Тема старой, ушедшей Москвы чрезвычайно популярна последние несколько лет. Выходят книги, посвященные воспоминаниям о Москве, проходят тематические выставки. Выставка “Город и люди. Москва в графике ХХ века” продолжает тему изучения и фиксации старой Москвы. Со слов организаторов, задача экспозиции - отразить личный взгляд художников, творцов на Москву на протяжении всего советского периода существования города. И графика как вид изобразительного искусства очень подходит для этого - в рисунке, в акварели художники представляют свой очень личный, интимный взгляд на город.
Заведующая отделом графики ХХ века Александра Струкова отметила, что не все работы, представленные на выставке, равнозначны по своему художественному значению, поскольку главной задачей кураторов было представить материал как можно полнее во всем его многообразии, чтобы в первую очередь передать восприятие Москвы в тот или иной период истории города.
По ее словам, пройдя по выставке можно проследить всю советскую историю города. Облик Москвы 20-х годов представлен на выставке видами улиц и панорамами города в графических сериях В. А. Фаворского и Н. М. Чернышёва. Послереволюционная Москва - город, переживший существенные катаклизмы - полуразрушенный, обезлюдевший и мрачный. Рисунки А. Ф. Софроновой представляют Москву эпохи НЭПа с ее толкучими рынками, уличными типажами. В 30-е годы художники показывают как существенно меняется образ города - глобальное строительство подземных дворцов метро, расширение магистралей. Такие мастера, как Д. Б. Даран, Н. В. Кузьмин, А. А. Лабас, Т. А. Лебедева, пытались передать ускоренный ритм московской жизни с помощью приемов острого динамичного рисунка и повышенного светотеневого контраста, но выглядят это несколько зловеще. 40-е годы представлены на выставке монументальной военной серией А. А. Дейнеки, выполненной уже после войны в 1946-1947 годах. Эпоха оттепели - крупноформатными гравюрами Г. Ф. Захарова - “широкоформатными”, гигантскими, эпическими по своему масштабу пейзажами и подробными сценами из городской жизни. В 1970-е годы Москва, становясь конгломератом разнородных территорий, постепенно ушла из поля зрения художников как некое целое. Для 70-х годов характерно перемещение общественной жизни в закрытые помещения - художники все чаще рисуют открытие каких-то выставок и т. п. К концу советской эпохи уже и такая Москва становилась “уходящей натурой”.
О выставке “Культуромании” рассказала куратор Екатерина Архипова.
- Как отношение художника к городу отражается в представленных работах?
- Когда мы отбирали произведения для выставки, то, даже не зная точной датировки, уже понимали какие это годы. Детали дают зрителю практически безошибочное представление о том, в какой период было создано произведение, потому что графика - очень личный вид искусства. Это быстрая техника - в отличии от более официального масла, и она отражает сиюминутное настроение художника. Каждое графическое произведение окрашено личным отношением автора - к городу, к какой-то ситуации. Например, на рисунках Николая Чернышева и Валентины Сафроновой - мы видим уличные сценки, очереди за керосином. В те годы это было постоянным явлением - стояли в очередях и в тридцатые и позднее. И характер автора тоже виден в каждом произведении. Например, личное отношение Сафроновой к москвичам. Мы заметили, что людей, к которым она проявляет сочувствие, художник очерчивает легкими волнистыми контурами - по крайней мере, так мы интерпретируем это для себя.
Меня потрясло одно открытие когда я работала над военным разделом. В те годы нельзя было выйти на улицу с планшетом, чтобы что-то нарисовать - художника сразу причислили бы к шпионам. Маврина, гуляя по городу, что тоже было небезопасно в военное время, брала с собой маленькие кусочки бумаги и не глядя делала в кармане зарисовку. Потом, придя домой, она по памяти восстанавливала сюжет зарисовки и делала совершенно чудесные вещи - настолько эмоционально окрашенные любовью к городу, что глядя на них, даже не сразу понимаешь, что это военное время. И большинство произведений, представленных на выставке, пронизаны определенным настроем - любовью, тревогой и т.п. У Дейнеки тоже совершенно потрясающая серия, написанная уже после войны, в которой он сохранил впечатления о страшных событиях. В одном из графических листов мы видим зловеще повисшие над городом заградительные аэростаты и яркую красную полосу огня на горизонте, которая дает отсвет на Большой театр. Но даже в такой страшной сцене Дейнека видит красоту - момента, природы, города.
- Менялся ли художественный стиль графических произведений вместе со сменой эпох, обликом города?
- Самоощущение человека менялось в каждую эпоху. Облик города стал изменяться в 30-е годы, во время Сталинских реноваций - перестраивались все деревянные мосты, увеличивались набережные. Вторая волна была уже в послевоенное время - когда расширялись улицы. И как раз тогда появились “широкоугольные” произведения Захарова и Черемушкина - это такой “широкоформатный” взгляд на пространство. В 30-е годы графические произведения стали более яркими - люди немного отошли от революционных событий, почувствовали себя посвободнее. То же самое мы наблюдаем в послевоенный период. Произведения 50-х годов отличаются спокойствием - тихие улицы, яркие, радостные оттенки. На всех очень повлияло освоение космоса, что, конечно, тоже отразилось на художественном творчестве.
Все эти детали транслируются на протяжении всей выставки. И даже когда идешь по ней - понимаешь - вот тяжелое время, а вот - ужасы войны отошли и люди ощущают себя иначе. И этим графика и интересна - в ней абсолютно все передается и можно увидеть очень интересные делали.
Фото: Ольга Степанова/Государственная Третьяковская галерея