С помощью экспертов удалось поднять цену картины в 1400 раз
Череда мутных историй о том, как «на чердаке» или в квартире скромного школьного учителя обнаружился очередной шедевр, пополнилась еще одним «чудесным обретением». Картина с провенансом, насчитывающим всего 70 лет, после «тщательного анализа», проведенного АД Sotheby’s, оказалась принадлежащей кисти самого Рембрандта. В итоге, если два года назад ее выставили на торги всего за 10 тысяч евро, в начале декабря она ушла на Sotheby’s уже за 14 млн долларов.
Если говорить о провенансе, то как такового его просто нет. Первые упоминания о картине относятся к пятидесятым годам прошлого столетия. Монохромное полотно, изображающее поклонение волхвов, появляется в каталоге собрания одного из голландских коллекционеров в 1955 году. Якобы есть упоминания о похожей картине Рембрандта, относящиеся к 1714 и 1822 годам, но они крайне скудны и даже выдавшие «сертификат подлинности» эксперты не могут утверждать, что те ссылки описывают именно это полотно. В 1979 году один из знатоков Рембрандта заключил, что полотно принадлежит «мастерской» художника, а не ему лично. С этим самым заключением картина существовала до наших дней. Два года назад Christie’s выставил ее как «полотно из круга Рембрандта». При старте в 10 тысяч евро она ушла в итоге за 860 тысяч.
Но, видимо, «тема Рембрандта» настолько популярна сейчас на рынке, что при большом желании и некоторых манипуляциях «круг Рембрандта» можно поменять на самого Рембрандта. Тайный покупатель и Sotheby’s потратили целых восемь месяцев на различные экспертизы и, вуаля, — мировое собрание картин великого голландца пополнилось еще одним полотном. Другой анонимный покупатель приобрел его на торгах в Лондоне за 13,7 млн долларов (в долларовом эквиваленте). Как уже не раз писала «Культуромания», это уже скорее вопрос веры, нежели исторической достоверности.
Забавно, что в 2016 году в Италии случилось еще одно «чудесное обретение» Рембрандта. Якобы в некой итальянской семье упала висевшая на стене картина и они отдали ее на реставрацию. Реставратор же сразу «просек», что картина не просто картина, а давно пропавшее полотно Рембрандта, копии которого, сделанные самим живописцем, находятся в нескольких крупных музея мира, включая Эрмитаж. Полотно было оценено в 70–200 млн евро.
Татьяна Филиппова
Фото: Sotheby’s