Неизвестный Шемякин

Музеи и выставки

Неизвестный Шемякин
24 Октября 2017, 13:34
С 13 октября по 17 января в Музее русского импрессионизма проходит выставка произведений русского художника-импрессиониста первой половины XX века Михаила Федоровича Шемякина – “Михаил Шемякин. Совсем другой художник”.

С 13 октября по 17 января в Музее русского импрессионизма проходит выставка произведений русского художника-импрессиониста первой половины XX века Михаила Федоровича Шемякина – “Михаил Шемякин. Совсем другой художник”. В состав экспозиции вошло более пятидесяти работ из музеев России, Ближнего Зарубежья и московских частных коллекций. Среди них: Государственная Третьяковская галерея, Государственный Русский музей, Нижнетагильский музей изобразительных искусств, художественные музеи Астрахани, Пензы, Тулы, Рязани и многие другие. Некоторые произведения будут представлены публике впервые.


Имя представленного в Музее русского импрессионизма художника не надо путать с нашим современником - скульптором-авангардистом Михаилом Михайловичем Шемякиным. Михаил Федорович Шемякин - совершенно другой художник - импрессионист-портретист, ученик Валентина Серова и Константина Коровина, при этом, мастер, практически неизвестный широкой публике. Выставка получилась с одной стороны очень эмоциональная, в представленных произведениях много цвета, эмоций, импрессии, с другой стороны, по-домашнему уютная. Специально для выставки музей совместно с драматургом Юлией Поспеловой и актерами Мастерской Дмитрия Брусникина создали аудиоспектакль, построенный на неопубликованных документах - архивах, воспоминаниях сына художника, самого художника и его современников  — саундпроменад “Шемякин”.

Юлия Петрова, директор Музея русского импрессионизма: “Собирая материалы о Шемякине, мы поняли, что этот художник достоин самостоятельной выставки. Мы нашли много и живописного и архивного материала и оставлять его под спудом было невероятно обидно. И тогда мы подумали, что лучший способ погрузить в этот материл наших гостей — это поделиться нашими переживаниями — выйти за рамки традиционной экскурсии, традиционного аудиогида (хотя все это, конечно, будет на выставке). Для этого был записан аудиоспектакль, который ведет гостя от входа в музей, по всем этажам, и который позволяет поговорить с самим Михаилом Федоровичем. Это во многом документальное произведение, хотя, на мой взгляд, оно имеет и большую художественную ценность. Мы сами не ожидали, что благодаря этому саундпроменаду у выставки получится настолько полноценный и цельный образ. Когда я сама впервые его слушала, проходя по пустому музею, то временами чувствовала, что что-то замирает — становится то жутко, то весело. Это следствие и талантливо написанного сценария и ярко прожитой актерской игры. Руками наших кураторов и искусствоведов в музее воссоздан мир художника, и в этот мир мы предлагаем сегодня окунуться”.

Юлия Поспелова, драматург: “Когда мне предложили создать пьесу для новой выставки, эта идея показалась мне очень интересной — музей так отважно вступает на новую территорию — на территорию театра. Мне кажется, что для музея это, с одной стороны, чужой мир, с другой стороны между музеем и театром много общего. Например, и музей и театр работают с категорией времени — с прошлым. Когда зритель идет в музей или в театр он хочет получить новые эмоции и впечатления — в этом тоже связь между музеем и театром. Нашей задачей было соединить эти два разных мира — мир музея и театра. И ребенком, рожденным в этом браке, стал аудиоспектакль “Шемякин”. Мы хотели интересно, необычно, увлекательно рассказать о художнике и его времени. Я долго думала над формой, которую можно выбрать для этого текста и пришла к выводу, что о художнике-импрессионисте, которым является Михаил Шемякин, логично будет рассказывать его языком. И как мне кажется, пьеса получилась импрессионистской. Мы хотели уйти от прямого повествования и пойти по пути впечатления, представить, что чувствует человек, который стоит перед картиной Шемякина и рассматривает ее: о чем он думает, что переживает, какие ассоциации и ощущения возникают от картин. Чтобы этого достичь нам пришлось использовать инструментарий иммерсивного театра, т.е. прямого воздействия на человека, когда человек не пассивно наблюдает что происходит на сцене, а является непосредственным участником или даже главным героем спектакля. Чтобы участник саундпроменада тоже стал главным героем этого действия”.

Директор Музея русского импрессионизма Юлия Петрова поделилась с “Культуроманией” своими впечатлениями о выставке.

- Как родилась идея с аудиоспектаклем?

- У нас молодой коллектив, очень творческий, чему я несказанно рада и чем я горжусь. И идея родилась внутри коллектива — это заслуга наших сотрудников.

- Почему этот яркий и интересный художник остался в тени?

- Это не единичная история. В прошлом году мы открывали выставку Елены Андреевны Киселевой — это имя было практически неизвестно на тот момент и благодаря нашей выставке о Киселевой заговорили. И мне тоже задавали вопрос — почему такой блестящий мастер как Елена Киселева совсем не отражена в истории искусства. Почему некоторые известные при жизни художники после смерти канули в Лету? Думаю, что это происходит в силу исторических обстоятельств. Это происходит и в европейской живописи. И таких имен, очень достойных того, чтобы к ним привлечь внимание, в русском искусстве множество. Ряд таких художников можно увидеть и на нашей постоянной экспозиции. Всем известны Серов или Кустодиев, а имена Жуковского и Туржанского известны уже меньше, Виноградова, Есаяна — еще меньше. Но все эти живописцы достойны нашей искусствоведческой, выставочно-исследовательской работы. И как раз открытие публике этих имен видится мне полем работы нашего музея. Понятно, что в силу нашего формата, нашей музейной молодости такие экспозиции, которые организует Третьяковская галерея — 200 работ Серова под одной крышей — нам не под силу. У нас нет для этого ни такого пространства, ни такого запасника, из которого можно черпать безостановочно. Это их формат, они главный музей национального искусства и громкие имена это, безусловно, их задача, а наша задача иная. Нам удается работать в своем поле — показывать то, до чего в больших музеях никогда не дойдут руки. И, что очень ценно для меня — публика нам в этом доверяет. Когда мы открывали Киселеву были опасения — сможем ли мы в Москве, пресыщенной событиями, привлечь людей на совершенно неизвестное имя, которое не вызывает абсолютно никаких ассоциаций. Но в нашей недолгой истории это была самая успешная, самая посещаемая выставка. Мы везде подчеркиваем, что имя, которое мы открывает — неизвестное. Приходите и мы покажем вам художника, о котором вы раньше ничего не знали. И я надеюсь, что москвичи опять нам доверятся, опять поверят в то, что это интересно.

- Расскажите про представленные работы, наверняка с ними связано много интересных историй.

- Конечно, наибольшее число историй связано с портретом известного кондитера и мецената Абрикосова, который был дедом Михаила Васильевича Шемякина. Дед очень скептически отнесся к предложению написать его портрет — сколько времени ему придется на это потратить? И сказал: “20 часов, ни минутой больше”. А потом, когда портрет был уже готов, аршином измерил свой размер головы с бородой и сравнил с картиной — все совпало, дед остался доволен.

И прекрасная история о том, как Шемякин писал портрет натурщицы Веры Калашниковой - любимой модели Серова, и жаловался ему, что никак не выходит. Реакция Серова на эти пробы мне очень понятна и близка. Когда работа была исправлена один раз, другой, третий, Серов сказал — хорошо, но все-таки не то, что было. И в этом — возвращение художника к началу. Серов говорит — у тебя получилось хорошо, но не то, что было — исправляй, делая лучше, ищи. И художник снова в своем поиске вынужден вернуться в исходное. Наверное это судьба мастера — все время искать, все время быть недовольным собой. Шемякин очень требовательный к себе художник и видно как много внимания он уделяет каждой работе, подчас переписывая ее, подчас оставляя какие-то фрагменты незаконченными, потому что до них он еще не дозрел и нужно время.

- У Шемякина большое наследие. Чем вы руководствовались отбирая работы для выставки?

- В очень многих, как региональных, так и центральных музеях нашей страны, хранятся полотна Михаила Федоровича Шемякина. И проблемой было не найти это наследие, а выбрать то, что мы хотим показать. Выставочные площади позволили разместить чуть более 50 произведений. Все работы форматные, крупные и выбрать именно эти 50 было тяжеловато. Но в итоге мы нашли компромисс — в каталоге, который издан к выставке, приведено гораздо больше произведений и самого Шемякина и его учителей, современников, друзей. Выбор этот велся на протяжении нескольких месяцев, необходимо было показать ключевые работы, портрет Абрикосова, о котором есть воспоминание и самого Шемякина и его сына и с которым связаны занимательные истории о том, как этот портрет писался. Эта работа уже более 70 лет хранится в Третьяковской галерее и не разу не экспонировалась, что в общем-то понятно — у Третьяковской галереи совсем другие задачи и они предоставили нам возможность эту работу явить публике первыми. Ряд других произведений первого ряда тоже попадали на эту выставку априори — серия гиацинтов, серия семейных портретов, портретов музыкантов — все это тщательно отбиралось. В выставке участвуют 13 регионов, а работа, которая попала на обложку каталога и стала лицевой, приехала из Белоруссии — из Минского государственного художественного музея. Это портрет натурщицы Веры Калашниковой, работа на мой вкус — удивительно тонкая, жемчужная, изящная, невероятно привлекательная и не отпускающая от себя. Хотелось показать Шемякина с лучшей стороны и сделать его художником, которого теперь запомнят, а для этого конечно надо было выбрать самое-самое.

Подпишитесь на наш телеграм-канал, чтобы всегда быть в самом центре культурной жизни

Неизвестный Шемякин

<h2>С 13 октября по 17 января в Музее русского импрессионизма проходит выставка произведений русского художника-импрессиониста первой половины XX века Михаила Федоровича Шемякина – “Михаил Шемякин. Совсем другой художник”. В состав экспозиции вошло более пятидесяти работ из музеев России, Ближнего Зарубежья и московских частных коллекций. Среди них: Государственная Третьяковская галерея, Государственный Русский музей, Нижнетагильский музей изобразительных искусств, художественные музеи Астрахани, Пензы, Тулы, Рязани и многие другие. Некоторые произведения будут представлены публике впервые. </h2> <br> <p> <span style="font-size: 14pt;">Имя представленного в Музее русского импрессионизма художника не надо путать с нашим современником - скульптором-авангардистом Михаилом Михайловичем Шемякиным. Михаил Федорович Шемякин - совершенно другой художник - импрессионист-портретист, ученик Валентина Серова и Константина Коровина, при этом, мастер, практически неизвестный широкой публике. Выставка получилась с одной стороны очень эмоциональная, в представленных произведениях много цвета, эмоций, импрессии, с другой стороны, по-домашнему уютная. Специально для выставки музей совместно с драматургом Юлией Поспеловой и актерами Мастерской Дмитрия Брусникина создали аудиоспектакль, построенный на неопубликованных документах - архивах, воспоминаниях сына художника, самого художника и его современников  — саундпроменад “Шемякин”.</span><br> <span style="font-size: 14pt;"> </span><br> <b> </b><span style="font-size: 14pt;"><b> Юлия Петрова, директор Музея русского импрессионизма: </b>“Собирая материалы о Шемякине, мы поняли, что этот художник достоин самостоятельной выставки. Мы нашли много и живописного и архивного материала и оставлять его под спудом было невероятно обидно. И тогда мы подумали, что лучший способ погрузить в этот материл наших гостей — это поделиться нашими переживаниями — выйти за рамки традиционной экскурсии, традиционного аудиогида (хотя все это, конечно, будет на выставке). Для этого был записан аудиоспектакль, который ведет гостя от входа в музей, по всем этажам, и который позволяет поговорить с самим Михаилом Федоровичем. Это во многом документальное произведение, хотя, на мой взгляд, оно имеет и большую художественную ценность. Мы сами не ожидали, что благодаря этому саундпроменаду у выставки получится настолько полноценный и цельный образ. Когда я сама впервые его слушала, проходя по пустому музею, то временами чувствовала, что что-то замирает — становится то жутко, то весело. Это следствие и талантливо написанного сценария и ярко прожитой актерской игры. Руками наших кураторов и искусствоведов в музее воссоздан мир художника, и в этот мир мы предлагаем сегодня окунуться”.</span><br> <span style="font-size: 14pt;"> </span><br> <b> </b><span style="font-size: 14pt;"><b> Юлия Поспелова, драматург:</b> “Когда мне предложили создать пьесу для новой выставки, эта идея показалась мне очень интересной — музей так отважно вступает на новую территорию — на территорию театра. Мне кажется, что для музея это, с одной стороны, чужой мир, с другой стороны между музеем и театром много общего. Например, и музей и театр работают с категорией времени — с прошлым. Когда зритель идет в музей или в театр он хочет получить новые эмоции и впечатления — в этом тоже связь между музеем и театром. Нашей задачей было соединить эти два разных мира — мир музея и театра. И ребенком, рожденным в этом браке, стал аудиоспектакль “Шемякин”. Мы хотели интересно, необычно, увлекательно рассказать о художнике и его времени. Я долго думала над формой, которую можно выбрать для этого текста и пришла к выводу, что о художнике-импрессионисте, которым является Михаил Шемякин, логично будет рассказывать его языком. И как мне кажется, пьеса получилась импрессионистской. Мы хотели уйти от прямого повествования и пойти по пути впечатления, представить, что чувствует человек, который стоит перед картиной Шемякина и рассматривает ее: о чем он думает, что переживает, какие ассоциации и ощущения возникают от картин. Чтобы этого достичь нам пришлось использовать инструментарий иммерсивного театра, т.е. прямого воздействия на человека, когда человек не пассивно наблюдает что происходит на сцене, а является непосредственным участником или даже главным героем спектакля. Чтобы участник саундпроменада тоже стал главным героем этого действия”.</span><br> <span style="font-size: 14pt;"> </span><br> <span style="font-size: 14pt;"><b> Директор Музея русского импрессионизма Юлия Петрова поделилась с “Культуроманией” своими впечатлениями о выставке.</b></span><br> <span style="font-size: 14pt;"> </span><br> <span style="font-size: 14pt;"><b> - Как родилась идея с аудиоспектаклем?</b></span><br> <span style="font-size: 14pt;"> </span><br> <span style="font-size: 14pt;"> - У нас молодой коллектив, очень творческий, чему я несказанно рада и чем я горжусь. И идея родилась внутри коллектива — это заслуга наших сотрудников.</span><br> <span style="font-size: 14pt;"> </span><br> <span style="font-size: 14pt;"><b> - Почему этот яркий и интересный художник остался в тени?</b></span><br> <span style="font-size: 14pt;"> </span><br> <span style="font-size: 14pt;"> - Это не единичная история. В прошлом году мы открывали выставку Елены Андреевны Киселевой — это имя было практически неизвестно на тот момент и благодаря нашей выставке о Киселевой заговорили. И мне тоже задавали вопрос — почему такой блестящий мастер как Елена Киселева совсем не отражена в истории искусства. Почему некоторые известные при жизни художники после смерти канули в Лету? Думаю, что это происходит в силу исторических обстоятельств. Это происходит и в европейской живописи. И таких имен, очень достойных того, чтобы к ним привлечь внимание, в русском искусстве множество. Ряд таких художников можно увидеть и на нашей постоянной экспозиции. Всем известны Серов или Кустодиев, а имена Жуковского и Туржанского известны уже меньше, Виноградова, Есаяна — еще меньше. Но все эти живописцы достойны нашей искусствоведческой, выставочно-исследовательской работы. И как раз открытие публике этих имен видится мне полем работы нашего музея. Понятно, что в силу нашего формата, нашей музейной молодости такие экспозиции, которые организует Третьяковская галерея — 200 работ Серова под одной крышей — нам не под силу. У нас нет для этого ни такого пространства, ни такого запасника, из которого можно черпать безостановочно. Это их формат, они главный музей национального искусства и громкие имена это, безусловно, их задача, а наша задача иная. Нам удается работать в своем поле — показывать то, до чего в больших музеях никогда не дойдут руки. И, что очень ценно для меня — публика нам в этом доверяет. Когда мы открывали Киселеву были опасения — сможем ли мы в Москве, пресыщенной событиями, привлечь людей на совершенно неизвестное имя, которое не вызывает абсолютно никаких ассоциаций. Но в нашей недолгой истории это была самая успешная, самая посещаемая выставка. Мы везде подчеркиваем, что имя, которое мы открывает — неизвестное. Приходите и мы покажем вам художника, о котором вы раньше ничего не знали. И я надеюсь, что москвичи опять нам доверятся, опять поверят в то, что это интересно.</span><br> <span style="font-size: 14pt;"> </span><br> <span style="font-size: 14pt;"><b> - Расскажите про представленные работы, наверняка с ними связано много интересных историй.</b></span><br> <span style="font-size: 14pt;"> </span><br> <span style="font-size: 14pt;"> - Конечно, наибольшее число историй связано с портретом известного кондитера и мецената Абрикосова, который был дедом Михаила Васильевича Шемякина. Дед очень скептически отнесся к предложению написать его портрет — сколько времени ему придется на это потратить? И сказал: “20 часов, ни минутой больше”. А потом, когда портрет был уже готов, аршином измерил свой размер головы с бородой и сравнил с картиной — все совпало, дед остался доволен. </span><br> <span style="font-size: 14pt;"> </span><br> <span style="font-size: 14pt;"> И прекрасная история о том, как Шемякин писал портрет натурщицы Веры Калашниковой - любимой модели Серова, и жаловался ему, что никак не выходит. Реакция Серова на эти пробы мне очень понятна и близка. Когда работа была исправлена один раз, другой, третий, Серов сказал — хорошо, но все-таки не то, что было. И в этом — возвращение художника к началу. Серов говорит — у тебя получилось хорошо, но не то, что было — исправляй, делая лучше, ищи. И художник снова в своем поиске вынужден вернуться в исходное. Наверное это судьба мастера — все время искать, все время быть недовольным собой. Шемякин очень требовательный к себе художник и видно как много внимания он уделяет каждой работе, подчас переписывая ее, подчас оставляя какие-то фрагменты незаконченными, потому что до них он еще не дозрел и нужно время.</span><br> <span style="font-size: 14pt;"> </span><br> <span style="font-size: 14pt;"><b> - У Шемякина большое наследие. Чем вы руководствовались отбирая работы для выставки?</b></span><br> <span style="font-size: 14pt;"> </span><br> <span style="font-size: 14pt;"> - В очень многих, как региональных, так и центральных музеях нашей страны, хранятся полотна Михаила Федоровича Шемякина. И проблемой было не найти это наследие, а выбрать то, что мы хотим показать. Выставочные площади позволили разместить чуть более 50 произведений. Все работы форматные, крупные и выбрать именно эти 50 было тяжеловато. Но в итоге мы нашли компромисс — в каталоге, который издан к выставке, приведено гораздо больше произведений и самого Шемякина и его учителей, современников, друзей. Выбор этот велся на протяжении нескольких месяцев, необходимо было показать ключевые работы, портрет Абрикосова, о котором есть воспоминание и самого Шемякина и его сына и с которым связаны занимательные истории о том, как этот портрет писался. Эта работа уже более 70 лет хранится в Третьяковской галерее и не разу не экспонировалась, что в общем-то понятно — у Третьяковской галереи совсем другие задачи и они предоставили нам возможность эту работу явить публике первыми. Ряд других произведений первого ряда тоже попадали на эту выставку априори — серия гиацинтов, серия семейных портретов, портретов музыкантов — все это тщательно отбиралось. В выставке участвуют 13 регионов, а работа, которая попала на обложку каталога и стала лицевой, приехала из Белоруссии — из Минского государственного художественного музея. Это портрет натурщицы Веры Калашниковой, работа на мой вкус — удивительно тонкая, жемчужная, изящная, невероятно привлекательная и не отпускающая от себя. Хотелось показать Шемякина с лучшей стороны и сделать его художником, которого теперь запомнят, а для этого конечно надо было выбрать самое-самое. </span> </p>

Неизвестный Шемякин

Неизвестный Шемякин

Неизвестный Шемякин

Неизвестный Шемякин

Интересное по теме

Коллекционирование/Арт-рынок

Дорогое не покупают
14 октября 2024, 15:43

Коллекционирование/Арт-рынок

«Элитное вино» оказалось подделкой
21 октября 2024, 14:27

Музеи и выставки

Капсула времени: кем были стрельцы на самом деле
2 октября 2024, 08:56