Юрий Иванович Пименов известен всей стране по знаменитой картине «Новая Москва», на которой молодая женщина едет за рулем открытого автомобиля по просторной улице столицы. Эту работу можно считать прообразом всей выставки «Юрий Пименов», которая будет идти в здании Новой Третьяковки целых пять месяцев.
«Юрий Иванович – удивительный художник, который очень рано обрел зрелость. Уже в 23 года он написал знаменитое полотно «Даешь тяжелую индустрию!», которое затем было представлено на Венецианской биеннале. Возможно, Пименов – наиболее точный выразитель своей эпохи», - сказала на открытии генеральный директор музея Зельфира Трегулова.
Молодой автор, один из создателей Общества станковистов в 1920-х, с живостью откликается на все прогрессивное, ищет пластический язык своей эпохи. Создает монументальные динамичные полотна, посвященные спорту, советской промышленности. Названия плакатов и картин - «Ткацкий цех работает», «Строим», «Две девушки с мячом» – говорят сами за себя.
С середины 1930-х годов он резко меняет художественный стиль, переходя от острой гротескной манеры к невероятно тонкому и изысканному импрессионизму. «Новая Москва» – наглядный пример того периода. А потом пришли тяжелые годы войны, во время которой художник продолжал служить своему ремеслу, изображая героическую работу тыла. И даже тогда для Пименова находилось вдохновение, а значит и надежда. «Вечерние часы дежурств у ворот, поднимающиеся космические фигуры противовоздушных «колбас», таинственные сумерки тревоги на обледенелых крышах… застывшие, как изваяния, дежурные москвички… Красота Москвы и ее людей раскрылась в эти дни в особом, трагическом, благородном цвете», – вспоминает позже Пименов в одном из своих литературных эссе.
За победой пришла большая московская стройка. Новые границы города, будущие амбициозные перспективы, а главное – люди, строящие свою судьбу и целую страну заново. «Шумит жизнь. Многое не устроено, но все интересно – завтра все будет удобнее и лучше», – говорит нам художник. Дыхание той эпохи мы отчетливо чувствуем через его акварельные работы 1950-х годов с названиями «На московском рынке», «Снежок», «Конечная станция».
Вслед за обнадеживающим послевоенным периодом выставка логически подводит нас к самому сердцу творчества Пименова. Наступает советская «оттепель», а вместе с ней наиболее полно и счастливо раскрывается сам художник. Его работы 60-70-х годов, без сомненья, памятны и любимы многим людям. В этот период Юрий Иванович с теплотой и искренностью останавливает мгновенья звенящего, самоуверенного и пестрого времени. В картинах «Лирическое новоселье», «Свадьба на завтрашней улице» торжествует трудный, но счастливый день. Пименов вдохновенно пишет целые серии – «Новые кварталы», «Вещи каждого дня». И посвящает их обычным предметам, простым сюжетам, в которых и спрятана самая суть бытия. «Если испачканные в дни ремонта оконные стекла, заляпанную газетную бумагу на полу понимать только как грязь и неудобство – из жизни исчезнет чувство завтрашнего, исчезнет свежесть нового дня. Если же красота рабочих и жизненных вещей будет понятна нам не в банальном или салонном виде…за любой вещью, увиденной душой, встанет красота жизни», – повествует нам художник.
Выставка в Третьяковке интересна и воссозданием восьми уничтоженных работ Пименова. Они сделаны на стальных листах в монохромной манере и помогут посетителям увидеть тот мир и реалии, которые вдруг стали неприемлемы для художника. Из-за чего молодой автор пошел на такие жесткие меры по отношению к самому себе – неразгаданная тайна, имеющая, впрочем, самые разные версии. Одна из них – реакция молодого Пименова на постановление ЦК ВКП(б) от 1932 года «О перестройке литературно-художественных организаций», которое поставило творческий метод художника за рамки разрешенного контекста.
Елена Воронович, один из кураторов выставки и старший научный сотрудник музея, в интервью «Культуромании» рассказала подробнее о некоторых аспектах творческого пути Юрия Пименова:
- Несмотря на известность, это первая персональная выставка художника в таком широком формате?
- Да, это наиболее полная выставка, проводимая когда-либо в России. Никто ранее не показывал уничтоженные работы, которых у Юрия Пименова более десяти.
- Тогда сразу вопрос про данные работы. Мы точно не знаем, почему художник их уничтожил. Версий несколько?
- Одна из версий – пережив психологический кризис, он в своих ранних, очень эмоциональных работах видел признаки надвигающегося душевного испытания. Возможно, он хотел переписать историю своего творчества, и, как с чистого листа, начать повествование с 30-40-х годов, с таких легких, импрессионистских работ, как «Новая Москва». Но интересная деталь: в 1972 году он повторяет одну из своих несохранившихся картин 20-х годов, вновь пишет портрет архитектора-конструктивиста Андрея Бурова.
- Выставка хорошо показывает, что у Пименова есть свои четкие стилистические периоды.
- Абсолютно верно. Экспозиция структурирована вслед за развитием самого художника. Для Юрия Ивановича было очень важно следовать нерву современности. И когда современность была в языке немецкого экспрессионизма, который он впервые увидел на первой выставке немецких художников в Москве в 1924 году, Пименов влюбляется в этот стиль и изображает через него героев своих советских рисунков. Потом приходит совершенно другая поэтика, и с 30-х годов он начинает обращаться к человеческому, оторванному от общественного, он пишет сюжетно лирическое, радостное, простое, интимное. И уже к искусству «оттепели» Пименов получает полную свою реализацию.
- Московская серия, действительно, очень проникновенная, даже щемящая. А если вернуться в начало, то очень любопытно видеть, как раннее творчество Пименова стилистически соседствует с Александром Дейнекой.
- Спутать их, конечно, нельзя, но можно сравнивать. В жизни они и друзья, и соперники. Оба футболисты и боксеры, студенты ВХУТЕМАСа и ученики Владимира Фаворского. Многие их композиционные находки очень схожи. И есть даже период, когда творчески они очень совпадают: каждый пишет свою версию футбола, производства - Дейнека пишет текстильщиц, а Пименов создает полотно «Молочный завод» 1930 года, сейчас оно находится в европейской коллекции. В это время оба художника борются за лидерство в Обществе станковистов, изобретают стиль советского искусства. Вот такое прогрессивное сотрудничество.
- Как вам кажется, какие основные ориентиры творчества у Пименова? На выставке сразу обращаешь внимание, что почти везде – позитивные, жизнеутверждающие сюжеты.
- Он, я бы сказала, самый человечный художник XX века. Для Пименова важна человеческая жизнь от больших до самых маленьких событий. Поэтому его искусство отражает тенденцию к эмоциям. Причем это прослеживается с самых ранних работ. Повсюду чувства, настроение, звуки. У него есть прекрасная черно-белая акварельная работа «Девочка и мостик». Когда мы погружаемся зрительно в рисунок, мы начинаем чувствовать и желтое солнце, и зеленую траву, и теплоту дня. Это высокая грань таланта.
- Видя это, понимаешь, насколько Юрий Пименов мастерски владел художественными техниками.
- Он великолепный график. Гениальный акварелист. Тонкий живописец. И даже эти стандартные эпитеты не вмещают всего дарования Юрия Ивановича. Он очень эмоциональный, чувствительный и деликатный человек.
- Ожидаете большого потока посетителей?
- Очень его ждем! Нам хочется, чтобы Юрий Иванович Пименов наконец прозвучал, открыл свое творчество зрителю и вписал свое имя в историю искусства яркими большими буквами.
Выставка «Юрий Пименов» в Третьяковской галерее на Крымском Валу, 10 будет идти до 9 января 2022 года.
Любовь Мартынова
Фото автора