Москва, которую мы никогда не увидим

История

Москва, которую мы никогда не увидим
6 Апреля 2022, 08:38
Вместе с экспертами выставки «Москва – проектирование будущего» вспоминаем возможные варианты того, как могла бы выглядеть наша столица

Расширение территориальных границ Москвы – один из мегапроектов современной столицы, новый вектор градостроительного планирования и урбанизации территорий. Между тем у современного проекта «Большая Москва» были альтернативы. Если бы их удалось реализовать, мы жили бы в другом городе. Вместе с экспертами выставки «Москва – проектирование будущего» вспоминаем возможные варианты. 

Конкурсное предложение по развитию планировочной структуры Москвы. Николай Ладовский. 1931 – 1932 годы. 

Архитектор Николай Ладовский сделал попытку разорвать радиально-кольцевую структуру Москвы. За три года до утверждения генплана города он предложил модель развития столицы в форме параболической петли с окружностью, вписанной у ее вершины. Город смог бы динамично развиваться по оси параболы – в направлении северо-запада, вдоль улицы Горького и Ленинградского шоссе. По прогнозу зодчего Москва со временем могла слиться с северной столицей. Время показало, что Ладовский был прав - кольца Москвы разорваны, но город получил развитие в другом направлении, на юго-запад. 

Конкурсное предложение по развитию планировочной структуры Москвы. Ле Корбюзье. 1931–1932 годы.

 Франко-швейцарский архитектор Ле Корбюзье, священная фигура для всех советских зодчих, тоже считал средневековую радиально-кольцевую структуру Москвы неразумной и предлагал вместо нее прямоугольную сетку улиц. Территория столицы должна была быть разделена на зоны: на севере располагался бы новый политический центр города, южнее — четыре больших жилых района, затем — исторический центр, в котором мэтр предлагал оставить лишь Кремль с его ансамблями. Южная часть Москвы отводилась под промзону. Советские архитекторы этот проект отвергли. Официальное заявление звучало так: когда пациенту нужен хирург, не приглашают палача. 

Конкурсное предложение по развитию планировочной структуры Москвы. Эрнст Май. 1931–1932 годы. 

Эрнст Май, немецкий архитектор и градостроитель, приехал в СССР в мае 1930 года вместе с группой единомышленников, которые хотели помочь Советской России в построении нового светлого будущего. В сентябре он отправил Сталину письмо, в котором выразил свою тревогу по поводу того, что проектирование новых городов, поселков и зеленых зон происходит раздробленно. «Результатом этого является то, что сегодня заново совершаются те ошибки, которые капиталистическое градостроительство старого мира старается исправить ценой огромных жертв», - отметил он в своей записке, обращенной к лидеру страны. Немецкий архитектор-коммунист просил Сталина о короткой аудиенции, которая позволит ему сделать доклад об опасности, угрожающей социалистическому строительству, и сделать конкретные предложения по устранению недостатков. Неизвестно, получил ли Май ответ на свое письмо, но встреча, видимо, не состоялась.

По отношению к развитию Москвы главный архитектор Франкфурта-на Майне был сторонником дезурбанизации. Он предлагал оставить в существующих границах города административно-деловой центр, а вокруг города создать своеобразные драбанты — города-спутники с малоэтажной застройкой, между которыми располагались бы зеленые и сельскохозяйственные зоны. По его мнению, при организации малоэтажной застройки пригородов кольцевая схема планировки старого города не таит в себе никаких пороков. Немецкий город-сад не подошел советскому руководству, Эрнст Май, как еврей, не смог вернуться в гитлеровскую Германию, поэтому с 1933 по 1953 год жил и работал в Африке. 

Проект планировки центра и Юго-Западного района

Моспроект, мастерская № 3, 1951 год. 

Одной из главных осей градостроительного каркаса советской Москвы по генеральному плану 1935 года была ось, ведущая от Кремля на Лужники и Ленинские горы, а затем в Юго-Западный район столицы. На этом векторе планировалось возведение важнейших с точки зрения идеологии объектов: Дворца Советов, стадиона, Университета на Ленинских горах. 

Эскиз планировки и застройки центральной части Москвы в пределах Садового кольца. Институт Генплана Москвы. 1964 год.

Предварительный вариант эскиза планировки и застройки Москвы предполагал практически полный снос исторических зданий в центральной части города и создание на их месте широких открытых пространств в сочетании с высотной застройкой. 

Конкурс планировки и застройки центральной части Москвы в пределах Садового кольца. Моспроект-2, мастерская № 11

1966 год. 

Развитие города предполагалось проектами на северо-запад, все административные учреждения планировалось перенести на Садовое кольцо. Вдоль бульваров от Крымской площади до Таганской формировался общегородской культурный центр. Новые магистрали Север – Юг и Восток – Запад замещали радиально-кольцевую систему города. 

Конкурс 1989 года.

Следующий конкурс на планировочную организацию центра был проведен в 1987 году, перед завершением работ по Генплану развития Москвы 1989 года. Конкурсная программа ставила задачу разработки на стадии эскиз-идеи градостроительной концепции и архитектурно-пространственной организации территории Москвы, в том числе структуры общегородского центра [2, С. 237–245]. В некоторых проектах было уделено внимание реконструкции планировки Садового кольца. 

Татьяна Филиппова

Фото предоставлено Музеем Москвы

Подпишитесь на наш телеграм-канал, чтобы всегда быть в самом центре культурной жизни

Москва, которую мы никогда не увидим

<h2> Расширение территориальных границ Москвы – один из мегапроектов современной столицы, новый вектор градостроительного планирования и урбанизации территорий. Между тем у современного проекта «Большая Москва» были альтернативы. Если бы их удалось реализовать, мы жили бы в другом городе. Вместе с экспертами выставки «Москва – проектирование будущего» вспоминаем возможные варианты. </h2> <p> <b>Конкурсное предложение по развитию планировочной структуры Москвы. Николай Ладовский. 1931 – 1932 годы.</b><b> </b> </p> <p> Архитектор Николай Ладовский сделал попытку разорвать радиально-кольцевую структуру Москвы. За три года до утверждения генплана города он предложил модель развития столицы в форме параболической петли с окружностью, вписанной у ее вершины. Город смог бы динамично развиваться по оси параболы – в направлении северо-запада, вдоль улицы Горького и Ленинградского шоссе. По прогнозу зодчего Москва со временем могла слиться с северной столицей. Время показало, что Ладовский был прав - кольца Москвы разорваны, но город получил развитие в другом направлении, на юго-запад.  </p> <p> <b>Конкурсное предложение по развитию планировочной структуры Москвы. Ле Корбюзье. 1931–1932 годы.</b> </p> <p> <b> </b>Франко-швейцарский архитектор Ле Корбюзье, священная фигура для всех советских зодчих, тоже считал средневековую радиально-кольцевую структуру Москвы неразумной и предлагал вместо нее прямоугольную сетку улиц. Территория столицы должна была быть разделена на зоны: на севере располагался бы новый политический центр города, южнее — четыре больших жилых района, затем — исторический центр, в котором мэтр предлагал оставить лишь Кремль с его ансамблями. Южная часть Москвы отводилась под промзону. Советские архитекторы этот проект отвергли. Официальное заявление звучало так: когда пациенту нужен хирург, не приглашают палача.  </p> <p> <b>Конкурсное предложение по развитию планировочной структуры Москвы. Эрнст Май. 1931–1932 годы.</b><b> </b> </p> <p> Эрнст Май, немецкий архитектор и градостроитель, приехал в СССР в мае 1930 года вместе с группой единомышленников, которые хотели помочь Советской России в построении нового светлого будущего. В сентябре он отправил Сталину письмо, в котором выразил свою тревогу по поводу того, что проектирование новых городов, поселков и зеленых зон происходит раздробленно. «Результатом этого является то, что сегодня заново совершаются те ошибки, которые капиталистическое градостроительство старого мира старается исправить ценой огромных жертв», - отметил он в своей записке, обращенной к лидеру страны. Немецкий архитектор-коммунист просил Сталина о короткой аудиенции, которая позволит ему сделать доклад об опасности, угрожающей социалистическому строительству, и сделать конкретные предложения по устранению недостатков. Неизвестно, получил ли Май ответ на свое письмо, но встреча, видимо, не состоялась. </p> <p> По отношению к развитию Москвы главный архитектор Франкфурта-на Майне был сторонником дезурбанизации. Он предлагал оставить в существующих границах города административно-деловой центр, а вокруг города создать своеобразные драбанты — города-спутники с малоэтажной застройкой, между которыми располагались бы зеленые и сельскохозяйственные зоны. По его мнению, при организации малоэтажной застройки пригородов кольцевая схема планировки старого города не таит в себе никаких пороков. Немецкий город-сад не подошел советскому руководству, Эрнст Май, как еврей, не смог вернуться в гитлеровскую Германию, поэтому с 1933 по 1953 год жил и работал в Африке.<b> </b> </p> <p> <b>Проект планировки центра и Юго-Западного района</b> </p> <p> <b>Моспроект, мастерская № 3, 1951 год.</b>  </p> <p> Одной из главных осей градостроительного каркаса советской Москвы по генеральному плану 1935 года была ось, ведущая от Кремля на Лужники и Ленинские горы, а затем в Юго-Западный район столицы. На этом векторе планировалось возведение важнейших с точки зрения идеологии объектов: Дворца Советов, стадиона, Университета на Ленинских горах.  </p> <p> <b>Эскиз планировки и застройки центральной части Москвы в пределах Садового кольца. Институт Генплана Москвы. 1964 год.</b> </p> <p> Предварительный вариант эскиза планировки и застройки Москвы предполагал практически полный снос исторических зданий в центральной части города и создание на их месте широких открытых пространств в сочетании с высотной застройкой.  </p> <p> <b>Конкурс планировки и застройки центральной части Москвы в пределах Садового кольца. Моспроект-2, мастерская № 11</b> </p> <p> <b>1966 год.</b>  </p> <p> Развитие города предполагалось проектами на северо-запад, все административные учреждения планировалось перенести на Садовое кольцо. Вдоль бульваров от Крымской площади до Таганской формировался общегородской культурный центр. Новые магистрали Север – Юг и Восток – Запад замещали радиально-кольцевую систему города.  </p> <p> <b>Конкурс 1989 года.</b> </p> <p> Следующий конкурс на планировочную организацию центра был проведен в 1987 году, перед завершением работ по Генплану развития Москвы 1989 года. Конкурсная программа ставила задачу разработки на стадии эскиз-идеи градостроительной концепции и архитектурно-пространственной организации территории Москвы, в том числе структуры общегородского центра [2, С. 237–245]. В некоторых проектах было уделено внимание реконструкции планировки Садового кольца.  </p> <p> <b>Татьяна Филиппова</b> </p> <p> <b>Фото предоставлено Музеем Москвы</b> </p>

Москва, которую мы никогда не увидим

Москва, которую мы никогда не увидим

Москва, которую мы никогда не увидим

Москва, которую мы никогда не увидим