Первое, что понимаешь, разглядывая представленные экспозиции – это доминирование темы социального дистанцирования (не обязательно связанного с коронавирусом) и тревожности. Эти ощущения сегодня транслируются если не всем российским обществом, то точно наиболее чувствительной его частью. Историческая память, противостояние индивида системе, вынужденный вакуум и отшельничество, фантасмагория и лубочность нынешней жизни – работы с такой направленностью представлены и отобраны в лонг-лист 13-й Премии Кандинского. Целый месяц все из них – 16 «проектов года», 11 «молодых художников» и 7 «научных работ» – можно будет увидеть и оценить, придя в Московский музей современного искусства на Петровке, 25. Как сказано в официальном релизе, задача Премии Кандинского – поддерживать российское актуальное искусство и повышать его престижность на мировом уровне. Имена победителей Премии мы узнаем здесь же, в ММОМА на торжественной церемонии награждения 17 ноября.
Выставка проходит в данном музее во второй раз и занимает целый этаж. Переходя из комнаты в комнату бывшего особняка купца Михаила Губина, сталкиваешься с реальностью более рельефно, чем этого ожидаешь от современного искусства – погружаясь в переживания и субъективный взгляд каждого художника, невольно рисуешь и свою картину мира, сопоставляешь ее с авторской позицией номинанта.
Одна из наиболее ярких работ выставки – экспозиция «Молельщики и герои» Андрея Кузькина. Более тысячи фигурок, вылепленных из хлебного мякиша, склонились в молельных позах. Все они заключены в отдельные камеры. Издали инсталляция представляется крупной геометрически выверенной конструкцией, а вблизи – местом скорби тысячи человек. Ассоциации от работы Кузькина у каждого будут свои, но главное – она, как и все другие представленные здесь произведения, заставляет посмотреть вглубь себя, задуматься над «устоями общества», еще раз вспомнить трагические события XX века, ставшие катастрофой для миллионов.
Фильм «Рой» Альбины Мохряковой тоже резонирует с действительностью. В 2019 году она стала победителем Премии Кандинского в номинации «Молодой художник года» за фильм «Каэгха». Нынешняя работа – про рок, случай, судьбу, которую человек иногда и не выбирает, но которая затягивает его внутрь события, словно воронка, уничтожая личность и превращая в часть некоего единого целого. «Тема милитари, агрессии мне интересна, – сказала Альбина Мохрякова в интервью «Культуромании». – Случайно я нашла видео на Youtube, в котором были сняты екатеринбургские добровольцы, отправлявшиеся на Донбасс. В ролике это совсем молодые ребята, которые обнявшись, встают в круг и начинают исполнять так называемый «танец смерти». Меня это очень потрясло. Я сделала ренакмент – это когда берешь за основу существующую работу и интерпретируешь ее в своем ключе. Пересняла такой же сюжет, только с другими участниками, своими знакомыми. Они пацифисты по убеждениям, относятся к миролюбивому поколению миллениалов. Была задача через танец погрузить их в эту непривычную агрессивную ситуацию. Парни вспоминали, что получили мистический, сильный эмоциональный опыт, тот, в котором они еще не были. Мой фильм скорее ставит вопросы, чем дает ответы. Например, что будет, если пацифист окажется в подобных обстоятельствах в жизни? Что есть мужская сила? Как мы встраиваемся в систему?»
Ирина Горлова, экспозитор выставки, считает, что современный арт всегда находит своего почитателя. Несмотря на то, что основной подтекст многих работ далеко не развлекательный. «Такие выставки давно понятны зрителю, – отметила она в разговоре с «Культуроманией». – Конечно, приходят больше всего именно молодые люди. Да, соглашусь, что эта выставка – повод задуматься. Знаете, темы искусства идут такими волнами. Может, на это повлияла пандемия, тревожное состояние мира. Например, в работе «Молельщики и герои» Андрея Кузькина есть такие обобщающие образы вечной скорби, постоянных размышлений художника о собственном пути, о пути человечества».
Руководитель проекта «Премия Кандинского» Максим Котельников рассказал «Культуромании» об особенностях нынешнего события: «В этом году в Экспертном совете премии десять человек. Работы, выдвинутые на премию и показанные на этой выставке, проходят два этапа голосования. Вначале члены совета голосуют за обезличенные проекты, по которым не указывается название работ и авторство. На втором этапе те, кто получил большинство голосов, оцениваются уже с указанием автора и по десятибалльной системе. Соответственно, прошедшие второй этап и формируют лонг-лист премии.
С каждым годом у нас все больше заявок. Если мы начинали буквально с 100-200 заявок, то в этот раз приняли более 700 работ. Нам приятно, что премию ценят сами художники. Для них это некий знак качества. Мы этим гордимся. И стараемся помогать авторам, при этом оставаясь непредвзятыми и никого не выделяя. По итогам премии мы формируем наш каталог и пересылаем его во многие музеи мира. Этот своеобразный отчет дает понять, что происходит сегодня на российской арт-сцене».
Говоря о материальной стороне премии, стоит отметить, что денежный приз за «Проект года» составляет 1,8 млн рублей, за «Молодого художника» — 450 тысяч рублей. Номинация «Научная работа. История и теория современного искусства» премируется публикацией либо денежным вознаграждением, если работа уже издана.
Премия Кандинского учреждена в 2007 году Международным культурным фондом BREUS Foundation.
«Культуромания» обращает внимание, что сроки работы выставки могут быть скорректированы из-за новых ковидных ограничений. Уточняйте расписание выставки на сайте Московского музея современного искусства.
Любовь Мартынова
Фото автора