Увлечение фарфором может быть и элитарным, и народным
Петербургский музей фарфора и шахмат основан на частной коллекции Германа Александрова. Обычно коллекция строится вокруг какого-то одного направления, здесь же заметно иное. О том, с чем это связано, мы спросили у директора музея Ивана Егорова.
- Можно относиться к нашему собранию, как к двум разным коллекциям. Первая состоит из шахмат, ключевое здесь то, что они сделаны из фарфора. Такой коллекции больше нет нигде в мире. Витрины здесь тематические: для того, чтобы подчеркнуть автора или завод, где были созданы шахматы, в них находятся и другие произведения из фарфора. Экспонируется в пяти залах.
Второе наше направление – коллекция современного авторского фарфора. Это послевоенный советский фарфор, с середины ХХ века до наших дней. Он экспонируется в других залах. Исключение составляют довоенные произведения тех или иных авторов, это помогает подчеркнуть многообразие их творчества. В этой экспозиции витрины тоже тематические, они посвящены художникам и заводам, направлениям и другим темам.
Еще у нас была временная выставка «Фарфор частных заводов Российской Империи XVIII-XIX, начала ХХ веков» которая потом стала частью постоянной экспозиции.
Коллекция нашего музея постоянно пополняется, соответственно, меняется и экспозиция. Да так быстро, что мы не успеваем ставить новые этикетки.
Музей ведет и исследовательскую деятельность. Если к нам поступают предметы, о которых нет информации, мы определяем время, находим автора и завод.
- Когда появились первые фарфоровые шахматы? Они изначально были эксклюзивными, нетиражными вещами?
- Фарфор изначально — китайская технология, в Европе ее разработали только в 1708. Тогда же появилась первая фарфоровая мануфактура в Мейсене, а первые фарфоровые шахматы, насколько я знаю, были созданы в 1750 году. Назывались они «Турки против мавров». Выпустили их на Мейсенской фарфоровой мануфактуре. У фарфоровых шахмат сложная технология изготовления. Более того, каждая фигура – отдельная скульптура. Кроме формы она имеет роспись, это плод вдохновения и скульптора, и художника. А все тридцать две фигуры – скульптурная композиция. Для этого бывает достаточно нескольких фигурок, полный комплект необязателен.
Но фарфор, в принципе, тиражная технология. Что-то, наверное, делалось в единичных экземплярах, однако сам материал предполагает массовость. Насколько большие были тиражи у фарфоровых шахмат в XVIII веке, я сказать не могу, а сейчас все очень по-разному. Есть шахматы, сделанные в единичном экземпляре. Есть малотиражные – до пяти-десяти экземпляров. У нас есть шахматы современного художника Михаила Сорокина, и я знаю о двух экземплярах. Один находится в музее – в Эрмитаже при Императорском заводе, а второй — у нас.
В семидесятые-восьмидесятые годы многие фарфоровые шахматы были достаточно многотиражными и на Ленинградском, и на Кисловодском фарфоровом заводе. При этом фарфор — хрупкий материал, поэтому фарфоровые шахматы малоутилитарны. Они были востребованы в качестве сувенира. У нас есть великолепный интерьерный экспонат с шахматами, стоящими на золоченом шахматном столе.
- Существует ли коллекционерское сообщество людей, собирающих фарфор?
- Среди коллекционеров фарфора очень много направлений – даже если мы не имеем в виду фарфоровые шахматы. Кто-то собирает сервизы, кто-то сливочники всех вариантов росписи… Но те, кто всерьез собирают фарфор, знают друг друга, общаются, делятся информацией, меняются, если у них в коллекциях появилось что-то, с их точки зрения, лишнее.
В нашем музее проводятся временные выставки, которые, как правило, посвящены работам каких-то художников по фарфору. На них часто бывают представлены предметы, принадлежащие другим коллекционерам, с ними договаривается владелец коллекции и основатель нашего музея Герман Алексеевич Александров. Мир коллекционеров фарфора, как видите, существует, как сообщество, и отношения внутри него достаточно тесные и теплые.
- Велика ли инвестиционная привлекательность коллекционирования фарфора?
- Фарфор как вино, чем он старше, тем дороже. Вещи, которые в шестидесятые (и более ранние) годы прошлого века были тиражными, в девяностые, когда жизнь ухудшилась, продавались за копейки. А сейчас они стоят очень серьезных денег. К тому же фарфор хрупок. Старого фарфора становится все меньше.
Есть уникальные вещи, авторские работы, расписанные самим художником, те, на которых стоит его подпись. Это оригиналы, такие вещи более ценны среди коллекционеров, чем вещи тиражные.
Фарфор фактически не изнашивается. Могут быть утраты, но порой они специально не реставрируются, чтобы показать, что это старая вещь. Иногда реставрация, особенно малокачественная, портит внешний вид предмета. Да и роспись фарфора – это мое личное мнение! – иногда искажает изначальную чистоту форм.
- Какие ценовые строчки фарфор занимает на международных аукционах?
- В 2017 году на аукционе Sotheby's в Гонконге небольшая чаша для мытья кистей, относящаяся к династии Северная Сун (960—1127 годы) была продана за 37 миллионов 700 тысяч долларов.
Набор фарфоровых шахматных фигур «Красные и белые» художницы Натальи Данько, в 1922 году выпущенный на бывшем Императорском фарфоровом заводе, в 2019-м был продан на аукционе Christie’s за 75 тысяч фунтов. Сейчас это 9 157 500 рублей. В 2020-м аукционный дом Bonhams продал такой же лот за 47 тысяч 750 фунтов.
В нашей стране цена современных тиражных наборов фарфоровых шахматных фигур, которые можно купить в интернет-магазинах, колеблется вокруг полумиллиона рублей.
- Связаны ли отечественное и западные сообщества коллекционеров фарфора или сейчас эти связи пострадали?
- Раньше отечественные коллекционеры фарфора интересовались западными аукционами, что происходит сейчас, мне сказать сложно. Но и в России проходит масса художественных аукционов с очень интересными, уникальными фарфоровыми вещами.
- Коллекционирование фарфора элитарное занятие? Можно ли представить собирательный портрет современного отечественного коллекционера фарфора – хотя бы социальный?
- Надо отличать коллекционирование от собирательства. К нам в музей приходят люди, интересующиеся фарфором, многое знающие, но на вопрос: «вы коллекционер?», отвечающие:
- Нет. Мы кое-что собираем.
Ключевое здесь – что именно человек собирает. Если собирать красивые современные сервизы, которые тебе нравятся, то на такое увлечение хватит средней зарплаты. А, к примеру, на агитационный фарфор двадцатых годов прошлого века потребуются совсем другие деньги. Тут уже все серьезно.
Владимир Некрасов, бывший владелец компании «Арбат-Престиж», собирал фарфор, фарфор собирал Петр Авен. А Народный музей советского фарфора в кафе Ex:Libris принадлежит играющему на губной гармошке музыканту Вовке Кожекину, лидеру группы «Станция Мир». В его музее представлен советский фарфор шестидесятых годов, времен хрущевской «оттепели», который еще недавно просто выбрасывали.
Социальный портрет коллекционера фарфора связан с тем, что именно он собирает. А многих людей даже собирателями не назовешь – они просто покупают тот фарфор, который им кажется красивым.
Увлечение фарфором может быть и элитарным, и народным, и коллекционированием, и собирательством, и просто велением души. Но это всегда прекрасное, украшающее и обогащающее жизнь дело.
Алексей Филиппов
Фото: Редакция