Представлена не только русская иконопись, но и греческая, а также западноевропейские гравюры как из собрания самого музея, так и Третьяковской галереи, фонда Андрея Первозванного, частного Музея русской иконы, коллекционеров. Некоторые памятники, которые лишь недавно вошли в собрание музея, будут представлены широкому зрителю впервые.
В Ветхом Завете представлено огромное разнообразие сюжетов, связанных с огнем, огонь предстает в самых разных ипостасях. Прежде всего, это огонь карающий, огонь как орудие божественного гнева, огонь жертвенный. В Новом Завете - огонь творящий чудеса, огонь - посредник между человеком и Богом и огонь как символ Богоявления.
Центральный эпизод Ветхого Завета, связанный с огненной стихией - это видение пророку Моисею неопалимой купины - чудесного куста который горит, но не сгорает. Как рассказала куратор выставки Светлана Кирьянова, когда представленная на выставке икона поступила в собрание музея, изображение было целиком скрыто под слоем профилактической заклейки, настолько плотным, что понять, что же именно изображено, было невозможно. Поэтому долгое время она хранилась в фондах музея не имея названия.
- Благодаря усилиям реставрационной мастерской произошло небольшое музейное чудо - мы можем видеть прекрасный образ, драматичный, с элементами академизма, – пояснила Светлана Кирьянова. Это не случайно, потому что есть прототип, есть первоисточник, которым вдохновлялся автор, создавая именно такую трактовку данной сцены. Как ни странно, это росписи всем известного Рафаэля Санти, который когда-то творил свои прекрасные работы в Ватикане, потом они были скопированы в Санкт-Петербурге в Зимнем дворце, а уже потом данная иконографическая схема вошла в обиход и проникла далеко-далеко за пределы столицы, куда-то в центральную Россию, откуда возможно и происходит эта икона. Однако один и тот же сюжет может иметь совершенно разную трактовку. На выставке представлена также греческая икона из Частного музея русской иконы. На ней мы видим совершенно иное смысловое наполнение - в пламени несгораемого куста - Богоматерь. Это новая трактовка сюжета. Неопалимая купина - символ Богоматери, которую при рождении Спасителя не опалил огонь Господень.
Другой важный сюжет Ветхого Завета, связанный с огнём, это огненное восхождение на небеса пророка Илии. Пророк был взят на небеса живым в огненном вихре.
Пророк Илия связан с огнём с самого рождения. Житийный сюжет рассказывает, в частности, о том, что, когда он был младенцем, его отец получил особое предзнаменование. У него было видение, что младенец спелёнан огненными пеленами и в уста ему вкладываются пылающие угли. Икона, со слов куратора, представлена широкой публике впервые. Благодаря усилиям реставраторов музея был открыт подписной памятник - точная дата создания иконы 1692 год. Это довольно редкий случай, потому что большая часть иконописи анонимна.
Нельзя пройти и мимо ветхозаветного сюжета о трех отроках в пещи огненный. Это ещё одна тема чудесного огня, который не причиняет вреда праведникам и наказывает нечестивцев. Огонь, куда были брошены три отрока, не причинил им никакого вреда. С ними в огненном пламени укрепляющий их ангел.
- Огонь этот самый настоящий, потому что вылетающие из печи языки пламени жгут остальных персонажей этого сюжета - мучителей трех отроков, - поясняет куратор. Потом многократно в житиях святых, уже в гораздо более позднее время, аналогичные сюжеты повторяются. Похожая история описывается, например, в житии великомученицы Надежды. Святая входит в печь и это не причиняет ей никакого вреда, однако же опаляет ее мучителей.
Центральный сюжет Нового Завета - сошествие Святого Духа на апостолов. Согласно новозаветным текстам, Святой Дух сходит на апостолов и Богоматерь, пребывающих в сионской горнице, в виде огненных языков пламени.
В экспозиции представлено несколько икон на этот сюжет, их можно сопоставить между собой. Это и огромный образ из Иосифо-Волоцкого монастыря, и икона мастеров оружейной палаты из Третьяковской галереи, и небольшой образ из собрания Музея им. Андрея Рублева. Изображенная на нем стихия огня представлена наиболее ярко. Разверзаются небеса, огонь разделяется на языки пламени и сходит на апостолов. С этого момента берёт своё начало Церковь и апостолы отправляются на проповедь по всему миру.
На выставке также можно увидеть такую редкую часть собрания музея, как монументальная живопись. Представлено три фрагмента росписи, которые когда-то были частью стенописи церкви Воскресения Христова в Пучеже - городе Ивановской области, попавшего в зону затопления при строительстве Горьковского водохранилища. В 50-е годы ХХ века историческая часть Пучежа подверглась затоплению. Фрески на стенах храма 1789 года удалось частично спасти благодаря работе бригады реставраторов под руководством Сергей Чуракова, который изобрел особую технологию для того, чтобы их снять. По этим фрагментам можно представить как выглядела стенопись этой знаменитой своими фресками церкви. В частности, огромную композицию Страшный суд, частью которой были представленные на выставке образы “Клеветник” и “Сребролюбец”. Теме Страшного суду посвящен также центральная экспонат выставки, предоставленный Государственной Третьяковской галереей.
Следующий раздел – символические сюжеты. Сюжет иконы “Душа чистая” - символическая композиция, а не эпизод из Священного писания.
- Чистая душа представлена в виде девушки в царских одеждах. Из ее уст исходит пламень - эта пламенная молитва. Пламенная молитва доходит прямо до Создателя. На цепи она держит льва, символизирующего беса и всё нечистое. Лев, дракон, грешники, бесы - все они сгорают в этом огне, а в ее руке кувшин из которого льется поток воды. Это слёзы истовой молитвы, которые могут погасить даже адский пламень, - пояснила Светлана Кирьянова.
Ряд символических сюжетов продолжает композиция “Уголь Исайи”, тоже напрямую связанная с огненной стихией.
- Это сложносочинённая композиция, включающая образ Господа в виде солнца и два пророческих видения. Пророку Исайе ангел вкладывает в уста пылающий уголь, что символизирует его избрание на пророческое служение. Пророк Иезекииль видит в огне тетраморфа - существо состоящее из четырёх образов - льва, орла, тельца и ангела - символов евангелистов, - рассказала куратор.
Последний раздел выставки включает в себя произведения с изображением огня в иконах святых и Богоматери. Огонь в житиях святых изображен в двух сюжетах. Либо святые раннехристианские мученики терпят мученическую кончину через огонь, либо же посредством огня они творят чудеса.
- Один из удивительных образов, представленных на выставке - казнь через сожжение архидиакона Лаврентия, - отметила куратор. Это был довольно распространенный вид казни в раннехристианские времена, но образ удивителен тем, что довольно крупноформатный для иконографии. Архидьякон терпит мученическую кончину - его жгут на решетке на открытом огне. Но здесь огонь - это не только символ мучения, это и орудие спасения. Через огонь он находит свой путь к Богу. И как в ветхозаветные времена жертвенной огонь разжигался для принесения жертвы Богу, так и мученик приносит в жертву самого себя.
С иконами Богоматери связаны два основных сюжета - или же чудесное спасение икон в пожарах или же явление самой Богоматери или её икон в огне. Например, на Тихвинской иконе Богоматери показаны три схожие между собой эпизода о том, как монастырь и город объяты пожаром, однако икона чудесным образом остаётся невредима.
Куратор выставки Светлана Кирьянова рассказала “Культуромании” о самых редких экспонатах из представленных на выставке.
По ее словам, центральный из них - огромная икона, посвященная теме страшного суда, предоставлена Государственной Третьяковской галереей. В экспозиции галереи этот памятник не экспонируется, поэтому посетителям выставки предоставляется счастливая возможность ознакомиться с ним. Икона датирована и подписана. Известен ее автор - это Иван Фёдорович Рудаков - тульский иконописец. В Туле находится похожая икона, созданная на семь лет раньше.
- Этот замечательный памятник, на котором во всех подробностях изображен Страшный суд и для нашей темы это, конечно же, целый кладезь. В центре сверху - Господь Саваоф на огненном престоле - на пламени, а не на серафимах, как обычно было принято изображать. Христос с огненным мечом, змей который несет на себе все грехи человечества (на нем написаны их названия), из его необыкновенной птичей пасти вырывается поток огня и опаляет ноги праотцу Адаму, Сатана извергаемый со своего престола. И, конечно же, целый калейдоскоп бесов, потрясающих своими физиогномическими чертами, во главе с объятыми пламенем Сатаной и Иудой, сидящим у него на коленях. Нижняя часть иконы включает лествицу (что встречается довольно редко) - сюжеты духовного восхождения. Не каждый доходит до вершины - до Небес и встречается с Христом, многие падают в пламя, как видно на изображении.
- Еще один интересный образ - явление Богоматери Почаевской в огне. Икона написана на достаточно высоком живописном уровне - это довольно редкий случай. Видимо, она была создана где-то в непосредственной близости от первоисточника.
- Другая уникальная икона из частного собрания - второго такого сюжете я не встречала - с изображением святителя Льва Катанского, который порицает и наказывает волхва Илиодора. Волхв дерзнул творить колдовство прямо в храме. За это святитель оборачивает его своим омофором, заставляет разжечь костер и заходит в этот костер вместе со связанным волхвом. Святителю огонь не наносит никакого вреда, а волхва сжигает дотла, рассказала куратор.
Выставка “Образы огня в христианском искусстве” продлится в Музее им. Андрея Рублева до 14 апреля. К ее открытию подготовлен каталог. В рамках выставочного проекта предусмотрена культурно-образовательная программа - экскурсии с кураторами, детские занятия, круглый стол и цикл лекции. С программой мероприятий можно ознакомится на сайте музея.
Ольга Степанова