Количество посетителей никак не может вернуться на допандемийный уровень
Американские музеи, сообщает портал Artnet, в массовом порядке поднимают цены на входные билеты. Последним в списке стал музей Гуггенхайма в Нью-Йорке, повысивший стоимость билета на 20%, с 25 до 30 долларов. Причиной становится не только высокая инфляция, которая в 2022 году колебалась в районе 6—8%, но и падение количества посетителей, которое так и не смогло вернуться на уровень 2019 года.
Многие другие известные культурные институции США уже предприняли этот шаг. Так, музей Метрополитен поднял цены еще год назад, в июле 2022 года, также с 25 до 30 долларов. Причем до того цена билета оставалась неизменной на протяжении 11 лет. Музей американского искусства Уитни объявил о 30-долларовой цене на свои билеты в прошлом месяце — как и Художественный музей в Филадельфии. Дальше всех пошел Чикагский художественный институт — 32 доллара.
Несмотря на тот факт, что все из перечисленных музеев финансируются в первую очередь за счет грантов и пожертвований (прежде всего, речь идет о расширении коллекций), доходы от продажи билетов играют важную роль в поддержании операционной деятельности культурных институций. В самом деле, при количестве посетителей в нью-йоркском музее Гуггенхайма в прошлом году в 750 тысяч человек мы получаем за вычетом льготников сумму примерно в 15 млн долларов.
Поднимать цены музеи вынуждают серьезный рост инфляции, который в прошлом был главной политической темой для обсуждения, а также число посетителей, которое так и не восстановилось после пандемии. В музее Гуггенхайма, например, в 2022 году оно были ниже чем в 2019 году на 42% (750 тысяч по сравнению с 1,3 млн). Число «друзей музея» за тот же период сократилось на 16%. Правда, падение в музее Гуггенхайма — самое драматичное среди музейных институций Нью-Йорка. Посещаемость Метрополитена упала на 34% до 1,7 млн человек, Уитни — на 19%. Интересно, что Музей современно искусства, где входной билет стоил 25 долларов с 2011 года, пострадал меньше всех: минус 10%.
Характерно, что аналогичные проблемы с посещаемостью переживают и российские музеи. Эрмитаж принял в 2022 году 2,8 млн человек по сравнению с почти 5 млн в 2019 — падение составляет 40%. Вероятно, текущая геополитическая ситуация также повлияла на это, так как поток туристов из Европы сильно усох. Впрочем, истинных любителей прекрасного такая ситуация радует — заполненные толпами залы Эрмитажа скорее раздражали. Посещаемость Третьяковской галереи в 2022 году составила 1,9 млн человек по сравнению с 2,5 млн в 2019 году (минус 25%).
Татьяна Филиппова
Фото: редакция