Рецензия на роман Евгения Водолазкина «Чагин»
Стать предателем, рассказывает Водолазкин в своем новом романе, увы, довольно просто. Как Исидор Чагин, человек далеко неглупый, совестливый и при этом обладающий сверхспособностью — недюжинной памятью — превращается в стукача? Сначала — наивность и любопытство, потом — соблазн иметь собственную квартиру и жить в обожаемом им Петербурге и, наконец, страх потерять любимую девушку. Конечно, получается, что как раз в результате своего поступка он ее и теряет. И обречен до конца своих дней мучиться, помня все эти обстоятельства со стенографической и фотографической точностью, вплоть до слова, до звука, до взгляда.
Несмотря на глубокую драматичность, почти трагизм происходящего — человек не смог употребить свою суперспособность ни на что стоящее, а главным событием его жизни стало предательство друзей — книга эта оставляет ощущение светлое. Автор об этом позаботился, выбрав соответствующий тон повествования. Беспросветность и мрак жизни угадываются где-то вдалеке, оставленные писателем за пределами произведения. Даже представители спецслужб названы в нем «работниками, отвечающими за безопасность библиотеки». («Вы что, в самом деле ничего не понимаете? Не понимаете, что у библиотек много врагов?»)
«Чагин» написан Водолазкиным с грустной иронией и добрым юмором по отношению к придуманным им героям, включая тех, кого положительными вряд ли назовешь, например, тем же работникам спецслужб. В то же время автор прозрачно намекает читателю — знаем мы, каково истинное положение вещей. Вот как описан эпизод вербовки главного героя двумя Николаями в ресторане за роскошным обедом: «Николай Петрович освободил пробку от проволоки и, как бы удушая, обхватил ее ладонью. Пробка несколько мгновений билась в его руке, издавая едва слышное шипение. Когда она затихла, Николай Петрович молча положил ее на скатерть».
Проза у Водолазкина, как это принято называть, «филологическая»: он играет словами и их значениями, разбрасывает горстями по тексту литературные цитаты более или менее очевидные. Читателю не обязательно обнаружить и радоваться каждой из них, текст и без этого воздушен, ироничен, изобретателен: вызывает улыбку, а иногда и смех. Чего стоит компиляция стихотворения Твардовского «Ленин и печник» с гётевской (и отчасти «жуковской») поэмой «Лесной царь»:
Стих печник, беспечный малый,
Примирившийся с судьбой,
Ленин спешился усталый
И красивый сам собой.
Роман состоит из четырех частей, которые неравнозначны как по своей повествовательной роли, так и по силе воздействия. Две помещенные в середину части («Операция Биг-Бэн» и «Незабываемое») напоминают истории-байки, изложенные соответствующими, не вполне надежными рассказчиками, как представляется, больше для развлечения читателя. Первый такой эпизод похож на шпионский триллер с бегством и погонями, а второй на дешевую любовную мелодраму с участием прекрасных собой и совершенно неотличимых друг от друга сестер-близняшек. Оба эти эпизода — приятное чтение, но не более того: они практически ничего не добавляют к раскрытию главного героя, а может даже напротив, рассказывают о нем нечто избыточное, отвлекающее. Зачем они понадобились автору? Чтобы развеселить читателя после едва ли не трагической первой части, переключив его внимание? Или чтобы история Чагина по объему дотянула до полноценного романа?
Четвертая часть вновь возвращает нас к прерванному первоначальному сюжету. История закольцовывается. Главный герой получает свое прощение и забвение, и это прекрасный, милосердный и обнадеживающий финал (вызывающий в памяти, быть может, булгаковское завершение «Мастера и Маргариты», где герои не заслужили свет, но заслужили покой). Правда, в этом финале жизнь Чагина уже закончена, и вся прошла в мучительных воспоминаниях и раскаянии о содеянном. Как он воспользовался своей недюжинной памятью? Кому она принесла пользу? Пожалуй, только вред…
…Словом, намекает автор, если у вас очень хорошая память, никогда не становитесь стукачом и предателем. В любом случае упаси вас от этого Бог: какая бы она у вас не была, вряд ли вы об этом когда-нибудь забудете.
Ольга Сичкарь
Фото: редакция
Евгений Водолазкин. Чагин. Москва: Издательство «АСТ»: Редакция Елены Шубиной.