Отгадать «Код Коника». «Открыт» новый яркий русский художник XX столетия

Коллекционирование/Арт-рынок

Отгадать «Код Коника». «Открыт» новый яркий русский художник XX столетия
21 Апреля 2022, 12:55

Картины советского дизайнера Марка Коника возникли словно из небытия. И теперь мы знаем, что в нашем историческом художественном наследии есть еще одно достойное имя. 

Картины советского дизайнера Марка Коника возникли словно из небытия. И теперь мы знаем, что в нашем историческом художественном наследии есть еще одно достойное имя. «Код Коника» - название выставки, которая знакомит нас с глубоко прочитанным миром Марка Александровича, всю жизнь писавшего «в стол», для себя, и оттого ни разу себе не изменившего. 

Чуть более года назад галерея «Всекохудожник» впервые открыла для себя творчество Марка Коника, познакомилась с его наследниками, рассказал на открытии выставки ее куратор и руководитель галереи Юрий Ланглебен. Так началась новая жизнь художественного наследия Коника, которое насчитывает порядка 250 работ. Этой осенью галерея устроила показ многих из них в двух локациях Москвы – в Гостином дворе и в самой галерее на Фрунзенской набережной.

Фигура Марка Коника в 60-е годы была одной из основополагающих в советском дизайне. Он руководил экспериментально-художественной студией дизайна при Союзе художников СССР. Это была так называемая «Сенежская студия», которую Марк Александрович возглавлял в течение целых 25 лет. Разрабатывал перспективные общественные пространства (сфера средового дизайна), изучал теорию цвета.

Он родился в Ташкенте. В родном городе в 1962 году закончил отделение живописи Ташкентского театрально-художественного института. И первые работы Марка Коника посвящены именно среднеазиатской тематике: детству, улочкам с глинобитными домиками, повседневным жизненным сценам. В Ташкенте, где Коник прожил 30 лет, сформировался его художественный вкус. И как бы ни менялась в последующем тематика его работ, линии, знаки, цветосочетания будут безошибочно указывать на авторство мастера.

Юрий Ланглебен отметил, что Ташкент середины XX века включал в себя целый пласт русской культуры. Негласная столица русской интеллигенции сформировалась в результате двух больших эмиграционных волн – переселения в послереволюционные годы и эвакуации в 40-е военные годы. Постепенно сложилась и ташкентская художественная школа во главе с Александром Николаевичем Волковым (вспомним его знаковую картину «Гранатовая чайхона», в которой гармонично сошлись и иконопись, и супрематизм). Марк Коник дружил с сыном Волкова, тоже художником Александром Волковым-младшим. И, конечно, ташкентская школа непосредственно повлияла на его становление.

Впрочем, в те годы художественные произведения Марка Александровича не укладывались в рамки официального советского искусства, поэтому он писал картины «в стол» и мало кому их показывал. Поэтому современники Коника, всегда воспринимавшие его как дизайнера, впоследствии были очень удивлены, узнав в нем еще и прекрасного живописца. Это неудивительно – единственная до сегодняшней экспозиции выставка работ Марка Коника прошла в 2008 году в выставочном зале Московского союза художников на Кузнецком мосту.

Стиль Коника – своеобразный код времени. Написанные 20-40 лет назад, работы созвучны нашему настоящему мироощущению. Куратор Юрий Ланглебен выделяет многофигурность работ мастера, обилие деталей, совмещение несопоставимых вещей – все это складывается в символ и дает положительный отклик у зрителя. Коник не передает натуру прямо, а пытается из каждого произведения создать образ, знак.

Марк Коник очень самобытен. При этом по экспозиции мы можем наблюдать и творческий поиск художника: так, в ранних работах 60-х годов есть признаки «сурового стиля», а в работе «Портрет жены» (1973 г.) улавливается отсыл к немецкому импрессионизму. Весь художественный багаж автора можно разделить на три равнозначные части: беспредметную живопись, фигуративную живопись и среднеазиатскую (раннюю) тематику. В Гостином дворе представлено порядка 90 работ, в основном абстрактных, посвященных осмыслению новой реальности 90-х годов («На пустыре» (1991 г.), «Территория II» (1999 г.), «Стена» (2010 г.), «Большой пустырь» (2007 г.). В галерее «Всекохудожник» выставлен среднеазиатский цикл работ.

Искусствовед Дмитрий Буткевич в разговоре с «Культуроманией» подчеркнул актуальность и созвучие творчества Коника сегодняшнему дню:

- Марк Коник – пионер советского средового дизайна. Его дизайнерские разработки 70-80-х годов абсолютно современны. Это же можно сказать и о его живописных работах.

- Как получилось, что Марк Коник почти сразу нашел свой художественный стиль? И ранние, и поздние работы стилистически едины.

- Да, и среднеазиатский цикл работ, и более поздние работы, как фигуративные, так и абстрактные, написаны в одной стилистике.

Его вдохновляло творчество Пауля Клее и Казимира Малевича. До конца жизни он развивал их традиции, хотя действовал совершенно самостоятельно. Коник был в тренде современного искусства того времени, но никогда не участвовал в выставках. Ему это было не интересно. Он спокойно работал как дизайнер, обучал своих учеников, чувствовал себя полностью востребованным.

- Экспозиция неслучайно названа «Кодом Коника». В работах художника мы пытаемся угадать некий смысл. Он использует «одинаковость», его персонажи часто повторяются от картины к картине.

- Марку Конику было близко искусство сюрреализма. Даже его фигуративные картины имеют свои геометрические формы. Это раз и навсегда придуманные формулы. Коник нашел этот стиль и не менял до конца жизни. Служил одному богу. Очень цельный художник. И мы пока не знаем, какое место в истории искусства займет его наследие. Мы только начинаем его изучать.

- Как вы считаете, имя Марка Коника обретет известность в будущем?

- Это должно произойти, конечно. Но вторгнуться в существующее пространство достаточно сложно. Оно структурировано: есть нонконформисты, есть художники «сурового стиля». А Марк Коник, думаю, является четким последователем и продолжателем традиции 1910-1920-х годов, которая идет от сюрреализма и в некоторой степени конструктивизма. Недаром он вдохновлялся традициями Баухауса и специально ездил в Веймар изучать архивы этой архитектурно-художественной школы. В частности, на него очень повлияли работы художника-сюрреалиста Пауля Клее, который преподавал в Баухаусе и разработал теорию цвета. Марк Коник также работал над теорией цвета, и в своих работах всегда следил за цветовыми соотношениями. 

Выставка «Код Коника» идет на двух площадках до конца апреля. В Гостином дворе экспозиция работает до 24 апреля и расположена на 2 этаже, в зале 268. Вторая часть выставки размещена в галерее «Всекохудожник» по адресу: Фрунзенская набережная, 10. Ее можно посмотреть до 29 апреля.

Любовь Мартынова

Фото автора

Подпишитесь на наш телеграм-канал, чтобы всегда быть в самом центре культурной жизни

Отгадать «Код Коника». «Открыт» новый яркий русский художник XX столетия

<h2> Картины советского дизайнера Марка Коника возникли словно из небытия. И теперь мы знаем, что в нашем историческом художественном наследии есть еще одно достойное имя. «Код Коника» - название выставки, которая знакомит нас с глубоко прочитанным миром Марка Александровича, всю жизнь писавшего «в стол», для себя, и оттого ни разу себе не изменившего. </h2> <p> Чуть более года назад галерея «Всекохудожник» впервые открыла для себя творчество Марка Коника, познакомилась с его наследниками, рассказал на открытии выставки ее <b>куратор и руководитель галереи Юрий Ланглебен. </b>Так началась новая жизнь художественного наследия Коника, которое насчитывает порядка 250 работ. Этой осенью галерея устроила показ многих из них в двух локациях Москвы – в Гостином дворе и в самой галерее на Фрунзенской набережной. </p> <p> Фигура Марка Коника в 60-е годы была одной из основополагающих в советском дизайне. Он руководил экспериментально-художественной студией дизайна при Союзе художников СССР. Это была так называемая «Сенежская студия», которую Марк Александрович возглавлял в течение целых 25 лет. Разрабатывал перспективные общественные пространства (сфера средового дизайна), изучал теорию цвета. </p> <p> Он родился в Ташкенте. В родном городе в 1962 году закончил отделение живописи Ташкентского театрально-художественного института. И первые работы Марка Коника посвящены именно среднеазиатской тематике: детству, улочкам с глинобитными домиками, повседневным жизненным сценам. В Ташкенте, где Коник прожил 30 лет, сформировался его художественный вкус. И как бы ни менялась в последующем тематика его работ, линии, знаки, цветосочетания будут безошибочно указывать на авторство мастера. </p> <p> Юрий Ланглебен отметил, что Ташкент середины XX века включал в себя целый пласт русской культуры. Негласная столица русской интеллигенции сформировалась в результате двух больших эмиграционных волн – переселения в послереволюционные годы и эвакуации в 40-е военные годы. Постепенно сложилась и ташкентская художественная школа во главе с Александром Николаевичем Волковым (вспомним его знаковую картину «Гранатовая чайхона», в которой гармонично сошлись и иконопись, и супрематизм). Марк Коник дружил с сыном Волкова, тоже художником Александром Волковым-младшим. И, конечно, ташкентская школа непосредственно повлияла на его становление. </p> <p> Впрочем, в те годы художественные произведения Марка Александровича не укладывались в рамки официального советского искусства, поэтому он писал картины «в стол» и мало кому их показывал. Поэтому современники Коника, всегда воспринимавшие его как дизайнера, впоследствии были очень удивлены, узнав в нем еще и прекрасного живописца. Это неудивительно – единственная до сегодняшней экспозиции выставка работ Марка Коника прошла в 2008 году в выставочном зале Московского союза художников на Кузнецком мосту. </p> <p> Стиль Коника – своеобразный код времени. Написанные 20-40 лет назад, работы созвучны нашему настоящему мироощущению. Куратор Юрий Ланглебен выделяет многофигурность работ мастера, обилие деталей, совмещение несопоставимых вещей – все это складывается в символ и дает положительный отклик у зрителя. Коник не передает натуру прямо, а пытается из каждого произведения создать образ, знак. </p> <p> Марк Коник очень самобытен. При этом по экспозиции мы можем наблюдать и творческий поиск художника: так, в ранних работах 60-х годов есть признаки «сурового стиля», а в работе «Портрет жены» (1973 г.) улавливается отсыл к немецкому импрессионизму. Весь художественный багаж автора можно разделить на три равнозначные части: беспредметную живопись, фигуративную живопись и среднеазиатскую (раннюю) тематику. В Гостином дворе представлено порядка 90 работ, в основном абстрактных, посвященных осмыслению новой реальности 90-х годов («На пустыре» (1991 г.), «Территория II» (1999 г.), «Стена» (2010 г.), «Большой пустырь» (2007 г.). В галерее «Всекохудожник» выставлен среднеазиатский цикл работ. </p> <p> <b>Искусствовед Дмитрий Буткевич</b> в разговоре с «Культуроманией» подчеркнул актуальность и созвучие творчества Коника сегодняшнему дню: </p> <p> - Марк Коник – пионер советского средового дизайна. Его дизайнерские разработки 70-80-х годов абсолютно современны. Это же можно сказать и о его живописных работах. </p> <p> <b>- Как получилось, что Марк Коник почти сразу нашел свой художественный стиль? И ранние, и поздние работы стилистически едины. </b> </p> <p> - Да, и среднеазиатский цикл работ, и более поздние работы, как фигуративные, так и абстрактные, написаны в одной стилистике. </p> <p> Его вдохновляло творчество Пауля Клее и Казимира Малевича. До конца жизни он развивал их традиции, хотя действовал совершенно самостоятельно. Коник был в тренде современного искусства того времени, но никогда не участвовал в выставках. Ему это было не интересно. Он спокойно работал как дизайнер, обучал своих учеников, чувствовал себя полностью востребованным. </p> <p> <b>- Экспозиция неслучайно названа «Кодом Коника». В работах художника мы пытаемся угадать некий смысл. Он использует «одинаковость», его персонажи часто повторяются от картины к картине. </b> </p> <p> - Марку Конику было близко искусство сюрреализма. Даже его фигуративные картины имеют свои геометрические формы. Это раз и навсегда придуманные формулы. Коник нашел этот стиль и не менял до конца жизни. Служил одному богу. Очень цельный художник. И мы пока не знаем, какое место в истории искусства займет его наследие. Мы только начинаем его изучать. </p> <p> <b>- Как вы считаете, имя Марка Коника обретет известность в будущем?</b> </p> <p> - Это должно произойти, конечно. Но вторгнуться в существующее пространство достаточно сложно. Оно структурировано: есть нонконформисты, есть художники «сурового стиля». А Марк Коник, думаю, является четким последователем и продолжателем традиции 1910-1920-х годов, которая идет от сюрреализма и в некоторой степени конструктивизма. Недаром он вдохновлялся традициями Баухауса и специально ездил в Веймар изучать архивы этой архитектурно-художественной школы. В частности, на него очень повлияли работы художника-сюрреалиста Пауля Клее, который преподавал в Баухаусе и разработал теорию цвета. Марк Коник также работал над теорией цвета, и в своих работах всегда следил за цветовыми соотношениями.<b> </b> </p> <p> <b>Выставка «Код Коника» идет на двух площадках до конца апреля. В Гостином дворе экспозиция работает до 24 апреля и расположена на 2 этаже, в зале 268. Вторая часть выставки размещена в галерее «Всекохудожник» по адресу: Фрунзенская набережная, 10. Ее можно посмотреть до 29 апреля. </b> </p> <p> <b>Любовь Мартынова</b> </p> <p> <b>Фото автора</b> </p>

Отгадать «Код Коника». «Открыт» новый яркий русский художник XX столетия

Отгадать «Код Коника». «Открыт» новый яркий русский художник XX столетия

Отгадать «Код Коника». «Открыт» новый яркий русский художник XX столетия

Отгадать «Код Коника». «Открыт» новый яркий русский художник XX столетия