Для начала мы спросили Наталию о том, что такое «модная кукла».
– «Модная кукла» – самый близкий перевод англоязычного термина fashion doll. Он обозначает куклу, изображающую манекенщика или манекенщицу. У нас ее обычно называют куклой Барби. Барби – модная кукла, выпускающаяся фирмой Mattel. Но в нашей стране все копировальные аппараты называют ксероксом, хотя они могут быть разных марок. У меня в коллекции представлены самые разные куклы очень разных производителей со всех концов мира. Это музей модной куклы как явления, которое возникло в 1959 году с появлением Барби.
– Почему вы стали собирать кукол?
– Наверное, потому, что я отношусь к поколению, для которого Барби была недостижимой мечтой. Родилась я в последние годы СССР, была ребенком восьмидесятых годов, и моя первая кукла формата Барби появилась в 1990 году. Это, естественно, была пластмассовая подделка – и даже не под саму Барби. Занявшись коллекцией и изучив этот вопрос, я нашла, как выглядел оригинал. Так я узнала, что являюсь счастливой владелицей копии итальянской модной куклы. Несмотря на то, что я очень активно играла с этой куклой, она сохранилась у меня в первозданном виде, в оригинальном платье. Даже туфли уцелели. Она тоже представлена в моем музее.
– Для кого работает музей?
– Целевая аудитория моего музея не дети, которым, в основном, все это сейчас неинтересно. Это люди примерно моего возраста, женщины за тридцать, может быть, за сорок. Те, кому родители в детстве говорили: «вырастешь, и будешь покупать такие куклы, какие хочешь. И столько, сколько захочешь…» Я – та девочка, которая купила себе столько кукол, сколько захотела. И продолжаю их покупать.
В двухтысячные годы, когда интернет-форумы были на пике популярности, внезапно выяснилось, что очень многие женщины моего возраста и старше с большим удовольствием собирают этих кукол. Шьют на них одежду, вяжут для них, создают интерьеры, снимают фотоистории: от мыльных опер до детективов.
Модная кукла, прежде всего, предназначена для того, чтобы ее переодевали, создавали для нее образы. Эта кукла стимулирует творчество, а вот для детской дошкольной игры она мало подходит. Ролевую модель дочки-матери такая кукла не дает. Она дает ролевую модель для подростков, и это модель построения отношений. Взрослым тоже интересно в это играть.
– У женщин за тридцать своя жизнь: дети, мужчины, карьера… При чем тут куклы?
– Отвечу встречным вопросом: чем обусловлен интерес женщин того же возраста к телесериалам?
– Это окно в другую жизнь.
– Куклы тоже окно в другую жизнь, с той разницей, что тут ты добавляешь и собственное творчество. Ты режиссер этого сериала: куклами занимаются те женщины, кому недостаточно быть пассивным зрителем. Хотя сюжетная игра увлекает не всех. Я несколько лет выстраивала сюжетные линии, в свободное время пыталась снимать истории. Но потом поняла, что мне интереснее заниматься дизайном кукольной одежды.
Я недостаточно талантливая швея, чтобы шить для себя, но придумать костюм для куклы, а потом его воплотить, достаточно просто. В какой-то момент я поняла, что мне интереснее систематизировать, коллекционировать, собирать информацию. От формата игры с куклой я перешла к изучению куклы – и создала музей.
– То есть человек переносит на куклу какую-то часть самого себя: одевая куклу, он проживает иную жизнь?
– Это очень распространенное заблуждение. Может, кто-то и переносит себя на куклу, но, по-моему, это миф. Переносит ли себя автор произведения на всех своих героев? Только отчасти. Персонажи бывают разными, он моделирует какие-то ситуации… Возможно, кто-то и создает подобным образом какой-то идеальный мир, но это не всегда так.
Зачем, к примеру, люди играют в компьютерные игры? Они просто отдыхают. Это хобби: кто-то любит вязать и вяжет кружевные салфеточки. В них была вся квартира моей бабушки, и это был кропотливейший труд, который требовал огромного усердия и времени, но кому это было надо, кроме нее? А мне иногда бывает приятно взять описание из интернета и связать какое-нибудь платье на куклу. Это ничем не отличается от любого другого хобби, и то, как порой его демонизируют, мне очень обидно. Никаких психических отклонений у людей, которые собирают кукол, нет.
Я знаю замечательную супружескую пару из Твери. Она дизайнер, он в свободное время увлекается работами по дереву. И они вместе создают прекрасные комплекты кукольной мебели: жена придумывает дизайн, муж производит. Это хобби, которое может приносить дополнительный доход: их кукольная мебель довольно дорого стоит. Я ее у них заказывала, когда снимала истории, действующими лицами которых были куклы.
У меня в коллекции есть платье на одну из кукол, которое было сделано на заказ нашей российской коллекционершей. Она в свободное от работы время делает такие кукольные платья, которые не отличить от оригинальных фирменных человеческих платьев. Они сшиты по всем правилам дизайнерской одежды. Но она не швея, а архитектор, проектирует многоэтажки.
Кто-то извлекает из своего увлечения куклами дополнительный доход. Для кого-то это бездоходное хобби. Но в любом случае это приложение творчества.
– Чем отличаются друг от друга куклы, кроме брендов?
– Под словом «кукла» могут подразумеваться абсолютно разные понятия. Есть куклы народные, интерьерные, театральные. Детские – для ролевой игры дочки-матери. Куклы-друзья для детей дошкольного возраста. Но это все не то, чем я занимаюсь.
Модная кукла, как я уже сказала выше, изображает человека, она максимально приближена к его анатомической правдоподобности. Хотя это не обязательно: у модной куклы может быть гипертрофирована длина ног, слишком узкая талия, как у Барби или слишком большая грудь…
Это кукла, предназначенная для переодевания, для демонстрации какого-то образа. Вот почему она модная. А мода может быть какой угодно. Можно сделать хоть исторические костюмы.
Помните, одно время были журналы, вместе с которыми продавались куколки из керамики? Там были дамы разных эпох, были куклы в народных костюмах. У меня есть некоторое количество этих кукол. К сожалению, они не предназначены для переодевания. Все эти красивые с виду костюмы просто склеенные прямо на кукле кусочки ткани. Это невозможно снять и надеть на другую куклу. Поэтому они не являются модными куклами.
– У вас в коллекции куклы разных производителей и разные национальные куклы: от США до Китая. Есть ли между ними разница?
– Я не могу сказать, что тут есть какой-то национальный тренд. Хотя азиаты не любят делать узкие глаза, в их культурах считается, что большие глаза очень красивы. В Восточной Азии некоторые правительства даже пытаются запретить операции по увеличению глаз. Они никогда не рисуют себя с узкими глазами, самыми красивыми актерами у них считаются большеглазые актеры. Если мы видим куклу-азиатку с азиатским разрезом глаз, то она произведена где-нибудь в Америке. Одни из самых большеглазых модных кукол те, которые китайцы делают для себя.
Особых национальных трендов нет, но есть легко отличимые, выделяющиеся бренды.
Очень креативна компания MGA. Эта американская фирма, являющаяся основным конкурентом производителя Барби Mattel, бесконечно с ним судится. Mattel постоянно подает на MGA в суд – из-за того, что те у них идеи украли. Или от них перебежчик к конкуренту ушел. Или еще что-нибудь в таком же роде. Дело в том, что MGA уводит у Mattel прибыль.
У MGA очень необычный подход к производству, не столько самих кукол, сколько аксессуаров. Они полностью ухватили тренд: «модная кукла – это про моду». Сама кукла от MGA может быть, как многим кажется, страшненькой, но каждая деталь ее одежды сшита по всем правилам. С подкладочкой, с правильно обработанными швами, носочками и колготочками. У меня дух захватывает от того, какая это тонкая работа. Но это, конечно, не для маленьких детей, которые такого не оценят. С моей точки зрения, это шедевры. Они стоят достаточно дорого, но я не жалею ни копейки на них потраченной. Я каждый раз восхищаюсь, когда беру в руки эти произведения кукольного искусства.
Это человеческая одежда в миниатюре, яркая и многодетальная, здесь продумано все до мелочей. Mattel может на них сколько угодно в суд подавать, но их дизайнерам такое и не снилось
– Одна из ваших экскурсий называется «Как производители модной куклы реагировали на общественную критику их продукции». Как именно общественность критиковала куклу?
– Вспомните очень знаменитую тему о том, что Барби нужно запретить, потому что эта кукла учит девочек плохому, и те становятся анорексичками.
Одна девушка сделала себе несколько пластических операций, чтобы у нее лицо стало, как у Барби. Других таких девушек не было, «звезды» делают себе десятки пластических операций. Но о «звездах» все забыли. Многие мамы решили, что их дочкам нельзя иметь Барби, потому что они тоже себя изуродуют.
А еще бдительная общественность обнаружила куклу-гомосексуалиста там, где тот и не подразумевался.
– Где она его обнаружила?
– В одном из Кенов восьмидесятых годов. Среди его украшений заметили аксессуар, который у гомосексуалистов что-то может означать. Те, кто был не в теме, ничего такого и не подозревали, но бдительные люди рассказали об этом всем.
– Какова была судьба этого Кена?
– Его сняли с производства. Теперь он коллекционная редкость.
– Он подорожал?
– Да!
– Ему повезло. Но это скандал восьмидесятых годов, теперь на Западе его бы с производства не сняли.
– Новейшие скандалы связаны с бесконечными судебными процессами между Mattel и MGA. В погоне за прибылью они пытаются докопаться неизвестно до чего.
– Пополнение коллекции и содержание музея, наверное, стоит бешеных денег?
– Содержание музея не так дорого, это просто аренда помещения. Все равно эту коллекцию надо где-то держать, из дома она меня уже выжила. Хотя если бы это было мое единственное хобби, наверное, куклы бы так у меня дома и стояли… Но несколько лет назад я еще увлеклась и разведением рептилий, и теперь у меня дома везде живые ящерицы.
– Они как-то ограничены в своих передвижениях или находятся на свободном выгуле?
– Ограничены, но их четыре стеллажа. Полки надо было освободить для террариумов. Так возник вопрос, что для коллекции нужно отдельное помещение.
Алексей Филиппов
Фото: предоставлено Наталией Тарановой, публикуется с ее согласия