Музыка Вселенной в галерее “Угол”

Коллекционирование/Арт-рынок

Музыка Вселенной в галерее “Угол”
29 Января 2018, 10:55
Московская галерея “Угол” представила необычный проект. В небольшом помещении, в полутьме, из разных точек раздаются звуки похожие на волны, пришедшие из космоса. Слушателям предлагают “Забыть лишнее - вспомнить важное” - таков основной посыл этого звукового аттракциона, который называется ПРОЕКТ “12”

Московская галерея “Угол” представила необычный проект. В небольшом помещении, в полутьме, под мерцание лазеров, эквалайзеров и лампочек акустических систем из разных точек раздаются звуки похожие на волны, пришедшие из космоса. Эту странную “музыку сфер” можно послушать лежа или сидя, она успокаивает, расслабляет, погружает, затягивает в себя. В этом звуковом созерцании можно провести довольно долгое время. Постепенно начинаешь осознавать, что сочетания звуков не повторяются. Создатели проекта утверждают, что сочетания звуковых тонов действительно разнообразны - компьютерная программа, создающая их, исключает повторение на протяжении пяти миллионов лет. Слушателям предлагают “Забыть лишнее - вспомнить важное” - таков основной посыл этого звукового аттракциона, который называется ПРОЕКТ “12”.


Осенью проект с успехом был представлен на “Винзаводе”. Сейчас он продолжает свой миллионнолетний звуковой поток в галерее “Угол”. Вот что рассказал один из его создателей - художник Александр Маргорин.

Александр, расскажите, пожалуйста, что это за проект и как он возник?

Идея проекта принадлежит художнику и архитектору Юрию Поповскому. Он имеет свое мнение об этом, у меня свое видение... Этот проект ни в коем случае не музыкальный. Это не музыка в общепринятом понимании слова, здесь нет места эмоциям и переживаниям конкретного автора. “Музыка”, которую мы представляем - это вневременная вещь. Она не имеет музыкальных фраз, в ней не содержатся никакие музыкальные идеи, приемы. Хотя в основе лежит отобранный человечеством звуковой ряд из 12 музыкальных тонов первой октавы. Да, эти звуки связаны с человеческим вокальным и слуховым аппаратом, но при этом мы стремились к тому, чтобы в остальном полностью исключить из этого звукоряда все человеческое, главной задачей было позволить звуку жить самостоятельно.

Как технически это осуществляется?

При помощи компьютерных звуковых карт можно извлечь чистый осциллографический звук. Мы задаем частоту ля - она известна, как и до и ре и диезы. Все эти частоты в программе разводятся по 12 каналам, то есть у каждой частоты от до до си бемоль свой канал. Мы поставили в помещении двенадцать колонок акустической системы и каждая издает непрерывный поток звука. Эти 12 звуков живут и звучат одновременно, но с разной громкостью. Благодаря этому единственному секрету все это можно слушать. Одни тоны звучат громче, а другие тише, и наш слух невольно воспринимает эти перемены как какие-то интервалы и переливы.

Каким образом задаются доминирование или уход в тень того или иного звука?

Звуковая волна имеет физическую длину. Зная частоту волны - а у каждой ноты она своя - можно узнать чему равна длина звуковой волны в метрах. Период звуковой волны — это время, вернее, наименьший промежуток времени, через который система, соверша­ющая колебания, снова возвращается в то же состояние, в котором она находилась в начальный момент времени, выбранный произвольно - в нашем случае в состояние полной тишины. Мы здесь измеряем его в минутах. Длина волны - расстояние между любыми ближайшими точками, колеблющимися в одинаковых фазах, она-то и связана чудесным образом с «частотой» каждого музыкального тона (количество колебаний в секунду). Например, для ля первой октавы — 440 Гц — 0,78 метра.

Юрий Поповский волевым решением перевел метры в минуты. Мы просто соотносим длину волны и продолжительность нарастания и затухания звука. Законы, по которым можно запустить такой процесс могут быть самыми разными. Важно то, чтобы звук можно было бы выводить на максимум и убирать, то есть чтобы было колебание уровня и это колебание должно соответствовать частоте. И что касается длины волны - это абсолютная величина, а что касается минуты - это величина довольно условная. И что мы видим в итоге? Я запускаю компьютер, программу и на этом моя исполнительская работа заканчивается - звуки одновременно оживают, а дальше они начинают нарастать громче и громче - все 12. Первые секунды 5-миллионного отрезка времени пошли...

Период повторения 5 миллионов лет? Это похоже на запуск Вселенной...

Они вернутся в ноль через 4,8 миллиона лет. Да, это похоже и на запуск Вселенной, но лично я отношусь к этому как к интерпретации музыки сфер. Сферы вращаются - одна вложена в другую и издают звук - все. Этот звук просто существует - это кирпичи, которые живут сами по себе, а не для того, чтобы из них строили дома. И этот звук не имеет какого-то адресата - он не адресован и человеку, хотя он и воспринимается им.

Какова философия и цель этого проекта?

Философия у нас такая - звук влияет на человека. Вообще вселенная произошла по некоторым версиям в результате некоторого первичного звука, который был произнесен. Так или иначе, звук улавливается живыми организмами и воздействует на них. Это прежде всего вибрация, колебание, а любые колебания влияют на нас и тем более музыкальные тоны к которым человек испытывает особую симпатию - он питается ими всю жизнь - с детства до самой смерти. И сочетание этих колебаний, их интерференция, очевидно как-то - никто не знает как - влияет на человеческий организм. На внутриклеточные обмены, на артериальное давление, на психику. Я это интерпретирую как некий кейген генератор. Мне не разу не приходилось взламывать код программы с помощью кейген генератора, но это похоже на бесконечный подбор отмычки к чему-то важному - может быть это вредно, может быть это полезно, но в любом случае это очень важно. Можно только гадать и фантазировать о том, какую дверцу откроет этот ключ. Например, наш основной жизненный цикл, связанный с процессом взросления, старения и смерти… А вдруг удастся изменить его направление, начать процесс омоложения, например? Ведь на самом деле мы ничего не знаем об этих процессах. За пять миллионов лет - из тех людей кому повезет дожить (из последующих поколений), может кто-то наткнется на такое сочетание звуковых тонов, которое обессмертит человека, который его услышит, а может быть мгновенно убьет. Но я не хотел бы всерьез говорить о какой-то конкретной преследуемой нами цели, тем более, что такой цели нет. При этом можно говорить о подборе какого-то такого сочетания, которое приведет к необычному результату.

Как эти звуки воспринимаются людьми, которые приходят сюда?

Этот момент чисто потребительский. Я например очень хорошо засыпаю под эту музыку. И не только я - когда мы представляли наш проект на “Винзаводе” к нам приходила молодежь, в основном пары - парень и девушка. Я заметил, что парни лучше воспринимают - глубже, вдумчивее - они подолгу слушают, задают вопросы. А девушки быстро выходят из звуковой камеры - они понимают всё по-своему быстро, им это становится неинтересно - им кажется, что это шум какой-то вредный. А ребята балдеют, я заметил, они могут отключаться. Парни меня спрашивали - а нельзя ли скачать это на телефон чтобы засыпать, например, под эти звуки. И это хорошая мысль - под эту музыку очень хорошо расслабляться - сначала ты немного размягчаешься, расслаиваешься, потом эту муть сливаешь и остается самая тяжелая твоя фракция, основная.
Человек должен прийти и почувствовать в этом что-то для себя нужное и приятное, расслабиться. Наша депривация - “забыть лишнее, вспомнить важное”. По-моему, для человека естественно слушать нечто такое на протяжении всей его жизни.

Галерея “Угол” - это частная инициатива художников, с 90-х годов участвующих в различных проектах современного искусства, в том числе: Термен-центр при Московской государственной консерватории; Движение «за Анонимное и Бесплатное Искусство» (зАиБи); Арт-группа «Слепые»; Международный Канский видеофестиваль.
Экспозиции Галереи, по замыслу ее создателей — “искусство, свободное от авторского произвола, живущее по собственным внутренним законам”. Оно возникает из резонанса двух самодостаточных систем — пространства и зрителя, где пространство первично. Галерея «УГОЛ» представляет интересы пространства.

Ольга Степанова
Подпишитесь на наш телеграм-канал, чтобы всегда быть в самом центре культурной жизни

Музыка Вселенной в галерее “Угол”

<h2>Московская галерея “Угол” представила необычный проект. В небольшом помещении, в полутьме, под мерцание лазеров, эквалайзеров и лампочек акустических систем из разных точек раздаются звуки похожие на волны, пришедшие из космоса. Эту странную “музыку сфер” можно послушать лежа или сидя, она успокаивает, расслабляет, погружает, затягивает в себя. В этом звуковом созерцании можно провести довольно долгое время. Постепенно начинаешь осознавать, что сочетания звуков не повторяются. Создатели проекта утверждают, что сочетания звуковых тонов действительно разнообразны - компьютерная программа, создающая их, исключает повторение на протяжении пяти миллионов лет. Слушателям предлагают “Забыть лишнее - вспомнить важное” - таков основной посыл этого звукового аттракциона, который называется ПРОЕКТ “12”.</h2> <br> <span style="font-size: 14pt;">Осенью проект с успехом был представлен на “Винзаводе”. Сейчас он продолжает свой миллионнолетний звуковой поток в галерее “Угол”. Вот что рассказал один из его создателей - художник <b>Александр Маргорин</b>.</span><br> <span style="font-size: 14pt;"> </span><br> <b> </b><span style="font-size: 14pt;"><b> Александр, расскажите, пожалуйста, что это за проект и как он возник?</b></span><br> <span style="font-size: 14pt;"> </span><br> <span style="font-size: 14pt;"> Идея проекта принадлежит художнику и архитектору Юрию Поповскому. Он имеет свое мнение об этом, у меня свое видение... Этот проект ни в коем случае не музыкальный. Это не музыка в общепринятом понимании слова, здесь нет места эмоциям и переживаниям конкретного автора. “Музыка”, которую мы представляем - это вневременная вещь. Она не имеет музыкальных фраз, в ней не содержатся никакие музыкальные идеи, приемы. Хотя в основе лежит отобранный человечеством звуковой ряд из 12 музыкальных тонов первой октавы. Да, эти звуки связаны с человеческим вокальным и слуховым аппаратом, но при этом мы стремились к тому, чтобы в остальном полностью исключить из этого звукоряда все человеческое, главной задачей было позволить звуку жить самостоятельно. </span><br> <span style="font-size: 14pt;"> </span><br> <span style="font-size: 14pt;"> <b>Как технически это осуществляется?</b></span><br> <span style="font-size: 14pt;"> </span><br> <span style="font-size: 14pt;"> При помощи компьютерных звуковых карт можно извлечь чистый осциллографический звук. Мы задаем частоту ля - она известна, как и до и ре и диезы. Все эти частоты в программе разводятся по 12 каналам, то есть у каждой частоты от до до си бемоль свой канал. Мы поставили в помещении двенадцать колонок акустической системы и каждая издает непрерывный поток звука. Эти 12 звуков живут и звучат одновременно, но с разной громкостью. Благодаря этому единственному секрету все это можно слушать. Одни тоны звучат громче, а другие тише, и наш слух невольно воспринимает эти перемены как какие-то интервалы и переливы.</span><br> <span style="font-size: 14pt;"> </span><br> <b> </b><span style="font-size: 14pt;"><b> Каким образом задаются доминирование или уход в тень того или иного звука?</b></span><br> <span style="font-size: 14pt;"> </span><br> <span style="font-size: 14pt;"> Звуковая волна имеет физическую длину. Зная частоту волны - а у каждой ноты она своя - можно узнать чему равна длина звуковой волны в метрах. Период звуковой волны — это время, вернее, наименьший промежуток времени, через который система, соверша­ющая колебания, снова возвращается в то же состояние, в котором она находилась в начальный момент времени, выбранный произвольно - в нашем случае в состояние полной тишины. Мы здесь измеряем его в минутах. Длина волны - расстояние между любыми ближайшими точками, колеблющимися в одинаковых фазах, она-то и связана чудесным образом с «частотой» каждого музыкального тона (количество колебаний в секунду). Например, для ля первой октавы — 440 Гц </span><span style="font-size: 14pt;">— 0,78 метра.</span><br> <span style="font-size: 14pt;"> </span><br> <span style="font-size: 14pt;"> Юрий Поповский волевым решением перевел метры в минуты. Мы просто соотносим длину волны и продолжительность нарастания и затухания звука. Законы, по которым можно запустить такой процесс могут быть самыми разными. Важно то, чтобы звук можно было бы выводить на максимум и убирать, то есть чтобы было колебание уровня и это колебание должно соответствовать частоте. И что касается длины волны - это абсолютная величина, а что касается минуты - это величина довольно условная. И что мы видим в итоге? Я запускаю компьютер, программу и на этом моя исполнительская работа заканчивается - звуки одновременно оживают, а дальше они начинают нарастать громче и громче - все 12. Первые секунды 5-миллионного отрезка времени пошли...</span><br> <span style="font-size: 14pt;"> </span><br> <b> </b><span style="font-size: 14pt;"><b> Период повторения 5 миллионов лет? Это похоже на запуск Вселенной...</b></span><br> <span style="font-size: 14pt;"> </span><br> <span style="font-size: 14pt;"> Они вернутся в ноль через 4,8 миллиона лет. Да, это похоже и на запуск Вселенной, но лично я отношусь к этому как к интерпретации музыки сфер. Сферы вращаются - одна вложена в другую и издают звук - все. Этот звук просто существует - это кирпичи, которые живут сами по себе, а не для того, чтобы из них строили дома. И этот звук не имеет какого-то адресата - он не адресован и человеку, хотя он и воспринимается им. </span><br> <span style="font-size: 14pt;"> </span><br> <b> </b><span style="font-size: 14pt;"><b> Какова философия и цель этого проекта?</b></span><br> <span style="font-size: 14pt;"> </span><br> <span style="font-size: 14pt;"> Философия у нас такая - звук влияет на человека. Вообще вселенная произошла по некоторым версиям в результате некоторого первичного звука, который был произнесен. Так или иначе, звук улавливается живыми организмами и воздействует на них. Это прежде всего вибрация, колебание, а любые колебания влияют на нас и тем более музыкальные тоны к которым человек испытывает особую симпатию - он питается ими всю жизнь - с детства до самой смерти. И сочетание этих колебаний, их интерференция, очевидно как-то - никто не знает как - влияет на человеческий организм. На внутриклеточные обмены, на артериальное давление, на психику. Я это интерпретирую как некий кейген генератор. Мне не разу не приходилось взламывать код программы с помощью кейген генератора, но это похоже на бесконечный подбор отмычки к чему-то важному - может быть это вредно, может быть это полезно, но в любом случае это очень важно. Можно только гадать и фантазировать о том, какую дверцу откроет этот ключ. Например, наш основной жизненный цикл, связанный с процессом взросления, старения и смерти… А вдруг удастся изменить его направление, начать процесс омоложения, например? Ведь на самом деле мы ничего не знаем об этих процессах. За пять миллионов лет - из тех людей кому повезет дожить (из последующих поколений), может кто-то наткнется на такое сочетание звуковых тонов, которое обессмертит человека, который его услышит, а может быть мгновенно убьет. Но я не хотел бы всерьез говорить о какой-то конкретной преследуемой нами цели, тем более, что такой цели нет. При этом можно говорить о подборе какого-то такого сочетания, которое приведет к необычному результату.<b> </b></span><br> <b> </b><span style="font-size: 14pt;"><b> </b></span><br> <b> </b><span style="font-size: 14pt;"><b> Как эти звуки воспринимаются людьми, которые приходят сюда?</b></span><br> <span style="font-size: 14pt;"> </span><br> <span style="font-size: 14pt;"> Этот момент чисто потребительский. Я например очень хорошо засыпаю под эту музыку. И не только я - когда мы представляли наш проект на “Винзаводе” к нам приходила молодежь, в основном пары - парень и девушка. Я заметил, что парни лучше воспринимают - глубже, вдумчивее - они подолгу слушают, задают вопросы. А девушки быстро выходят из звуковой камеры - они понимают всё по-своему быстро, им это становится неинтересно - им кажется, что это шум какой-то вредный. А ребята балдеют, я заметил, они могут отключаться. Парни меня спрашивали - а нельзя ли скачать это на телефон чтобы засыпать, например, под эти звуки. И это хорошая мысль - под эту музыку очень хорошо расслабляться - сначала ты немного размягчаешься, расслаиваешься, потом эту муть сливаешь и остается самая тяжелая твоя фракция, основная. </span><br> <span style="font-size: 14pt;"> Человек должен прийти и почувствовать в этом что-то для себя нужное и приятное, расслабиться. Наша депривация - “забыть лишнее, вспомнить важное”. По-моему, для человека естественно слушать нечто такое на протяжении всей его жизни.</span><br> <span style="font-size: 14pt;"> </span><br> <i><b> </b></i><i><b> </b></i><span style="font-size: 14pt;"><i><b> Галерея “Угол” - это частная инициатива художников, с 90-х годов участвующих в различных проектах современного искусства, в том числе: Термен-центр при Московской государственной консерватории; Движение «за Анонимное и Бесплатное Искусство» (зАиБи); Арт-группа «Слепые»; Международный Канский видеофестиваль.</b></i></span><br> <i><b> </b></i><i><b> </b></i><span style="font-size: 14pt;"><i><b> Экспозиции Галереи, по замыслу ее создателей — “искусство, свободное от авторского произвола, живущее по собственным внутренним законам”. Оно возникает из резонанса двух самодостаточных систем — пространства и зрителя, где пространство первично. Галерея «УГОЛ» представляет интересы пространства. </b></i></span><br> <span style="font-size: 14pt;"> </span> <p> </p> Ольга Степанова

Музыка Вселенной в галерее “Угол”

Музыка Вселенной в галерее “Угол”

Музыка Вселенной в галерее “Угол”

Музыка Вселенной в галерее “Угол”

Интересное по теме

Государство и культура

«Британская история в опасности»
11 октября 2024, 13:05

Коллекционирование/Арт-рынок

Робот-художник заработал миллион
18 ноября 2024, 16:54

Музеи и выставки

Капсула времени: кем были стрельцы на самом деле
2 октября 2024, 08:56