В Литературном музее открылась выставка, «Путешествия коллекционера. В поисках красоты», посвященная знаменитому коллекционеру и филантропу Илье Семеновичу Остроухову.
Куратор выставки, заведующая выставочным отделом Государственного музея истории российской литературы имени В.И. Даля (ГМИРЛИ имени В.И. Даля) Марина Краснова рассказала «Культуромании» об экспозиции, знаменитом коллекционере и о том, как он определял на глаз подделку.
— Расскажите, пожалуйста, кто такой Илья Семенович Остроухов?
— Он был коллекционером, художником, дружил с Павлом Третьяковым и с 1905 по 1913 год возглавлял Третьяковскую галерею. Вся культурная Москва его знала и звала просто по имени отчеству — Илья Семеныч. А дом Остроухова в Трубниковском переулке в дореволюционном справочнике для туристов значился, как место для посещения. Илья Семенович в определенные дни и часы открывал свою коллекцию для посещения. Сегодня, к сожалению, его имя знают либо специалисты, либо люди, сильно интересующиеся культурой и искусством.
— Это не первая выставка, посвященная Остроухову?
— «Путешествия коллекционера. В поисках красоты» — это уже третья выставка (или третий проект). Она посвящена путешествиям Ильи Семеновича, а приурочена к его 165-летию, которое мы отмечаем в этом году. Поездки за границу, надо сказать, во многом повлияли на Остроухова, как коллекционера. За рубежом он учится, как показывать свое собрание, делать его более доступным. И, конечно, поездки давали насмотренность, опыт, который необходим в любом деле, в любой профессии.
Мы разделили выставку на две части. С одной стороны — это те впечатления, которые он получает от поездок, и курортного отдыха в том же Биаррице. А с другой стороны — это поездки профессионала. Здесь он выступает, как настоящий музейщик. Он первым делом идет в музеи, смотрит новые выставки, разглядывает работы, которые до этого видел только в каталогах.
— Я правильно понимаю, что эта насмотренность давала возможность Остроухову делать фантастические экспертные оценки?
— Да, он действительно обладал необыкновенно точным чутьем. У нас представлено несколько скандальных историй переатрибуций произведений искусства. Например, история с «Флорой» — скульптурой Леонардо да Винчи в Берлинском музее. Споры о ее подлинности велись достаточно долго, и Остроухов был одним из первых, кто увидел, что автор не да Винчи.
Еще одна прекрасная история связана с тиарой Сайтаферна в Лувре. Илья Семенович, будучи в Париже, зашел в этот музей и увидел шлем — а это была недавняя покупка музея, за которую были выложены большие деньги. Остроухов вызвал сотрудника и сказал, что этот предмет — подделка. Ему, конечно, не поверили. В Москве Илья Семенович рассказал эту историю знакомому, и тот красочно описал ему, как два еврейских мастера из Одессы сделали этот шлем и решили продать его в качестве предмета древнего искусства. Предлагали немецким музеям, английским, и только Лувр решился приобрести его. После посещения Ильи Семеновича разразился большой скандал, выяснилось, что шлем Сайтаферна — действительно подделка, и Лувр перевел его в раздел современного искусства. А на доме в Одессе сегодня висит мемориальная табличка о том, что в этом доме ювелир Рухомовский создал знаменитую тиару.
— Жена Остроухова была его единомышленницей?
— Конечно. Она разделяла его увлечение, многие поездки супруги совершали вместе. Да и собирать коллекцию Илья Семенович стал после женитьбы на Надежде Боткиной, дочери богатого чаеторговца. Так, Надежда Петровна была вместе с Ильей Семеновичем в миланском Музее Польди-Пеццоли, где он, увидев картину, которая была атрибутирована как работа Перуджино, понял, что это работа Рафаэля. Они вызвали сотрудника, спор был очень накаленный, Надежда Петровна пыталась его увести, но в этот момент Остроухов увидел подпись Рафаэля, которая была вписана в саму картину. Он молча указал сотруднику музея на нее, и оба они застыли, ошарашенные открытием.
— Какова роль Остроухова при формировании Третьяковской галереи?
— Третьяков очень прислушивался к мнению Ильи Семеновича и в плане экспонирования картин, и в плане покупок. С его подачи были приобретены очень известные вещи, включая, например, работу Васнецова «Иван-Царевич на Сером Волке».
— Какие известные картины были в коллекции Остроухова?
— В его собрании были работы Паоло Веронезе и Джованни Баттиста Тьеполо, Пюви де Шаванна, Эдгара Дега и Огюста Родена, Эдуарда Мане и Жан-Луи Форена, некоторые из которых можно увидеть на выставке. Представленные картины хранятся в Государственном музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина. Лучшей характеристикой коллекции Ильи Семеновича является то, что сегодня предметы из этой коллекции находятся в крупнейших собраниях нашей страны, таких как Третьяковская галерея, Эрмитаж или Музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина.
— Что произошло с коллекцией Остроухова после его смерти?
— Это трагическая история. Потому что сразу после его смерти в 1929 году коллекция была разделена по разным музеям, а до этого — после революции — национализирована. Илья Семенович добился музейного статуса для собрания и стал официально управлять своей коллекцией и все время боролся за ее целостность.
Когда Остроухова не стало, то был собран совет из разных музеев, которые поделили коллекцию между собой. Русскую иконопись, живопись забрали в Третьяковскую галерею, западноевропейскую живопись и предметы искусства забрали в ГМИИ имени А.С. Пушкина и Эрмитаж, Музей Востока забрал все, что касается восточной коллекции, античное искусство забрали в Кусково.
— Какое разнообразное собрание!
— Особенность коллекции Ильи Семеновича в том, что он, в отличие, например, от Павла Третьякова коллекционировал все: восточное искусство, античность, западноевропейское искусство, русскую живопись. Еще одна его особенность в том, что он умел эти работы очень хорошо сочетать. У него был талант экспозиционера, говоря современным языком. Об этом писали современники: «Остроуховское собрание находилось в каком-то непрерывном движении. Вещи менялись соседством и располагались в живых сочетаниях. Экспозиционный узор имел свою остроуховскую значительность. Он соединял, сопоставлял, разлучал, сталкивал по десяткам признаков и свойств. Это было увлеченным проникновением внутрь каждого произведения – вечное обновление его прелести, всегдашнее обращение к неожиданности восприятия».
— А это правда, что именно Остроухов открыл русскую икону для коллекционирования?
— Да, его называют «Колумбом древнерусской живописи», потому что он — первый, кто сформулировал, что икона — это не просто предмет культа, а произведение искусства. Илья Семенович собирал иконы, реставрировал их. Он стоял у истоков реставрационного дела в России и, конечно, внес огромный вклад в русскую культуру, в русское искусство.
— Остроухов и художником был?
— Да, он рисовал, у нас представлены его работы из Третьяковки, ГМИИ им. А.С. Пушкина, из музеев в Абрамцево, Поленово. Эти картины находятся в первом зале, который посвящен его художественным впечатлениям. В поездки Илья Семенович отправлялся с мольбертом. В нем всегда оставался художник, несмотря на то, что он был страстным коллекционером и музейщиком, филантропом и библиофилом. У него был талант писателя, он оставил чудесные воспоминания. Сохранились афиши спектаклей, которые он посещал, паспорта, билеты, фотографии, сделанные Остроуховым. Это история впечатлений и эмоций добавляет эмоций и нашему путешествию по выставке.
— Как вышло, что Илью Семеновича забыли?
— Потому что его коллекция меньше, чем собрание Третьякова. Хотя нельзя сказать, что она незначима. Еще одна причина — в советское время Остроухов был не очень удобным человеком, родственником П.П. Боткина — богатейшего купца. Этот факт старались не афишировать. В доме Остроухова были устроены коммуналки. Только в конце 60-х годов было принято решение все-таки вернуть особняку его статус, вернуть сюда музей.
Елена Сердечнова
Фото: предоставлено Государственным музеем истории российской литературы имени В.И. Даля (ГМИРЛИ имени В.И. Даля)