Всё началось в далёком 1994 году. Петер и Ирене Людвиг, меценаты и общественные деятели, преподнесли Русскому музею в подарок свою коллекцию, которая сейчас, наконец, представлена публике. Разнообразие, масштабность и эстетика произведений, представленных в трёх залах, впечатляют, но обо всём по порядку.
«Медицинская герменевтика». От этого выражения веет если не самим космосом, то как минимум чем-то сопоставимо холодным и далёким. Так назвала себя московская арт-группа, образованная в 1987 году, плоды творчества которой до сих пор интересуют людей искусства. Сергей Ануфриев, Юрий Лейдерман, Павел Пепперштейн – они научились сводить сложные философские категории к нескольким линиям на бумаге и одному слову на холсте. Тридцать лет отделяют нас от возможности в полной мере растолковать их картины, но зато каждый может взглянуть на них по-своему и среди бежевого и чёрного цветов увидеть краски собственной души. А ведь началось всё с долгих бесед, записываемых на магнитофон и закончилось загадочной, минималистической серией картин, которые являют собой квинтэссенцию вольных художественных мыслей эпохи перестройки.
Следующий зал пропитан духом, в котором смешались все направления живописи от абстракционизма до поп-арта. Здесь само выставочное пространство делает краски ярче, живее. Белые стены позволяют картинам заполнить всё место и захватить внимание. Собственно, именно многообразие произведений и делает коллекцию семьи Людвиг такой особенной. Вот перед нами скульптура «Херувимы»Джеффа Кунса, эта работа выделяется в его творчества, поскольку лишена привычного для него перфоманса. Недалеко от неё полотно кисти сразу двух американских художников – Жан-Мишель Баския и Энди Уорхола. Слияние двух стилейи непохожих концепций породило спорную, но интересную картину.
Произведение искусства призвано, казалось бы, концентрировать на себе внимание, при помощи оттенков и полутонов отображать философию автора. Однако Микеланджело Пистолетто опровергает эту мысль. Его творения, в прямом смысле, отражают окружающий мир – часть их поверхности зеркальная. И нельзя не упомянуть о жемчужине выставки, картине Пабло Пикассо «Большие головы». О таланте художника было сказано уже достаточно, добавлю лишь, что весьма интересно воочию рассмотреть мельчайшие детали его творений, которые складываются в причудливые кубические формы.
Абстрактный экспрессионизм Роуда Раушенберга, постмодернизм Йозефа Бойса, поп-арт Класа Олденбурга, творения Борофски, Розенквиста, Рихтера, Иммендорфа, Джонса, Твомбли, Вассельмана, Кифера… Разность тем, техник и взглядов на столь обтекаемое, податливое и одновременно непокорное понятие «искусство» делают своё дело. Имён много, впечатлений ещё больше.
Немалую часть коллекции занимают работы отечественных художников. Знаковым для них стал период оттепели. Вся страна привыкала не разговаривать шёпотом в собственной квартире, а художники привыкали свободно творить. Игорь Макаревич создал композицию из трёх частей: «Портрет Ивана Чуйкова», «Шкаф Ильи (портрет Кабакова)» и «Портрет Эрика Булатова». Этим людям приписывают создание направления социальный арт. Они работали с советскими мифами, а теперь сами стали частью чьего-то детища. Тут есть и сам Эрик Булатов. Как и полагается, его картина «Тающие облака» имеет несколько смыслов, они накладываются друг на друга как тонкие слои кальки. Среди ветвей сосны и голубого неба видны и штрихи традиционной русской живописи, реализма и фотографии. Эти произведения искусства соседствуют с картинами Дмитрия Пирогова, Михаила Рогинского, Виктора Пивоварова, Сергея Мироненко и Николая Овчинникова. Каждое полотно дышит по-своему, вызывает совершенно особенные эмоции и несёт в себе философию художников того времени.
Выставка продлится до 1 мая.
Александра Макарейчук