Картины советского дизайнера Марка Коника возникли словно из небытия. И теперь мы знаем, что в нашем историческом художественном наследии есть еще одно достойное имя.
Чуть более года назад галерея «Всекохудожник» впервые открыла для себя творчество Марка Коника, познакомилась с его наследниками, рассказал на открытии выставки ее куратор и руководитель галереи Юрий Ланглебен. Так началась новая жизнь художественного наследия Коника, которое насчитывает порядка 250 работ. Этой осенью галерея устроила показ многих из них в двух локациях Москвы – в Гостином дворе и в самой галерее на Фрунзенской набережной.
Фигура Марка Коника в 60-е годы была одной из основополагающих в советском дизайне. Он руководил экспериментально-художественной студией дизайна при Союзе художников СССР. Это была так называемая «Сенежская студия», которую Марк Александрович возглавлял в течение целых 25 лет. Разрабатывал перспективные общественные пространства (сфера средового дизайна), изучал теорию цвета.
Он родился в Ташкенте. В родном городе в 1962 году закончил отделение живописи Ташкентского театрально-художественного института. И первые работы Марка Коника посвящены именно среднеазиатской тематике: детству, улочкам с глинобитными домиками, повседневным жизненным сценам. В Ташкенте, где Коник прожил 30 лет, сформировался его художественный вкус. И как бы ни менялась в последующем тематика его работ, линии, знаки, цветосочетания будут безошибочно указывать на авторство мастера.
Юрий Ланглебен отметил, что Ташкент середины XX века включал в себя целый пласт русской культуры. Негласная столица русской интеллигенции сформировалась в результате двух больших эмиграционных волн – переселения в послереволюционные годы и эвакуации в 40-е военные годы. Постепенно сложилась и ташкентская художественная школа во главе с Александром Николаевичем Волковым (вспомним его знаковую картину «Гранатовая чайхона», в которой гармонично сошлись и иконопись, и супрематизм). Марк Коник дружил с сыном Волкова, тоже художником Александром Волковым-младшим. И, конечно, ташкентская школа непосредственно повлияла на его становление.
Впрочем, в те годы художественные произведения Марка Александровича не укладывались в рамки официального советского искусства, поэтому он писал картины «в стол» и мало кому их показывал. Поэтому современники Коника, всегда воспринимавшие его как дизайнера, впоследствии были очень удивлены, узнав в нем еще и прекрасного живописца. Это неудивительно – единственная до сегодняшней экспозиции выставка работ Марка Коника прошла в 2008 году в выставочном зале Московского союза художников на Кузнецком мосту.
Стиль Коника – своеобразный код времени. Написанные 20-40 лет назад, работы созвучны нашему настоящему мироощущению. Куратор Юрий Ланглебен выделяет многофигурность работ мастера, обилие деталей, совмещение несопоставимых вещей – все это складывается в символ и дает положительный отклик у зрителя. Коник не передает натуру прямо, а пытается из каждого произведения создать образ, знак.
Марк Коник очень самобытен. При этом по экспозиции мы можем наблюдать и творческий поиск художника: так, в ранних работах 60-х годов есть признаки «сурового стиля», а в работе «Портрет жены» (1973 г.) улавливается отсыл к немецкому импрессионизму. Весь художественный багаж автора можно разделить на три равнозначные части: беспредметную живопись, фигуративную живопись и среднеазиатскую (раннюю) тематику. В Гостином дворе представлено порядка 90 работ, в основном абстрактных, посвященных осмыслению новой реальности 90-х годов («На пустыре» (1991 г.), «Территория II» (1999 г.), «Стена» (2010 г.), «Большой пустырь» (2007 г.). В галерее «Всекохудожник» выставлен среднеазиатский цикл работ.
Искусствовед Дмитрий Буткевич в разговоре с «Культуроманией» подчеркнул актуальность и созвучие творчества Коника сегодняшнему дню:
- Марк Коник – пионер советского средового дизайна. Его дизайнерские разработки 70-80-х годов абсолютно современны. Это же можно сказать и о его живописных работах.
- Как получилось, что Марк Коник почти сразу нашел свой художественный стиль? И ранние, и поздние работы стилистически едины.
- Да, и среднеазиатский цикл работ, и более поздние работы, как фигуративные, так и абстрактные, написаны в одной стилистике.
Его вдохновляло творчество Пауля Клее и Казимира Малевича. До конца жизни он развивал их традиции, хотя действовал совершенно самостоятельно. Коник был в тренде современного искусства того времени, но никогда не участвовал в выставках. Ему это было не интересно. Он спокойно работал как дизайнер, обучал своих учеников, чувствовал себя полностью востребованным.
- Экспозиция неслучайно названа «Кодом Коника». В работах художника мы пытаемся угадать некий смысл. Он использует «одинаковость», его персонажи часто повторяются от картины к картине.
- Марку Конику было близко искусство сюрреализма. Даже его фигуративные картины имеют свои геометрические формы. Это раз и навсегда придуманные формулы. Коник нашел этот стиль и не менял до конца жизни. Служил одному богу. Очень цельный художник. И мы пока не знаем, какое место в истории искусства займет его наследие. Мы только начинаем его изучать.
- Как вы считаете, имя Марка Коника обретет известность в будущем?
- Это должно произойти, конечно. Но вторгнуться в существующее пространство достаточно сложно. Оно структурировано: есть нонконформисты, есть художники «сурового стиля». А Марк Коник, думаю, является четким последователем и продолжателем традиции 1910-1920-х годов, которая идет от сюрреализма и в некоторой степени конструктивизма. Недаром он вдохновлялся традициями Баухауса и специально ездил в Веймар изучать архивы этой архитектурно-художественной школы. В частности, на него очень повлияли работы художника-сюрреалиста Пауля Клее, который преподавал в Баухаусе и разработал теорию цвета. Марк Коник также работал над теорией цвета, и в своих работах всегда следил за цветовыми соотношениями.
Выставка «Код Коника» идет на двух площадках до конца апреля. В Гостином дворе экспозиция работает до 24 апреля и расположена на 2 этаже, в зале 268. Вторая часть выставки размещена в галерее «Всекохудожник» по адресу: Фрунзенская набережная, 10. Ее можно посмотреть до 29 апреля.
Любовь Мартынова
Фото автора