Morgan Stanley оценил динамику «старых мастеров»

Коллекционирование/Арт-рынок

Morgan Stanley оценил динамику «старых мастеров»
4 Июля 2023, 15:37

Инвестбанк рассказал о том, какими способами участники рынка пытаются разогнать цены в данном сегменте

Morgan Stanley совместно с порталом Artnet News представили комплексное исследование рынка произведений искусства европейских «старых мастеров» начиная с 2018 года. В данную категорию входят артефакты, созданные художниками, скульпторами и т.д., рожденными между 1250 и 1820 гг. В качестве «исследовательского материала» использовались данные базы Artnet Price Database, где собрана информация о большинстве аукционов за последние годы. При этом если речь шла об установленном художнике, то анализировались лоты с эстимейтом от 500 долларов, если о «школе» — то от 2000 долларов. 

Интересно, что в качестве посыла исследования авторы задались вопросом — как искусство «старых мастеров» выживает в конкуренции с современным (авторы, рожденные в 1945—1974 гг.) и ультрасовременным искусством (авторы, рожденные после 1975 г.) В последние двадцать лет современное и ультрасовременное искусство с точки зрения рынка оценивается в разы, иногда в десятки раз дороже, чем «старые мастера». Существует мнение, что это, во-первых, следствие полной прозрачности провенанса, а, во-вторых, мощных пиар-усилий, предпринятых индустрией  именно на данном направлении. Неудивительно, что с какого-то момента с целью повысить уровень цен на «старых мастеров» аукционные дома начали в ходе различных арт-мероприятий «смешивать» классику в той или иной пропорции с современным искусством. В частности, как отмечается в исследовании, в данном направлении уже с 2015 года экспериментирует главная европейская антикварная ярмарка European Fine Art Fair (TEFAF), создавая «миксы» для посетителей. 

Есть и другой интересный тренд ради разогрева рынка — поддержка тех современных художников, кто в своей работе использует мотивы или стиль, известные по произведениям «старых мастеров». Это делается, в том числе, с помощью выставок, где ныне живущие художники, чьи работы визуально сопоставимы со «старыми мастерами», висят рядом с Рембрандтом и Босхом. Интересно, что самая дорогая картина в истории — «Спаситель мира» Леонардо (правда, многие эксперты считают ее раскрученной подделкой) была реализована в 2017 году Christie’s на торгах, где продавалось именно современное искусство (хотя, если это действительно подделка, то «Спаситель мира» вполне может считаться современным искусством). Точно так же поступил АД Sotheby’s, продавший в мае этого года «Портрет мужчины в образе Марса» Рубенса за весьма высокую для «старых мастеров» сумму в 22,5 млн долларов при эстимейте в 20—30 млн, на торгах современного искусства. 

Для разгона цен используют и социальную тематику, которую «разогревают» сегодня на Западе по тем или иным причинам. Например, гендерную. Акцент при продажах делается на художниц, чьи права «ущемлялись» в ту или иную эпоху, а талант замалчивался. Это тоже приносит свои плоды — покупатели бессознательно готовы заплатить больше, дабы «восстановить справедливость». К примеру, в мае этого года на аукционе  Dorotheum в Австрии картина «Юдифь с головой Олоферна» художницы  XVII столетия Феде Галиции ушла за 624 тысячи евро при эстимейте 200—300 тысяч. На аукционе Christie’s в июне главным лотом сделали натюрморт французской художницы Анны Валлайе-Костер, жившей в XVIII—XIX вв. При эстимейте в 600 тысяч — 1 миллион евро, он ушел за 2,58 млн. То же самое касается и немногочисленных художников с темным цветом кожи, или метисов, той эпохи. Музеи в рамках «борьбы с темным, то бишь светлым прошлым» выкупают их за немыслимые прежде деньги. Недавно стоимость одной такой картины выросла на торгах в 30 раз, с 9 тысяч до 270 тысяч долларов. 

В итоге, отмечают авторы исследования, в 2022 году продажи «старых мастеров» достигли пятилетнего рекорда — почти 692 млн долларов (+5,8% по отношению к 2021 году). При этом «повышательная» тенденция наблюдалась, за исключением пандемийного 2020 года, начиная с 2018-го. Выросло число сверхдорогих лотов — в 2022 году на лоты стоимостью от 10 млн долларов пришлась почти треть всего рынка — 229,2 млн долларов. Это на 100 млн больше, чем в 2021 году. При этом, 186 млн долларов пришлись на три полотна Боттичелли, самое дорогое из которых, «Портрет молодого человека с медальоном в руках», ушел с молотка за 92,2 млн долларов. 

Интересно, что с точки зрения объема продаж в прошлом году больше всего «старых мастеров» пришлось вовсе не на Европу, а на США — 296,1 млн долларов. Впрочем, это объясняется продажей топ-лотов на местных аукционах. Из 15 топ-лотов «старых мастеров», в Новом Свете продали семь, включая четыре самых дорогих. Далее идет Великобритания — 142 миллиона, следом Франция — 140 млн (цифры округлены). 

Татьяна Филиппова

Фото: картина «Спаситель мира», скриншот видео
Подпишитесь на наш телеграм-канал, чтобы всегда быть в самом центре культурной жизни

Morgan Stanley оценил динамику «старых мастеров»

<p> Morgan Stanley совместно с порталом Artnet News представили комплексное исследование рынка произведений искусства европейских «старых мастеров» начиная с 2018 года. В данную категорию входят артефакты, созданные художниками, скульпторами и т.д., рожденными между 1250 и 1820 гг. В качестве «исследовательского материала» использовались данные базы Artnet Price Database, где собрана информация о большинстве аукционов за последние годы. При этом если речь шла об установленном художнике, то анализировались лоты с эстимейтом от 500 долларов, если о «школе» — то от 2000 долларов.<span style="font-family: var(--ui-font-family-primary, var(--ui-font-family-helvetica));"> </span> </p> <p> Интересно, что в качестве посыла исследования авторы задались вопросом — как искусство «старых мастеров» выживает в конкуренции с современным (авторы, рожденные в 1945—1974 гг.) и ультрасовременным искусством (авторы, рожденные после 1975 г.) В последние двадцать лет современное и ультрасовременное искусство с точки зрения рынка оценивается в разы, иногда в десятки раз дороже, чем «старые мастера». Существует мнение, что это, во-первых, следствие полной прозрачности провенанса, а, во-вторых, мощных пиар-усилий, предпринятых индустрией  именно на данном направлении. Неудивительно, что с какого-то момента с целью повысить уровень цен на «старых мастеров» аукционные дома начали в ходе различных арт-мероприятий «смешивать» классику в той или иной пропорции с современным искусством. В частности, как отмечается в исследовании, в данном направлении уже с 2015 года экспериментирует главная европейская антикварная ярмарка European Fine Art Fair (TEFAF), создавая «миксы» для посетителей.<span style="font-family: var(--ui-font-family-primary, var(--ui-font-family-helvetica));"> </span> </p> <p> Есть и другой интересный тренд ради разогрева рынка — поддержка тех современных художников, кто в своей работе использует мотивы или стиль, известные по произведениям «старых мастеров». Это делается, в том числе, с помощью выставок, где ныне живущие художники, чьи работы визуально сопоставимы со «старыми мастерами», висят рядом с Рембрандтом и Босхом. Интересно, что самая дорогая картина в истории — «Спаситель мира» Леонардо (правда, многие эксперты считают ее раскрученной подделкой) была реализована в 2017 году Christie’s на торгах, где продавалось именно современное искусство (хотя, если это действительно подделка, то «Спаситель мира» вполне может считаться современным искусством). Точно так же поступил АД Sotheby’s, продавший в мае этого года «Портрет мужчины в образе Марса» Рубенса за весьма высокую для «старых мастеров» сумму в 22,5 млн долларов при эстимейте в 20—30 млн, на торгах современного искусства.<span style="font-family: var(--ui-font-family-primary, var(--ui-font-family-helvetica));"> </span> </p> <p> Для разгона цен используют и социальную тематику, которую «разогревают» сегодня на Западе по тем или иным причинам. Например, гендерную. Акцент при продажах делается на художниц, чьи права «ущемлялись» в ту или иную эпоху, а талант замалчивался. Это тоже приносит свои плоды — покупатели бессознательно готовы заплатить больше, дабы «восстановить справедливость». К примеру, в мае этого года на аукционе  Dorotheum в Австрии картина «Юдифь с головой Олоферна» художницы  XVII столетия Феде Галиции ушла за 624 тысячи евро при эстимейте 200—300 тысяч. На аукционе Christie’s в июне главным лотом сделали натюрморт французской художницы Анны Валлайе-Костер, жившей в XVIII—XIX вв. При эстимейте в 600 тысяч — 1 миллион евро, он ушел за 2,58 млн. То же самое касается и немногочисленных художников с темным цветом кожи, или метисов, той эпохи. Музеи в рамках «борьбы с темным, то бишь светлым прошлым» выкупают их за немыслимые прежде деньги. Недавно стоимость одной такой картины выросла на торгах в 30 раз, с 9 тысяч до 270 тысяч долларов.<span style="font-family: var(--ui-font-family-primary, var(--ui-font-family-helvetica));"> </span> </p> <p> В итоге, отмечают авторы исследования, в 2022 году продажи «старых мастеров» достигли пятилетнего рекорда — почти 692 млн долларов (+5,8% по отношению к 2021 году). При этом «повышательная» тенденция наблюдалась, за исключением пандемийного 2020 года, начиная с 2018-го. Выросло число сверхдорогих лотов — в 2022 году на лоты стоимостью от 10 млн долларов пришлась почти треть всего рынка — 229,2 млн долларов. Это на 100 млн больше, чем в 2021 году. При этом, 186 млн долларов пришлись на три полотна Боттичелли, самое дорогое из которых, «Портрет молодого человека с медальоном в руках», ушел с молотка за 92,2 млн долларов.<span style="font-family: var(--ui-font-family-primary, var(--ui-font-family-helvetica));"> </span> </p> <p> Интересно, что с точки зрения объема продаж в прошлом году больше всего «старых мастеров» пришлось вовсе не на Европу, а на США — 296,1 млн долларов. Впрочем, это объясняется продажей топ-лотов на местных аукционах. Из 15 топ-лотов «старых мастеров», в Новом Свете продали семь, включая четыре самых дорогих. Далее идет Великобритания — 142 миллиона, следом Франция — 140 млн (цифры округлены).<span style="font-family: var(--ui-font-family-primary, var(--ui-font-family-helvetica));"> </span> </p> <p> <b>Татьяна Филиппова </b> </p> <b> Фото: картина «Спаситель мира», скриншот видео</b>

Morgan Stanley оценил динамику «старых мастеров»

Morgan Stanley оценил динамику «старых мастеров»

Morgan Stanley оценил динамику «старых мастеров»

Morgan Stanley оценил динамику «старых мастеров»