В конце 2021 года эксперты оценили рынок NFT-токенов в 40 млрд долларов. Что ждать от цифровых виртуальных единиц в 2022 году — разбиралась «Культуромания».
Прошлый год оказался не просто очередным царством ковида. В 2021 году неожиданно вырос рынок невзаимозаменяемых токенов — своеобразного сертификата, который подтверждает владение цифровым объектом в интернете. С его помощью можно купить мем, музыкальный трек, цифровую картину, даже твит. Право же собственности регистрируется в блокчейне — цифровой децентрализованной бухгалтерской книге — распределенной базе данных.
Разновидность криптовалюты — а NFT-токены — это именно она, созданная на стыке искусства и FinTech, оживила арт-рынок. Так, аналитическая группа Chainalysis, оценила в середине декабря 2021 года объем NFT-рынка в $40,9 млрд, а весь мировой рынок искусства, по мнению компании Art Basel, стоит $50,1 млрд.
Аналитики Chainalysis полагают, что именно популярность NFT-токенов способствовала привлечению на криптовалютный рынок огромного количества мелких и даже крупных инвесторов со всего мира.
Расти рынок начал, как и все живое — весной. В марте 2021 года на аукционе Christie’s цифровой коллаж художника Майка Винкельманна, известного как Beeple, «Каждый день — первые 5000 дней» — первое произведение на аукционе в виде NFT-токена, был продан за $69,3 млн. Конечно, после этого деятели искусства, музыканты, спортсмены начали проявлять больший интерес к невзаимозаменяемым токенам, пытаясь создавать цифровые артефакты. В это же время начинают появляться коллекции предметов цифрового искусства, подлинность которых подтверждается с помощью NFT.
В результате последние стали первыми: аутсайдеры, безнадежно отставшие в мире традиционного искусства, внезапно оказались на вершине успеха и с внушительным счетом в банке. Например, по данным портала Сoinmarketcap, самыми прибыльными криптовалютами за последние месяцы стали три собачьих мем-токена, среди них мем-токен Shiba Inu. Его рыночная капитализация осенью достигла $15,52 млрд.
«Матрица» сейчас «разобрана» на токены. Coca-Cola, Gucci, Nike и Adidas — создают и продают токены. В конце января информационное агентство Associated Press запускает платформу для продажи невзаимозаменяемых токенов, с их помощью можно будет получить права на фотографии. На днях стало известно о запуске первого NFT-сериала GenZeroes. Чтобы его посмотреть потребуется приобрести NFT, в зависимости от уровня токена зритель получит или не получит преимущества или даже право собственности на шоу.
В России до NFT-безумия далеко, тем не менее Эрмитаж продал NFT-токены картин из собственной коллекции на сумму свыше 32 млн рублей. А в конце 2021 года Союз частных музеев и коллекционеров заключил соглашение с ООО «Изобретатель» об оказании услуг по цифровизации экспонатов в виде NFT-токенов. Партнеры надеются, что продажа криптопредметов послужит дополнительным источником поступления средств в музеи.
Однако в бочку меда скептики без устали добавляют ложки дегтя. Опытные инвесторы предупреждают, что криптовалюты являются сейчас чем-то вроде золотой лихорадки, которая может закончиться в любой момент, оставив вас с лотками без намытого золота. Кроме того, NFT-технология не настолько надежна, чтобы сохранять токены в неизменном виде в течение десятилетий
Президент Федерации интеллектуальной собственности Сергей Матвеев говорит «Культуромании», что несмотря на то, что идея криптовалют сама по себе интересна, особых плюсов она не несет, кроме популяризации искусства, в том числе цифрового.
— Дело в том, что криптовалюты помогут «распаковать» ценность многих видов капитала, которые на сегодняшний день не имеют оценки, но очень важны для устойчивого воспроизводства и развития экономики. В частности, это природный и культурный капитал, — делится он. — Но владение токенами не связано с правами на объект, в отношении которого они выпущены. Получение прав собственности на какую-либо вещь не влечет получения интеллектуальных прав на объект, выраженный в этой вещи.
По словам Матвеева, покупая книгу, вы не приобретаете право распоряжаться литературным произведением. Вы приобретаете только физический носитель — книгу. Исключительным правом на произведение продолжает владеть автор или собственник, оно не переходит к покупателю. Аналогичная ситуация и с невзаимозаменяемыми токенами. Если покупатель приобрел картину в виде NFT-токена, издать книгу с репродукциями он не может. Внутри NFT-токена нет ни авторских, ни каких-либо других интеллектуальных прав. Кроме того, важно помнить, что токен — часть конкретной блокчейн-сети, в которой он выпущен, и право собственности на него вряд ли выйдет за ее пределы.
Скорее всего NFT-ажиотаж утихнет, и токены превратятся во что-то более похожее на рынок современного искусства, где консенсус в отношении ценности более прочен. Но на это потребуются годы. Поэтому вряд стоит стоит заниматься масштабными инвестициями в этот рынок. Тем более, что в нашей стране Центробанк и российские власти рассматривают возможность полного запрета на криптовалюту, а в Госдуме даже звучат предложения по уголовной ответственности за биткоин и другие токены.
Настоящая же заслуга NFT-токенов в том, что они создали техническую возможность для потребления цифрового искусства. Сделали его более актуальным, интересным, включенным в культуру. Так что грандиозные суммы продаж мемов — далеко не самое важное в этой истории. Гораздо важнее то, что общество наконец-то обратило внимание на цифровое искусство.
Елена Сердечнова
Фото: https://pixabay.com/ free image