Как свет и цвет изменяют реальность
Музей «Огни Москвы» посвящен свету и цвету. Его основная тема – история московского уличного освещения, но одновременно он работает как научно-методический центр, проводит исследовательскую работу. Обо всем этом мы поговорили с директором музея Натальей Потаповой.
– Как начала складываться ваша коллекция, каким образом она превратилась в музей?
– Идея создать музей московского городского освещения появилась в тридцатые годы прошлого века, когда с московских улиц убирали газовые и керосиновые фонари и заменяли их на электрические. Коллекция газовых и керосиновых старинных уличных светильников была собрана Алексеем Владимировичем Умовым, главным инженером треста «Мосгорсвет». На ее основе еще тогда хотели создать музей, были приняты соответствующие решения, но шло время, десятилетие следовало за десятилетием, а музей все не появлялся. А когда его все-таки решили создать, выяснилось, что собранная Алексеем Владимировичем коллекция пропала. Ее сдали в металлолом.
– Где же она хранилась?
– Где-то на чердаке, в неприспособленном помещении. Музей пришлось создавать с нуля. Его здание – построенные в XVII веке палаты Протопоповых (Милославских) в Армянском переулке было взято в аренду у города. Мы до сих пор его арендуем. Были проведены реставрационные работы, и, когда исполнилось двести пятьдесят лет уличному освещению Москвы, музей открылся. Это произошло в 1980 году. Сначала мы существовали при предприятии «Мосгорсвет». Предполагалось, что выставка будет временной, но она пользовалась большим успехом. Посетителей было много, и ее решили превратить в постоянно действующий музей. Но в 2004 году предприятие «Мосгорсвет» вступило в стадию реорганизации, и больше не могло содержать музей. Нам надо было поменять правовую форму, выделиться в самостоятельное юридическое лицо. И мы создали некоммерческую организацию, негосударственное учреждение культуры.
– За счет чего, в таком случае, существует музей? Он же не может окупаться.
– Нет, музей «Огни Москвы» окупается. И это при том, что по условиям арендного договора с Москвой, мы должны реставрировать памятник архитектуры, обеспечивать его сохранность. Мы уже двадцать лет так существуем.
– Мне кажется, что это удивительно. Есть крохотные частные музеи, которые даже какую-то прибыль своим владельцам приносит. Но это буквально несколько комнат с экспонатами. А у вас большое старинное здание, обязанности по его реставрации, штат сотрудников. Почему ваш музей так успешен?
– Просто мы стараемся хорошо работать, и люди к нам приходят. У нас очень много экскурсий, сейчас уже записываются группы на декабрь 2024 года.
– Но у вас, насколько я знаю, не только экскурсионная программа, но и всякого рода квесты, экскурсии за пределами музея.
– Автобусные экскурсии по Москве мы сейчас не проводим, только пешеходные по ближайшим переулкам. Но у нас есть
очень разные проекты. Есть проекты по адаптации музеев для незрячих и слабовидящих людей и для посетителей с ментальными особенностями развития. Мы работаем над ними уже на протяжении 20 лет. Был проект «Фонари Москвы», когда мы пытались найти на территории нашего города старинные фонари. Способствовали тому, чтобы в историческом центре Москве часть уличных фонарей смогли отреставрировать или реконструировать по старинным чертежам, хранящимся в нашем музее. Все фонари, большая часть которых сейчас стоит в центре нашего города, сделаны на основе чертежей из музея «Огни Москвы».
– Как вы работаете с детьми с ментальными особенностями?
– Главное в нашей проектной деятельности то, что мы не замыкаемся на своем музее, а разрабатываем методики, которыми могут пользоваться коллеги из других музеев. В методике по работе с особыми детьми буквально по пунктам все прописано, там подробно объяснено, как нужно работать с данной аудиторией. В соседнем с нашим дворе располагается специальная школа, дети из этой школы приходят к нам каждую неделю. Ученики других московских школ, в которых обучаются дети с ментальными особенностями развития, тоже к нам приходят, и мы все эти группы принимаем бесплатно. Этот опыт нарабатывался годами, он позволяет нам разговаривать с этими детьми на понятном им языке. Дело в том, что тут надо учитывать не возрастные особенности, а особенности развития. Например, старшеклассники из коррекционной школы могут усваивать материал, хуже, чем дети, которые учатся в пятом классе обычной школы.
Для незрячих и слабовидящих посетителей у нас тоже очень много проектов и программ. Мы создали и поддерживаем сайт «Душа города» dgoroda.ru, он посвящен культурной жизни в России для незрячих и слабовидящих людей. Мы постепенно добавляем туда российские города и размещаем информацию о том, каким образом незрячие люди могут в этих городах приобщиться к культуре. Многие незрячие участники нашего проекта сами разрабатывали экскурсии и аудиогиды. Некоторые из них стали настолько активными, что в настоящее время создают свои собственные культурные проекты. В этом году у нас начинается новый проект. Он называется «Душа города. Белгород», мы его подготовили совместно с Белгородской библиотекой для слепых им. В. Я. Ерошенко.
Мы понимаем, насколько сложно незрячим людям, которым приходится находиться в постоянном напряжении, прислушиваться к звукам взрывов. Поэтому решили внести свой небольшой вклад, попробовать немного их отвлечь, включив в активную творческую деятельность, творческие мастерские. Вместе мы создадим выставку «Душа города. Белгород», и представим ее в нескольких российских городах: Москве, Белгороде, Нерехте и Ульяновске.
– Для незрячих людей главное в музее, наверное, тактильные ощущения...
– Нет, нет, нет! Там все – главное. Нужно учитывать все моменты. Сейчас, по нормам, все музеи обязаны иметь определенное количество тактильных экспонатов. У нас, кстати, их нет. Мы всегда даем трогать подлинные предметы. Для незрячих людей в музее важен звук, важны запахи, важно задействовать все органы чувств. Отдельная категория – слабовидящие люди. Они видят, но плохо, для данной категории посетителей нужны особые условия. Большую роль здесь играет правильная постановка музейного освещения. Мы очень много занимаемся темой «Свет в музее». Проводим семинары и мастер-классы на эту тему. Также у нас есть проекты, направленные на взаимодействие с местным сообществом, с людьми, которые живут рядом с нами. Мы занимаемся изучением истории нашего района.
– Чем же она примечательна?
– История каждого места примечательна. В каждом районе, в каждом доме есть свои интересные истории. В нашем районе в XVII веке селились знатные бояре. Но интересны истории и из совсем недавнего прошлого. Благодаря нашим соседям мы собрали огромное количество воспоминаний о жизни в этом районе. В 2018 году нами была проведена уличная выставка. На разных домах появилось сто стендов с историями людей, которые жили в районе Чистых прудов или бывали здесь. Например, в Кривоколенном переулке, в доме у Веневитиновых читал «Бориса Годунова» Александр Сергеевич Пушкин. В доме номер 9 по Армянскому переулку вырос писатель Юрий Нагибин. В подвале этого дома в советское время был склад завода «Арарат». В своих рассказах Нагибин писал, что из-за этого в Армянском переулке всегда стоял приятный запах коньяка. А жители этого дома верили, что во время войны коньяк спас и их, и дом. Немецкая бомба пробила все этажи дома, попала точно в бочку с коньяком и не взорвалась. Когда таких историй много, они складываются в общую картину, открывая новые исторические страницы Москвы. Сложно представить, но еще в семидесятые годы прошлого века Москва была совсем другой. В центре было множество коммуналок, люди во дворах играли в домино, пели песни.
– У вас большая экспозиция, и в ней представлено не только уличное освещение.
– Уличное освещение Москвы – наша основная тема. Мы рассказываем об этом на каждой экскурсии. Из-за того, что собранная Алексеем Владимировичем Умовым коллекция фонарей была утеряна, пришлось при создании музея изготовить копии некоторых видов фонарей. Москва – столица, огромный город, где все время происходит замена освещения и все быстро меняется. И если ты не успел забрать в музей демонтированный с улицы старый фонарь, то он просто окажется в металлоломе. Масляный, керосиновый, газовый фонари мы создавали заново, они представлены в экспозиции копийными образцами. Чтобы экспозиция была более насыщенной, в витринах представлено много старинных осветительных приборов, которые раньше использовали для внутреннего освещения.
Посетители, попадая к нам в музей, могут представить, что они идут по улице, на которой зажигаются разные фонари. Сначала можно увидеть, как горел масляный фонарь, какая у него была сила света. Сейчас, конечно, мы используем только электрические источники света, но они подобраны с такой же цветовой температурой и силой света, какая была у масляных ламп.
В XIX веке появляется керосиновое, позже газовое освещение, благодаря чему становится светлее. Электрическому освещению посетители музея «Огни Москвы» аплодируют, как это делали жители Москвы в 1880-е годы. Также в экспозиции представлены каретные фонари, свечи и подсвечники, керосиновые лампы, электрические светильники, лампы кремлевских звезд – и многое другое...
– При масляных фонарях и свечах была совсем другая жизнь. Люди гораздо раньше вставали, чтобы поймать свет солнца, раньше ложились спать. А в домах царил полумрак.
– Жизнь, конечно, была другой, но люди даже при свете лучин работали. Недавно одна посетительница нашего музея рассказала, что ее бабушка ткала при лунном свете. Если вспомнить повесть «Шинель» Н. В. Гоголя, то становится ясно, что и двести лет назад люди по ночам ходили по плохо освещенным улицам. Хотя на них, конечно, могли напасть разбойники... По вечерам устраивали балы, на них съезжалось множество гостей. Но когда в начале ХХ века стало распространяться электричество, современники отмечали, что жизнь в Москве кипит до двух-трех часов ночи.
– Наверное, мы и более нервными стали из-за избытка искусственного освещения?
– Об этом очень давно спорят, но сейчас в светотехнике вновь наступил революционный этап. Пришла пора цветного освещения, цветных светодиодов. Этим летом мы закончили проект, который был посвящен изучению цветного света и его влиянию на человека. Оно показало, что, например, некоторые цветные источники света могут вызывать у людей тревогу, поэтому это важно учитывать при проектировании освещения. В рамках проекта мы издали сборник статей «Территория света», он доступен в электронном виде для широкой аудитории.
Мы проанализировали, как цветной свет появился в жизни человека. Изначально люди могли сталкиваться с цветным светом только в природе, например, наблюдая за радугой. Потом человек перенес его в свою жизнь. Благодаря витражам цветной свет появился внутри храмов. Чтобы создать праздничное настроение, эмоционально воздействовать на людей, устраивали фейерверки и иллюминации. Также цветной свет начали использовать для передачи сигналов. Появились фары, светофоры, маяки. Сейчас, благодаря светодиодам, цветного света стало очень много, и он предельно разнообразен. Никто не может точно сказать, к чему это приведет.
Например, на Воробьевых горах сейчас сделано цветное динамическое освещение, которое нравится туристам, но я думаю, что людей, которые живут напротив, оно, скорее всего, раздражает.
– Бесконтрольное и хаотичное разноцветное сияние, наверное, достаточно опасная штука...
– Наши исследования показали, что это определенным образом действует на людей. Есть цвета, которые успокаивают, другие вызывают напряжение. Красный цвет, к примеру, повышает уровень тревожности. Нынче в транспорте устанавливают цветную подсветку и под ногами пассажиров может гореть красный свет. Это может оказать негативное воздействие на людей.
– А голубой, насколько я знаю, успокаивает?
– Голубой мы не исследовали. Чистый синий свет противоречив, одних он успокаивает, но других раздражает. Самым спокойным оказался бирюзовый свет.
– Что в вашем музее нового?
– В настоящее время мы разработали новую программу, посвященную 150-летию получения патента на лампу накаливания русским изобретателем Александром Николаевичем Лодыгиным. Продолжаем заниматься реставрационными работами. Мы согласовали проект реставрации интерьеров, и в ближайшее время, по мере возможности, к ней приступим.
Фото: Юлия Купцова, Наталья Потапова, предоставлено музеем «Огни Москвы»