На выставке, которая продлится до 17 сентября, представлены археологические экспонаты с раскопок двух важнейших античных центров на территории России. На городище Пантикапей (современная Керчь) научные сотрудники Пушкинского музея работают с 1927 года, а на городище Фанагория (совр. поселок Сенной Краснодарского края) с 1936 года.
Считалось, что Пантикапей как и многие античные города-полисы на побережье Северного Причерноморья, основали в начале VI века до н.э. греческие колонисты. В последние годы научные сотрудники Пушкинского музея нашли подтверждение того, что Пантикапей был основан в конце VII века до н.э. Также, стало известно, что в создании Пантикапея участвовали не только греческие колонисты, но и представители других народов Малой Азии – фригийцы и лидийцы.
Акрополь располагался на горе, называемой сегодня Митридат. Главным божеством-покровителем Пантикапея, с основания поселения, считался Аполлон, ему был посвящён главный храм акрополя. Сооружение древнейшего и грандиознейшего по меркам Северного Причерноморья здания храма Аполлона Иетра было завершено к концу VI в. до н. э. Кроме того, позднее рядом с дворцом Спартокидов находился храм в честь Афродиты и Диониса.
Город был опоясан мощной системой каменных укреплений. В его окрестностях находился некрополь. Помимо обычных в то время для эллинов грунтовых погребений, некрополь Пантикапея состоял из цепи курганов, протянувшихся вдоль дорог от города в степь. Курганы и сейчас составляют одну из главных достопримечательностей окрестностей Керчи.
Уже через столетие (около 480 г. до н.э.) города побережья, расположенные на территории нынешнего Таманского и Керченского полуостровов объединились в Боспорское царство, признав Пантикапей своей столицей.
В начале I века до н.э. Боспорское царство вошло во владение понтийского царя Митридата VI Евпатора. В его правление начались постоянные войны с Римской Империей. В первые века нашей эры Пантикапей то попадал в жесткую зависимость от Рима, то становится более самостоятельным. В V веке н.э. Боспорское царство, осаждаемое “варварами” прекращает свое существование. Города его были сожжены и разрушены, жители в большинстве своем были перебиты или попали в рабство.
На выставке представлены 450 экспонатов из нескольких крупных отечественных собраний, которые относятся к периоду от 7 века до н.э. («Динос с геометрическим орнаментом») до времени правления Митридата VI Евпатора I век до н.э. («Скульптурный портрет Митридата VI Евпатора Диониса»). Небольшой раздел посвящен римскому времени.
Экспонаты выставки дают представление о разных сторонах жизни древнего государства: политике, ремесле, торговле и религии. Так, среди экспонатов - стол-алтарь с посвящением богине Дитагойе (единственное существующее упоминание о божестве) и мраморная голова Афины из дворца Спартокидов в Пантикапее.
На выставке впервые можно увидеть ордерные элементы древнего храма Аполлона в Пантикапее, датирующиеся концом VI века до н.э., а также новую реконструкцию этого грандиозного сооружения. В экспозиции представлена интересная находка на акрополе Пантикапея – захоронение расчлененной туши коня (сфагион), которое является свидетельством совершения магического ритуала, призванного помочь в борьбе со скифами, обессилить врага, основной боевой силой которого были всадники.
В отдельную группу выделены находки XIX века и открытия последних лет, позволившие ученым переосмыслить историю древнего Боспора. Из числа новейших открытий в Фанагории - постамент надгробного памятника жены царя Митридата VI Евпатора Гипсикратии, которую в прощальной надписи царь назвал Гипсикратом, использовав мужское имя, чтобы подчеркнуть ее храбрость и военную доблесть.
В выставочном проекте принимают участие предметы и произведения античного искусства из коллекций предоставленные Восточно-Крымским историко-культурным музеем-заповедником, Таманским музейным комплексом, филиалом Краснодарского историко-культурного музея-заповедника, Эрмитажем и Историческим музеем.
Также выставлены экспонаты Научно-культурного комплекса «Фанагория» (Краснодарский край), НИИ археологии РАН (Москва), Института истории материальной культуры РАН (Санкт-Петербург). К открытию выставки будет выпущен каталог.
Автор статьи: Ольга Степанова