51 антикварная галерея, 14 галерей современного искусства и 11 ювелирных домов представили в Манеже 1,5 тысячи произведений искусства высочайшего уровня, сказал на открытии выставки председатель ее оргкомитета Василий Бычков. «Мы даже не могли вообразить, что у наших участников где-то в закромах находились такие сокровища», – поделился он впечатлениями.
Среди старых мастеров на RA&AF есть такие имена, как Иван Айвазовский, Борис Кустодиев, Исаак Левитан, Константин Коровин, Александр Дейнека, Игнатий Нивинский, Станислав Жуковский, Николай Рерих, Александр Бенуа, Сергей Чехонин, Иван Шишкин, Владимир Маковский, Андрей Шильдер. Современный арт на выставке представляют Виталий Пушницкий, Арсен Савадов, Татьяна Подмаркова, Дима Ребус, Владимир Семенский, Игорь Шелковский, Алексей Алпатов.
По словам Бычкова, RA&AF – это новый проект, ориентированный как на российских, так и на зарубежных участников. В этом году в Москву произведения искусства привезли из США, Италии, Шотландии. Целью организаторов было показать в Москве лучшее из лучших в работах, которые находятся сегодня на рынке и, соответственно, могут быть приобретены как частными лицами, там и музеями. И поэтому первоначально выставку даже хотели назвать «Первые имена». Но позже переименовали ее в «Классическое и современное искусство» или Russian Art & Antique Fair. Несмотря на то, что список участников широк, организаторы столкнулись с необходимостью в последний момент сдвинуть сроки выставки, из-за чего получили около 10 отказов по участию от российских и зарубежных галерей, выразил сожаление Бычков. Но даже при таком стечении обстоятельств выставка, без сомнений, удалась и будет проводиться ежегодно.
Под одной крышей удалось собрать работы выдающихся мастеров прошлого, которые уже заинтересовали профессиональную аудиторию. Цены на произведения искусства находятся в большом диапазоне. Например, картину Ивана Айвазовского «Штиль» 1887 года предлагают к покупке за 850 тысяч долларов, работы Игнатия Нивинского за 100-200 тысяч долларов. При этом некоторые представленные частные коллекции сохраняют анонимность владельца. «Это нормально для антикварной ярмарки, особенно для России», - отметила директор выставки Наталья Корень.
Приятно, что организаторы выставки соединили классического и современное искусство вместе. Бычков привел любопытные данные: рынок современного искусства в США составляет 40% от всего объема рынка искусства, в Китае – 25%, в Великобритании – 24%, во Франции и Германии – порядка 5-6%. Интерес к покупкам предметов современного искусства в России гораздо ниже, но это наш рынок, и нужно его развивать, резюмировал он.
На вопросы «Культуромании» о представленном здесь творчестве современников ответил Андрей Паршиков, куратор выставки современного искусства Living Together.
- Представлены ли в Манеже зарубежные арт-галереи?
- Нашей задачей было показать именно современное российское искусство, поэтому здесь сегодня только российские галереи.
- Каких итогов выставки можно ждать? И какой диапазон цен присутствует?
- Цены очень разные. От 900 евро до 40-50 тысяч евро. Это зависит и от художника, и от качества работы, от материала работы – скульптура это, живопись или принт. Я надеюсь, что мы увидим здесь успешные коммерческие итоги.
- Какие работы вы выделяете сами?
- Их много. И я бы не стал выделять отдельно какие-то работы. Но могу отметить, что процентов тридцать из представленного мне особенно нравится.
- Как вы оцениваете степень интереса зарубежных коллекционеров к современному российскому искусству?
- Он увеличивается. Я вижу, что к русским художникам очень большой интерес на Западе. Это особенно заметно по проектам, которые развиваются в России в области современного искусства.
Стоит отметить, что на выставке есть очень сильные и качественные спецпроекты – это «Портреты российских монархов», «Ар Деко XX/20», «История одной коллекции». Назим Мустафаев, коллекционер и куратор специальной экспозиции «Ар Деко XX/20», представил на выставке часть своего собрания раритетной обуви и одежды, относящейся к 1920-1930-м годам. Этот период времени сам коллекционер характеризует «годами показного потребления», когда после Первой мировой войны людям захотелось свободы и новизны во всем, яркости, радости жизни. Поэтому вещи той поры – наполовину произведения искусства, с явной индивидуальностью, не проигравшей пока промышленным объемам производства.
- Скажите, почему для выставки вы выбрали именно этот период для экспонирования? Ведь у вас очень большая коллекция.
- Задачей организаторов было показать то, что искусство это не только то, что может висеть на стене или храниться под стеклом. Понятие искусства можно отнести и к обычным предметам потребления. К тому же период 1920-30-х годов наиболее выразительный в этом отношении. Если Вы посмотрите на платья, то заметите, что большинство из них достаточно простой формы. Но то, насколько это все богато декорировано бисером, стеклярусом, вышивкой, поражает. И в сочетании с красивой необычной обувью все это создает настроение. И поэтому задача нашей экспозиции – показать, что искусство имело практическую сторону применения и создавало настроение. Думаю, что такую одежду могли позволить себе далеко не бедные люди, потому что платья по большей части в хорошем состоянии и часто принадлежат к знаменитым домам моды. Но часть вещей делали и самостоятельно.
- Как вы думаете, были ли после этого времени подобные запоминающиеся периоды в моде?
- Наверно, нет. Я думаю, что Ар Деко был последним большим художественным стилем. И это не в смысле значимости, а в смысле распространенности стиля: и географической, и по областям применения. Ведь этот стиль был и в одежде, и в предметах мебели, архитектуре, в расцветках ткани. Кроме этого, Ар Деко вобрал в себя очень многие исторические и культурные эпохи.
Следующая выставка RA&AF запланирована на весну 2019 года. Как сказал глава оргкомитета Бычков, скорее всего, она состоится в апреле, потому что в этот месяц есть свободный промежуток времени между мировыми арт-событиями, а кроме этого, уже тепло, что делает транспортировку живописи гораздо более удобной.
Любовь Мартынова