В екатеринбургском Ельцин-центре, где этот проект был представлен в 2020 году, экспозицию открывала телега – конечно, не та самая, на которой везли по вятским городам холсты Кандинского и Фешина, пересыпанные сеном, но ее точная копия. Телега нужна была, чтобы очертить контекст истории, произошедшей в Вятской области в голодном 1921 году.
На языке войны авангард – это передовой отряд, часть войска, которая находится впереди главных сил. В послереволюционные годы власти новой России видели в художниках-авангардистах союзников, их работы в большом количестве закупались государственной комиссией для организации художественных мастерских в российской глубинке.
Передвижные выставки, организованные в Вятской губернии местными энтузиастами – часть этого прекрасного плана. Выставки должны были переезжать из города в город, знакомя жителей с революционным искусством. Анастасия Винокурова, координатор экспозиции «На телеге в XXI век», которая будет открыта в Музее русского импрессионизма с 3 февраля до 22 мая, уточняет, что выставок было три, и проведены они были с недюжинным размахом.
- На первой передвижной, которая открылась 18 апреля 1920 года, показывали сорок четыре произведения девятнадцати авторов, в основном это были местные, вятские живописцы. Во второй выставке, которая открылась спустя полгода, 7 ноября 1920-го, в городе Советск, участвовали двадцать восемь художников со ста девяносто пятью произведениями. Третья передвижная выставка Советского районного подотдела Главмузея, открывшаяся в октябре 1921 года, объединяла более трехсот произведений шестидесяти двух художников, в том числе работы Николая Фешина и его учеников из Казанского художественного училища, эксперименты с фовизмом Ильи Машкова и беспредметные композиции Родченко и Кандинского.
Телега, которая в Музее русского импрессионизма тоже будет частью экспозиции, но не в виде муляжа, как в Ельцин-центре, а в мультимедийном варианте, появилась, когда выставку начали собирать в дорогу, чтобы показать в других городах Вятской губернии: Царевосанчурске, Малмыже, Уржуме, Нолинске, Вятке. Но довезли, как говорит Анастасия Винокурова, только до Яранска.
- Везли на том, что было, то есть на телегах, в качестве упаковочного материала использовали сено. Между Советском и Яранском где-то около восьмидесяти километров, местность довольно холмистая, и путь был нелегкий. В Яранске передвижная выставка открылась в ноябре 1921 года и прошла очень хорошо, по отчетам, ее посетили 2666 человек. Учитывая, что по первой Всероссийской переписи населения 1926 года в Яранске жило шесть тысяч человек, получается, что половина жителей города побывали на выставке.
С позиций сегодняшнего дня подлинность отчетов вызывает некоторое сомнение – осенью 1921 года в Вятской области начался повальный голод, вызванный неурожаем и последствиями проводимой большевиками политики. В этих местах он был не так страшен, как в Поволжье, но народ массово бежал в более благополучные края, распродавая все движимое и недвижимое имущество. Все пути – по железной дороге и по воде – были заняты беженцами. По отчету Яранской Упомгол (уездной комиссии помощи голодающим) осенью 1921 года из уезда выехало 7055 человек. В такой ситуации вывезти из Яранска картины было невозможно, поэтому их оставили в местном музее, который в то время назывался Музеем искусства и старины. Часть из них была возвращена авторам, прежде всего художникам из соседней Казанской губернии. Остальные зависли в Яранске надолго. Вспомнили про них только в середине шестидесятых, – рассказывает Анастасия Винокурова.
- В 1965 году специалисты из Кировского художественного музея вывезли из Яранска семьдесят семь произведений художников- авангардистов. Вещи Родченко, Машкова, Фешина, крупные работы до сих пор хранятся в этом музее. Работы Кандинского были поделены между Яранском и Кировском пополам. Все, что было в 1965 году привезено из Яранска, мы показываем на нашей выставке. Кроме того, мы привозим вещи, оставшиеся в Яранске – замечательные работы Кандинского, Родченко, Федоровского, Лазарева.
Конечно, собрать все работы – по каталожному списку их триста двадцать две –не представляется возможным. Так же, как было с выставкой русского искусства в Америке, каталоги предельно скупы: указано имя художника и его работы. Могут быть перечислены, скажем, пять натюрмортов без указания размера и техники. Кураторам удалось найти примерно половину произведений.
Выставка в Музее русского импрессионизма объединяет сто пятьдесят произведений пятидесяти пяти художников и отдельный интерактивный спецпроект, подготовленный в партнерстве с арт-логистической компанией Fineartway.
Проект, посвященный современным правилам транспортировки произведений искусства, расскажет о процессах, которые остаются вне поля зрения публики — от упаковки и перевозки картин до монтажа и демонтажа экспозиций.
Посетители музея узнают, почему климатические ящики могут стоить несколько десятков тысяч рублей, как безопасно транспортировать хрупкую гипсовую скульптуру, картину на холсте или графический лист под стеклом, и почему перевозка искусства — это тоже искусство.
Татьяна Филиппова
Фото: предоставлено организаторами выставки