал вступительные экзамены в Академию художеств, но из-за неуверенности в собственных силах даже не стал узнавать результат. Однако, когда через год он пришел поступать еще раз, выяснилось, что в Академию он был принят еще год назад. Но этот год в Петербурге не прошел для Васнецова даром. Он работал рисовальщиком в картографическом заведении и посещал школу Общества поощрения художников на Бирже. Там он познакомился с молодым преподавателем И. Н. Крамским и его друзьями — студентами Академии — скульптором М. М. Антокольским и живописцем И. Е. Репиным.
Он хорошо учился, однако в 1870 году был вынужден временно оставить Академию и, в связи со смертью отца, погрузился в решение семейных проблем. Классы Академии стал посещать нерегулярно, а вскоре и вовсе забросил лекции и уроки. В результате, не стал держать выпускные экзамены и в 1874 году получил канцелярское удостоверение, в котором говорилось, что он “состоял в числе учеников Академии”.
Профессионально занимаясь книжной графикой с 1868 года и достигнув в этой области больших успехов, в 1875 году Васнецов решил попробовать свои силы в критическом реализме и примкнуть к недавно созданному Товариществу передвижных художественных выставок.
Написав целый ряд картин, созвучных по тематике работам передвижников, Васнецов вдруг удивил всех своим “Витязем на распутье” и “Полем битвы с половцами”. “Эти картины были первым шагом постепенного поворота русской живописи в сторону от критического реализма. Русский художник уже перестал стремиться к изображению окружающей или прошлой жизни в целях произнесения над ними какого-либо суждения. Он просто хотел грезить о прошлом и рассказывать о своих грезах”, - пишет о Васнецове его современник, художественный критик С.С. Глаголь в своих “Очерках истории искусства в России”.
Вскоре после появления былинных картин Васнецова на передвижной выставке была выставлена картина Михаила Нестерова “Видение отрока Варфоломея”, которая еще больше обозначила разницу между передвижниками и молодыми художниками, искавшими новых путей. “Что же написала молодежь на своем знамени? Прежде всего стремление избегнуть всякой литературности. Не сюжет должен быть на первом месте в картине, а передача настроения, и, чем оно интимнее, тем лучше. Значение декоративности было также выдвинуто на главное место. Картина прежде всего должна быть красивым ковром, который может быть тоже красив, как картина, и поэтому выставка широко раскрыла двери и всякому прикладному искусству, раз оно действительно доведено до большой художественной красоты”, - пишет С. С. Глаголь.
Однако новые работы Васнецова вызвали неоднозначную реакцию и у зрителей, ожидавших от нового живописца идейно-нравственные произведения на крестьянский сюжет. И лишь немногие, в их числе друг Васнецова художник И. Е. Репин и профессор Академии П. П. Чистяков, увидели в полотнах грандиозный и самобытный образ.
Но временное увлечение "самобытностью", характерное для художественных чаяний в конце XIX века, сменилось более трезвым и строгим отношением к искусству. “Живопись — всегда живопись. Плохая живопись всегда остается плохой живописью. Васнецов понял инстинктивно то, что не было понято ложно-русскими художниками, он привел нас в забытое, милое царство, оказал нам памятную услугу, победив наше некультурное, неевропейское пренебрежение к родной стихии; в истории живописи он останется будителем "народных настроений", человеком большой идеи, упорного, цельного мировоззрения, — это много и за это мы всегда будем признательны Васнецову — и все-таки живописных откровений он не дал. Упрямо отвернувшись от страшного "запада" — он остался чужд лучшим поискам современных мастеров кисти; если же подчинился общим течениям европейского искусства, то невольно, бессознательно и потому неудачно”, - пишет о Васнецове еще один его современник, художественный критик и организатор художественных выставок С. К. Маковский.
Можно по-разному относится к творчеству Васнецова, но он был и остается искателем русской самобытности, открывший путь к народной красоте. Творчество Васнецова - важный этап в развитии направления “неорусский стиль”, из которого впоследствии возник модерн. Художник утверждал: “Все великое в искусстве, ставшее общечеловеческим, выросло на национальной почве”. И выставка в Доме-музее В.М. Васнецова - еще один повод взглянуть на работы художника, побывать в его доме и оценить его творчество.