Пацифист от искусства. Большая выставка Верещагина в Третьяковке

Музеи и выставки

Пацифист от искусства. Большая выставка Верещагина в Третьяковке
22 Февраля 2018, 12:28
Большая выставка работ Василия Верещагина состоится в Новой Третьяковке на Крымском Валу с 7 марта по 15 июня

Есть работы, глядя на которые мы в первую очередь чувствуем эмоциональный посыл, который передает нам художник. Василий Верещагин опередил свое время, предложив обществу сделать моральный выбор и вывод относительно цены, которую платит человечество в войнах. Философия художника сегодня не теряет актуальности. Увидеть и понять ее можно будет на выставке на Крымском Валу с 7 марта по 15 июня.


В наше время, когда войны по-прежнему уносят сотни тысяч жизней в разных концах света, выставка русского художника-баталиста Василия Верещагина – это и символ, и шанс еще раз задуматься о глубоком трагизме войны. Остановить жестокость, показать итог войны - это цель, которую преследовал художник, рассказала генеральный директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова на предваряющей выставку пресс-конференции.

Она отметила, что подготовке экспозиции предшествовала многолетняя работа. И каждый из участвующих в этом задавался вопросом – что можно понять, глядя на эти полотна, чем важен и актуален Верещагин сегодня? «Мы открыли этого художника для себя заново», - признается г-жа Трегулова. Анализ его творчества рассказывает о невероятной силе личности, что жила на грани между реальностью и фантазией.

«Это человек, который стремился все время узнать что-то, что было ему неведомо. Этим объясняется огромное количество путешествий, которое он совершил, и военных действий, в которых он реально принимал участие», - считает она.

Верещагин получил военное образование, но последовал своему таланту и стал художником. После нескольких лет учебы в Петербурге и Париже он оказывается в Туркестане, участвует в защите Самарканда. Там он создает «Туркестанскую серию» картин, целиком купленную впоследствии Павлом Третьяковым. Одна из картин этого цикла – хрестоматийный «Апофеоз войны».

«Даже сегодня, когда мы все привыкли к тем страшным событиям, которые происходят во всем мире, к волнам насилия, которые мы видим на экране, даже сегодня эти полотна захватывают и просто до мурашек пробирают тебя», - говорит Зельфира Трегулова.

Удивительно, насколько художнику удалось вложить в свои полотна, находящиеся в рамках традиционной художественной доктрины XIX века, внешне вполне академически выдержанных, всю гамму из чувств, эмоций, протеста, крика. А главное – в них присутствует пацифистский призыв, ведь с позиции гуманиста в войне нет победителя.

Невероятная объективность полотен давала основание современникам называть Верещагина предателем интересов России и обвинять в космополитизме. Он действительно был человеком мира, и люди разных стран шли на его выставки. Примечательно, что Верещагин - рекордсмен по количеству прижизненных выставок. Их было более 70-ти. Он с успехом выставлялся не только на родине, но и в Европе, и придавал большое значение оформлению выставочного пространства. Первая его выставка прошла в Лондоне в 1873 году.

По словам Трегуловой, в его искусстве – невероятные боль и нервное напряжение, стремление сказать, даже выкрикнуть человечеству что-то чрезвычайно важное. И способствовать тем самым совершенствованию человеческого существа, развитию цивилизованного отношения к политике, к войне, к важнейшим вопросам бытия.

Выставка представит нам порядка 500 произведений автора, привезенных из 24 учреждений культуры, в том числе из 19 российских музеев, а также из частных собраний. Конечно, не обойдется и без премьер. Так, из частной коллекции будет представлено одно из самых эмоционально сильных полотен Верещагина - «Казнь римлян на кресте». Картина не экспонировалась в России более 100 лет.

Экспозиция сформирована по сериям, которые делал сам художник по итогам участия в войнах и путешествия. Будут представлены Туркестанская, Балканская, Индийская, Японская серии и цикл «Русский Север». Конечно, самой крупной на выставке станет его Туркестанская серия. Тему войны мы также увидим на его больших батальных полотнах Балканской серии, созданной после Русско-турецкой войны. На контрасте с этим необычной предстанет Японская серия, созданная художником на грани пересечения импрессионизма и реализма. Она отлична и по стилю, и по настроению. На выставке можно будет увидеть 11-12 полотен серии из 15 сохранившихся картин.

Отдельным разделом будут выставляться более 140 графических произведений. Это уникальный материал, сказала куратор выставки Светлана Капырина, потому что графика требует особых условий хранения и не может долго экспонироваться. Посетителям удастся оценить большое собрание графики Верещагина, которой он занимался в начале своей карьеры.

Заместитель гендиректора по просветительской и издательской работе Марина Эльзессер подчеркнула: «Нам хочется, чтобы посетители готовились к посещению выставки и выходили из нее с глубоким впечатлением». По ее словам, к событию подготовлена большая линейка изданий. Так, выпущены фундаментальный каталог по творчеству художника объемом более 400 страниц, книга-альбом Светланы Капыриной о Верещагине из серии о художниках Третьяковской галереи, запущена новая музейная серия «Семейный альбом» (включает фотографии семьи художника, выдержки из личных писем), изданы детская книга «Зов странствий» и книга авторства самого Верещагина «К вершинам Индии».

Традиционно выставку будут сопровождать лекции, детские программы, будет представлен архивный материал.

Музей организовал специальную схему покупки билетов и прохода посетителей на экспозицию, чтобы максимально упорядочить процесс и избежать очередей. Во-первых, посещение будет возможно только по сеансам, которые будут начинаться каждые 30 минут. На каждый сеанс выделяется 250 билетов, купить которые можно как онлайн уже сегодня, так и кассе музея, в том числе и в день посещения. Однако будущим посетителям надо знать, что только 50 билетов на каждый сеанс из 250 будут продаваться в обычной кассе в день посещения. Третьяковка откроет три прохода на выставку: первый - для посетителей, приобретающих билеты непосредственно перед сеансом, второй - для покупателей с онлайн-билетами, третий – для лиц, владеющих картой «Друг Третьяковской галереи» и для тех, кто хочет посетить только постоянную экспозицию.

Не стоит забывать, что выставка будет идти в период проведения Чемпионата мира по футболу. Трегулова отметила, что сегодня иностранные посетители составляют лишь 10% от количества всех гостей музея, что достаточно мало по мировым меркам. Поэтому руководством Третьяковки было принято решение о бесплатном посещении постоянной экспозиции Третьяковской галереи по паспорту болельщика. При этом гостям Чемпионата для удобства будет организован отдельный вход в музей на территорию постоянной экспозиции.

Любовь Мартынова


Подпишитесь на наш телеграм-канал, чтобы всегда быть в самом центре культурной жизни

Пацифист от искусства. Большая выставка Верещагина в Третьяковке

<h2>Есть работы, глядя на которые мы в первую очередь чувствуем эмоциональный посыл, который передает нам художник. Василий Верещагин опередил свое время, предложив обществу сделать моральный выбор и вывод относительно цены, которую платит человечество в войнах. Философия художника сегодня не теряет актуальности. Увидеть и понять ее можно будет на выставке на Крымском Валу с 7 марта по 15 июня. </h2> <br> <span style="font-size: 14pt;">В наше время, когда войны по-прежнему уносят сотни тысяч жизней в разных концах света, выставка русского художника-баталиста Василия Верещагина – это и символ, и шанс еще раз задуматься о глубоком трагизме войны. Остановить жестокость, показать итог войны - это цель, которую преследовал художник, рассказала генеральный директор Третьяковской галереи <b>Зельфира Трегулова </b>на предваряющей выставку пресс-конференции. </span><br> <span style="font-size: 14pt;"> </span><br> <span style="font-size: 14pt;"> Она отметила, что подготовке экспозиции предшествовала многолетняя работа. И каждый из участвующих в этом задавался вопросом – что можно понять, глядя на эти полотна, чем важен и актуален Верещагин сегодня? «Мы открыли этого художника для себя заново», - признается г-жа Трегулова. Анализ его творчества рассказывает о невероятной силе личности, что жила на грани между реальностью и фантазией.</span><br> <span style="font-size: 14pt;"> </span><br> <span style="font-size: 14pt;"> «Это человек, который стремился все время узнать что-то, что было ему неведомо. Этим объясняется огромное количество путешествий, которое он совершил, и военных действий, в которых он реально принимал участие», - считает она.</span><br> <span style="font-size: 14pt;"> </span><br> <span style="font-size: 14pt;"> Верещагин получил военное образование, но последовал своему таланту и стал художником. После нескольких лет учебы в Петербурге и Париже он оказывается в Туркестане, участвует в защите Самарканда. Там он создает «Туркестанскую серию» картин, целиком купленную впоследствии Павлом Третьяковым. Одна из картин этого цикла – хрестоматийный «Апофеоз войны». </span><br> <span style="font-size: 14pt;"> </span><br> <span style="font-size: 14pt;"> «Даже сегодня, когда мы все привыкли к тем страшным событиям, которые происходят во всем мире, к волнам насилия, которые мы видим на экране, даже сегодня эти полотна захватывают и просто до мурашек пробирают тебя», - говорит Зельфира Трегулова. </span><br> <span style="font-size: 14pt;"> </span><br> <span style="font-size: 14pt;"> Удивительно, насколько художнику удалось вложить в свои полотна, находящиеся в рамках традиционной художественной доктрины XIX века, внешне вполне академически выдержанных, всю гамму из чувств, эмоций, протеста, крика. А главное – в них присутствует пацифистский призыв, ведь с позиции гуманиста в войне нет победителя.</span><br> <span style="font-size: 14pt;"> </span><br> <span style="font-size: 14pt;"> Невероятная объективность полотен давала основание современникам называть Верещагина предателем интересов России и обвинять в космополитизме. Он действительно был человеком мира, и люди разных стран шли на его выставки. Примечательно, что Верещагин - рекордсмен по количеству прижизненных выставок. Их было более 70-ти. Он с успехом выставлялся не только на родине, но и в Европе, и придавал большое значение оформлению выставочного пространства. Первая его выставка прошла в Лондоне в 1873 году. </span><br> <span style="font-size: 14pt;"> </span><br> <span style="font-size: 14pt;"> По словам Трегуловой, в его искусстве – невероятные боль и нервное напряжение, стремление сказать, даже выкрикнуть человечеству что-то чрезвычайно важное. И способствовать тем самым совершенствованию человеческого существа, развитию цивилизованного отношения к политике, к войне, к важнейшим вопросам бытия.</span><br> <span style="font-size: 14pt;"> </span><br> <span style="font-size: 14pt;"> Выставка представит нам порядка 500 произведений автора, привезенных из 24 учреждений культуры, в том числе из 19 российских музеев, а также из частных собраний. Конечно, не обойдется и без премьер. Так, из частной коллекции будет представлено одно из самых эмоционально сильных полотен Верещагина - «Казнь римлян на кресте». Картина не экспонировалась в России более 100 лет.</span><br> <span style="font-size: 14pt;"> </span><br> <span style="font-size: 14pt;"> Экспозиция сформирована по сериям, которые делал сам художник по итогам участия в войнах и путешествия. Будут представлены Туркестанская, Балканская, Индийская, Японская серии и цикл «Русский Север». Конечно, самой крупной на выставке станет его Туркестанская серия. Тему войны мы также увидим на его больших батальных полотнах Балканской серии, созданной после Русско-турецкой войны. На контрасте с этим необычной предстанет Японская серия, созданная художником на грани пересечения импрессионизма и реализма. Она отлична и по стилю, и по настроению. На выставке можно будет увидеть 11-12 полотен серии из 15 сохранившихся картин. </span><br> <span style="font-size: 14pt;"> </span><br> <span style="font-size: 14pt;"> Отдельным разделом будут выставляться более 140 графических произведений. Это уникальный материал, сказала куратор выставки<b> Светлана Капырина</b>, потому что графика требует особых условий хранения и не может долго экспонироваться. Посетителям удастся оценить большое собрание графики Верещагина, которой он занимался в начале своей карьеры. </span><br> <span style="font-size: 14pt;"> </span><br> <span style="font-size: 14pt;"> Заместитель гендиректора по просветительской и издательской работе <b>Марина Эльзессер </b>подчеркнула: «Нам хочется, чтобы посетители готовились к посещению выставки и выходили из нее с глубоким впечатлением». По ее словам, к событию подготовлена большая линейка изданий. Так, выпущены фундаментальный каталог по творчеству художника объемом более 400 страниц, книга-альбом Светланы Капыриной о Верещагине из серии о художниках Третьяковской галереи, запущена новая музейная серия «Семейный альбом» (включает фотографии семьи художника, выдержки из личных писем), изданы детская книга «Зов странствий» и книга авторства самого Верещагина «К вершинам Индии».</span><br> <span style="font-size: 14pt;"> </span><br> <span style="font-size: 14pt;"> Традиционно выставку будут сопровождать лекции, детские программы, будет представлен архивный материал.</span><br> <span style="font-size: 14pt;"> </span><br> <span style="font-size: 14pt;"> Музей организовал специальную схему покупки билетов и прохода посетителей на экспозицию, чтобы максимально упорядочить процесс и избежать очередей. Во-первых, посещение будет возможно только по сеансам, которые будут начинаться каждые 30 минут. На каждый сеанс выделяется 250 билетов, купить которые можно как онлайн уже сегодня, так и кассе музея, в том числе и в день посещения. Однако будущим посетителям надо знать, что только 50 билетов на каждый сеанс из 250 будут продаваться в обычной кассе в день посещения. Третьяковка откроет три прохода на выставку: первый - для посетителей, приобретающих билеты непосредственно перед сеансом, второй - для покупателей с онлайн-билетами, третий – для лиц, владеющих картой «Друг Третьяковской галереи» и для тех, кто хочет посетить только постоянную экспозицию.</span><br> <span style="font-size: 14pt;"> </span><br> <span style="font-size: 14pt;"> Не стоит забывать, что выставка будет идти в период проведения Чемпионата мира по футболу. Трегулова отметила, что сегодня иностранные посетители составляют лишь 10% от количества всех гостей музея, что достаточно мало по мировым меркам. Поэтому руководством Третьяковки было принято решение о бесплатном посещении постоянной экспозиции Третьяковской галереи по паспорту болельщика. При этом гостям Чемпионата для удобства будет организован отдельный вход в музей на территорию постоянной экспозиции.</span><br> <span style="font-size: 14pt;"> </span><br> <span style="font-size: 14pt;"> Любовь Мартынова</span> <p> </p> <br>

Пацифист от искусства. Большая выставка Верещагина в Третьяковке

Пацифист от искусства. Большая выставка Верещагина в Третьяковке

Пацифист от искусства. Большая выставка Верещагина в Третьяковке

Пацифист от искусства. Большая выставка Верещагина в Третьяковке