Среди находок ныряльщиков всемирно известного подводного клуба «ДИВО» - церковные артефакты, предметы быта и затонувшие корабли.
Это не просто дайверы, это исследователи, историки, археологи и настоящие фанаты своего дела. Девиз ныряльщиков из Орла — «Пока человек жив, он должен надеяться». Благодаря своему неугасающему энтузиазму команда совершает открытие за открытием даже во время тренировочных погружений. Эти находки имеют огромную историческую и культурную значимость, позволяя изучать как события военных лет, так и повседневную жизнь ушедшей эпохи.
Пароход, фонарь и молоко
Несколько лет назад в ходе подготовки к экспедиции на Карское море команда осваивала методику работы с поисковым оборудованием в Никоновской бухте Валаамского архипелага. Тогда и был найден неизвестный затонувший корабль, который дайверы не успели исследовать из-за поджимавших сроков экспедиции. Участники экспедиции предположили, что обнаруженное на дне судно — это пароход «Сергий», принадлежавший когда-то Валаамскому монастырю. В течение двух последующих лет дайверами была проделана большая кропотливая работа с архивными материалами, позволившая собрать информацию не только о находке, но и о других кораблях, которые могли затонуть близ монастыря. В 2019 году команда отправилась в новую экспедицию для изучения затонувшего судна, в ходе которой удалось установить размеры корабля, а также курс судна по выставленным буям и фотосъемке с воздуха. На самом судне были найдены фрагменты посуды, и самое главное, — бортовой фонарь с маркировкой и названием фабрики-производителя. Исследователи убедились, что перед ними не «Сергий», а пароход Valamon Luostari, в переводе с финского — «Валаамский монастырь». Он был построен в 1862 году на судоверфи в Швеции как гидрографическое судно. В 1908 году корабль приобрело общество братьев Хозяиновых, и использовали его для перевозки леса. В 1930 году владельцы судна обанкротились и выставили пароход на торги, где его и выкупил Валаамский монастырь. Valamon Luostari использовался для перевозки паломников с материка и назад, пока в ходе русско-финской войны финская армия не реквизировала его для нужд флота. В 1940-м он затонул в Никоновской бухте Ладожского озера, после того как в него попала авиабомба. Получается, историческая находка покоилась под водой целых 80 лет!
В 2021 году исследования парохода продолжились. В одном из помещений были обнаружены 2 бутылки. Ныряльщики удивились, обычно на кораблях они находили ром, а тут какое-то непонятное белое вещество внутри. Оказалось, что это молоко 80-летней давности, сохранившееся в виде простокваши 4—6% жирности. Было установлено, что его произвели на монастырской ферме, которая существует по сей день.
Исследования корабля продолжаются и сегодня. Дайверы нашли еще несколько бутылок молока 40-го года прошлого столетия. «Мы погрузились, увидели трюм, в трюме были каюты, одна полностью закрыта, а у другой дверь немного приоткрыта, туда я и направился. Каюта небольшая, низкая, там стоит стол, но без верха, просто четыре ножки, вижу, что от фонаря отблескивают верхушки бутылок, подплываю поближе, вижу, что бутылки наполовину чем-то заполнены, а всего там 10 бутылок. Две бутылки мы уже подняли, это было молоко 1940 года. Там же мы нашли и серебряную столовую ложку приблизительно XIX-XX века, кувшин, эмалированную посуду, старинную мясорубку с надписями, скорее всего мы обнаружили камбуз или кают-компанию», — поделился впечатлениями участник экспедиции Алексей Петрыкин.
Пароход постепенно разрушается, но холодная воды Ладоги температурой 10—12 градусов на глубине 8—12 метров обеспечивает хорошую сохранность артефактов. Все находки участники экспедиции передали в музей Валаамского монастыря.
Цель экспедиции — съемка документального кино о легендарном пароходе Valamon Luostari. 3D-фильм под названием «Пароход времени» планируется выпустить в ноябре 2023 года. Такой проект будет осуществлен в России впервые, при поддержке Президентского фонда культурных инициатив, что подчеркивает его значимость для культурного наследия России. Модель корабля в фильме будет выполнена в максимальном соответствии с реальным судном.
«С помощью 3D технологий мы впервые в России попытаемся восстановить моменты жизни и гибели парохода Valamon Luostari. Получится не просто трехмерная модель, застывшая на экране компьютера или телевизора, это анимированная с помощью технологий Unreal Engine и соединенная с реальностью история одной из находок нашей команды. Именно такие технологии использовались и используются серьезными студиями для создания реалистичной картины окружающего мира или фантастических вселенных», — отметил руководитель клуба «ДИВО» Сергей Куликов.
Орловские дайверы мечтают создать наш ответ «Титанику». Реальные находки позволяют рассказать не только историю судна, но и переместиться в прошлое, как на машине времени. В состав съемочной группы вошли профессиональные подводные и надводные видеооператоры, дайверы, оператор БПЛА, корреспондент. По замыслу режиссера, съемочная группа условно разделилась на три подгруппы, обеспечивающие подводные, наземные съемки, а также съемки с помощью дрона. Активное участие в съемках принимают служители Валаамского монастыря, желающие рассказать миру историю этого святого места. «Я не знаю ни одного монастыря, который имел бы флот. Если в начале бытия монастыря обходились небольшими лодками: парусниками, ладьями, которые здесь были повсеместно, то к концу XIX века монастырь был уже очень большим, несколько сотен человек. Было порядка 30 различных производств и, конечно же, много паломников сюда приезжало. Надо было их как-то доставлять, поэтому со временем появился пусть и небольшой, но собственный монастырский флот», - рассказал игумен Спасо-Преображенского Валаамского монастыря епископ Троицкий Панкратий.
Эхо войны
В июне 2023 года команда дайверов начала поисковые работы близ маяка Осиновец, имевшего важное военно-стратегическое значение в период блокады Ленинграда. Именно здесь в конце ноября 1941 года начиналась ледовая «Дорога жизни». Маяк стал одним из символов этой опасной, но жизненно необходимой для спасения людей дороги.
Ледовая военно-автомобильная дорога №101, в народе получившая название «Дорога жизни», была введена в эксплуатацию осенью 1941 года. Протяженностью свыше 30 километров, она проходила по только что установившемуся льду от мыса Осиновец через острова Зеленцы до села Кобона и стала единственной надеждой для 2,5 миллиона человек, в том числе 400 тысяч детей, оказавшихся в кольце немецкой оккупации.
От каждой машины, которая шла под грохот взрывов по тонкому льду, зависели жизни ленинградцев. Караваны «полуторок» шли вперед вопреки всем обстоятельствам. Точных цифр, сколько машин может хранить дно Ладожского озера, не знает никто. Известно, что во время войны на Ладоге работали водолазы. По воспоминаниям начальника военно-автомобильной дороги №101 Михаила Нефедова, только за зиму 1941-1942 годов было поднято 276 машин.
В ходе исследовательских работ южной части Ладоги орловским дайверам удалось обнаружить ряд затонувших объектов, среди них идентифицировать две, так называемые, «полуторки», — автомобили модели ГАЗ-АА.
«В один из дней, обследуя дно совместно с организацией «Морская геодезия» гидролокатором бокового обзора, мы увидели на экране очертания автомобиля. Явно прослеживались рама и колёса. Визуальный осмотр показал, что это два автомобиля ГАЗ-АА», — рассказал Станислав Трофимов, участник экспедиции.
Автомобиль ГАЗ-АА, грузоподъемностью полторы тонны, получивший в народе название «полуторка», производили на Горьковском автозаводе с 1932 года. Его прототипом был американский грузовик «Форд АА» 1930 года. Сергей Куликов, руководитель клуба «ДИВО», координатор проекта 1XPEDITION рассказал: «Остатки автомобилей мы обнаружили на глубине примерно 6 метров. Они лежат на некотором удалении друг от друга, как если бы шли колонной. Одна из полуторок стоит на колесах, покрышки которых и сегодня держат давление, другая перевернута, ее борта и фрагменты кузова находятся под слоем песка, сохранившего их для потомков, задние колеса разорваны взрывом. Примечательно, что на двух автомобилях установлены колеса трех разных фирм. На первой полуторке это колеса фирмы Rubber concern of USSR, на второй — «Красный треугольник» и «Ярославский резинокомбинат». Мы считаем, что второй найденный автомобиль является представителем одной из первых модификаций автомобиля ГАЗ-АА, однако окончательные выводы сделают эксперты. Большие железные рамы, мосты, трансмиссии, двигатели, аккумуляторы и коробки передач имеют следы коррозии металла из-за многолетнего контакта с водой. Личных вещей на данном этапе исследования найдено не было. Однако мы не теряем надежды найти агрегатные номера, которые помогли бы нам отследить автомобили, узнать их судьбу, а, возможно, и личные данные водителей».
Божественные чудеса Валаама
Валаамский монастырь — это кладезь находок, благодаря которым по сей день пишется история этого святого места. Во время поисковых работ дайверы шаг за шагом обнаруживают церковные ценности, утварь, посуду. Вблизи Никольского скита была таможня, учрежденная в середине XVIII века. Здесь досматривали корабли и лодки, заходящие в Монастырскую бухту. Участники проекта 1XPEDITION рассказали, что если у паломников и гостей острова обнаруживали алкоголь, то его изымали и выкидывали в Ладожское озеро.
Поисковые работы, проходившие вблизи этого места, принесли неожиданный результат — интересной находкой стала запечатанная керамическая бутылка от бальзама XIX века — с надписью «Керковиусъ и Бекъ Рига». Разливали в такие бутылки преимущественно Рижский бальзам, померанцевые настойки и прочий крепкий и ароматный алкоголь.
Подводные поисковые работы около Святого острова близ Валаама также увенчались успехом: здесь были найдены две затонувшие пристани, — уникальная находка, которая поможет в изучении истории монастыря. На дне обнаружены основания из сруба, заполненные камнем. Примечательно, что холодная вода озера практически не разрушила деревянные конструкции. Дайверы с помощью подводного металлоискателя осмотрели пристани и обнаружили якорь. Значит, здесь останавливались корабли.
Занимаясь поиском и изучением церковных ценностей, дайверы открывали уникальные факты из истории монастыря. В начале советско-финской войны шла эвакуация с Валаама. Многие ценности монахи успели вывезти на материк, но не все. Колокола, снятые с церквей, так и остались лежать на льду, куда их подвезли, чтобы последняя лошадиная колонна их забрала. Наступила весна, и колокола ушли под воду. А 18 марта 1940 года со дна Ладоги разнеслись 24 редких удара большого колокола Спасо-Преображенского собора. Они словно возвестили о прекращении жизни обители.
Во время поиска затонувших предметов дайверы пока не нашли колоколов, но им попадались другие любопытные находки: якоря, предметы быта, посуда, набор больших крестов, изготовленных методом формовки. На берегу около пристани участники экспедиции организовали импровизированную выставку находок, которые с интересом изучали экскурсоводы и паломники.
Валаам обладает уникальной силой, и все участники экспедиций это почувствовали. «Есть здесь что-то необъяснимое, все связанное с верой и православием. Один случай до сих пор не находит никаких объяснений, — рассказывает Сергей Куликов, — Во время очередного погружения мы обнаружили керамическую икону Святого Николая. Вещь действительно уникальную и ценную. А где чудеса, спросите вы. Вот здесь: она была найдена накануне праздника Святителя Николая около Никольского скита».
Старинные корабли — тренажеры для начинающих дайверов
В 2021 году при исследовании монастырской бухты участниками клуба «ДИВО» было обнаружено ранее неизвестное затонувшее парусное судно. Поисковая группа произвела визуальный осмотр и отметила, что судно имеет хорошую сохранность остова. Поскольку объект залегает на небольшой глубине, то он представляет интерес для начинающих дайверов. Весьма вероятно, что затонувший корабль являлся транспортным и перевозил строительный груз для постройки скитов на островах. Из истории известно, что на Валааме было собственное кирпичное производство для внутренних нужд монастыря. На борту осталась часть груза — кирпичи с клеймом XIX века.
Еще один пароход был обнаружен совсем недавно, в конце мая 2021 года в ходе исследований на Валааме. Неизвестное судно длиной 20 метров было найдено на пятиметровой глубине. Им оказался исчезнувший таинственным образом в Ладожском озере пассажирский пароход, шедший курсом Сортавала — Валаам. Дайверам удалось прочесть название — «Святая Елена». Исследование, проведенное командой, показало, что корабль затонул в результате налета на каменную гряду. Изучение судна продолжается, пока его хозяин неизвестен, но выяснилось, что пароход монастырю не принадлежал.
В дальнейшем эта находка станет местом для тренировок начинающих дайверов и подводных фотографов.
Вдохновившись прошлыми успехами команды «ДИВО», к исследованиям присоединились дайверы из Воронежа, Москвы, учащиеся исторического факультета Орловского государственного университета имени И.С. Тургенева. Дайверов поддержали ДОСААФ России и команда инженерной организации «Морская геодезия», которая уже несколько лет оказывает неоценимую помощь клубу. В 2023 году стартовал новый проект «Наследие ладожских глубин», его основной целью является изучение дна Ладожского озера, поиск затонувших кораблей. В ходе работ впервые в мире была опробована методика поиска затонувших кораблей с помощью искусственного интеллекта.
Результат командной работы не заставил долго ждать. Уже на второй день поисков на глубине 24 метров удалось обнаружить судно примерно 17 метров в длину. «Корабль предположительно является буксиром. Несмотря на штормовую погоду, нам удалось обследовать его. Судно в хорошем состоянии, имеет стальной корпус с деревянной обшивкой, повреждений на нем нет. Сохранилось много деревянных элементов, бортовой номер, который, как мы надеемся, поможет нам узнать принадлежность судна и его судьбу», — рассказал Сергей Куликов.
Дайверы погружались на судно четыре раза. Во время обследования были найдены и подняты якорь и иллюминатор.
Далее в ходе экспедиции в одной из бухт Валаама на десятиметровой глубине был найден сильно разрушенный деревянный корабль длиной 15 метров. Предположительно, судно затонуло в конце XIX - начале XX века, налетев на каменную гряду. Среди разрушенных частей корабля дайверам удалось обнаружить две старинные стеклянные бутылочки конца XIX - начала XX века. Одна из них – ярко-зеленого цвета с надписью «Завед. искусств. мин. водъ. Гойери Редлихъ въ МосквЪ», позволяющей сделать вывод о том, что вероятнее всего ёмкость использовалась для минеральных напитков.
Вторая бутылочка небольшого объема сохранила изображение Германа и Сергия — основателей Валаамского монастыря, о чем свидетельствует надпись на другой стороне емкости: «преподобные чудотворцы Сергий и Герман Валаамские». Использовалась такая бутылочка для хранения елея, который по традиции увозят с собой домой паломники и путешественники. По словам участников экспедиции, это дает основание предполагать, что в конце XIX века на острове уже было развито паломничество и, возможно, имелось собственное стекольное производство, что еще предстоит установить.
«В день, когда с момента обнаружения иконы Николая Чудотворца прошло ровно два года, дайверы сделали новую символичную находку. Сегодня, в тот же самый день, они нашли бутылочку с изображением преподобных Сергия и Германа. Как всегда, участникам экспедиции помогают все наши святые», — отметил пресс-секретарь Валаамского монастыря Михаил Шишков.
Дайверы рассказали, что в завершение экспедиции Ладога, как будто не желая отпускать домой команду, подарила им ещё один сюрприз. Поиск с использованием искусственного интеллекта помог команде обнаружить третий за время экспедиции затонувший корабль. Пока он не обследован, а значит у орловских дайверов есть повод вернуться и продолжить разгадывать тайны Ладожского озера с его чудесами и бесценными артефактами.
Вера Смагина
Фото: предоставлено клубом «ДИВО»