"Мистерия-Буфф" Аристарха Лентулова

Музеи и выставки

"Мистерия-Буфф" Аристарха Лентулова
21 Июля 2017, 14:05
В Театральном музее имени А.А. Бахрушина с 20 июня по 28 августа проходит выставка «Мистерия-Буфф Аристарха Лентулова», приуроченная к 135-летию со дня рождения художника. Масштабная ретроспектива, охватившая все периоды творческой жизни Лентулова стала наиболее значительным показом его работ за последние 30 лет – представлено около 250 произведений из 20 музеев России, частных коллекций, а также коллекции правнука художника – Федора Лентулова.

В Театральном музее имени А.А. Бахрушина с 20 июня по 28 августа проходит выставка «Мистерия-Буфф Аристарха Лентулова», приуроченная к 135-летию со дня рождения художника. Масштабная ретроспектива, охватившая все периоды творческой жизни Лентулова стала наиболее значительным показом его работ за последние 30 лет – представлено около 250 произведений из 20 музеев России, частных коллекций, а также коллекции правнука художника – Федора Лентулова.


Организаторы выставки предлагают посетителям взглянуть на творчество художника через призму театральности. На выставки представлено около 70 эскизов костюмов и декораций, театральные афиши, программки и документальные фотографии спектаклей, над которыми работал Аристарх Лентулов, а также знаменитый макет к постановке «Демона» (1919 год), за который он был удостоен гран-при на Международной выставке декоративных искусств в Париже в 1925 году. Некоторые работы представлены впервые.

Сочетание станковых произведений, живописных и графических, с театральными работами - основной принцип построения данной экспозиции. Вместе можно увидеть ряд знаковых работ художника. Умело выстроенный визуальный ряд выставки позволяют проследить творческую эволюцию Лентулова. Например, жена художника Мария Лентулова предстает на портретах всякий раз в новом облике нового художественного стиля. Период 1920-х-1930-х годов представлен портретами, пейзажами и сюжетами на индустриальную тему.

Организаторы выставки отмечают, что «код театральности» заложен и в названии выставки. Пьеса Владимира Маяковского, впервые поставленная в 1918 году, определила образную и интонационную составляющую всего новаторского искусства того времени. Жанр «мистерии-буфф» отражает и художественное кредо Лентулова. Сам Маяковский говорил, что Лентулов в живописи делает то, что он сам - в литературе.

Аристарх Васильевич Лентулов – выдающийся русский художник начала ХХ века, один из родоначальников русского авангарда, его главный экспериментатор. В историю живописи Лентулов вошел благодаря своим ярким, солнечным, лубочным картинам. Но не только вошел, но и совершил переворот в русской живописи. В 1910 году он стал одним из организаторов художественного объединения «Бубновый валет». Однако, известность художнику принесли не только его картины, но и сценографическая деятельность.

Лентулов родился 16 января 1882 года в селе Черная Пятина Нижнеломовского уезда Пензенской губернии. Его отец, сельский священник, скончался, когда мальчику было два года. Мать хотела, чтобы сын пошел по отцовским стопам. Однако в возрасте 16 лет будущий художник бросил семинарию.

Лентулов учился живописи в Пензенском и Киевском художественных училищах, затем в частной студии Д. Н. Кардовского в Петербурге, так и не закончил свое художественное образование. В период с 1908 по 1910 годы Лентулов посещал индивидуальные занятия в частной петербургской студии, пытался найти единомышленников и влиться в художественную жизнь столицы. Его способности вскоре были замечены знаменитым художником Александром Бенуа. «Лентулов - прекрасный красочный дар. Нужно ценить и лелеять его ясный и радостный талант, его бодрое отношение к делу. Картины его поют и веселят душу», - писал тот.

Единомышленников Лентулов нашел в лице Ильи Машкова, Петра Кончаловского, Роберта Фалька, Михаила Ларионова и Александра Куприна. Молодые художники шли против течения - отвергали академизм и реалистическую традицию XIX столетия. В 1910-м году они организовали выставку под эпатажным для того времени названием «Бубновый валет». Эпатаж, тяга к цвету и свету, к народной традиции произвели такой фурор, что на выставке был аншлаг.

Вскоре они организовали художественное авангардное объединение «Бубновый валет», существовавшее с 1911 по 1917 год. Это был вызов общественному вкусу, новаторство, отказ от авторитетов. «Бубновцы» устраивали диспуты о современном искусстве, написали собственный Устав, провозглашавший «распространение современных понятий по вопросам изобразительных искусств».

Среди «бубновцев» Лентулов был самым ярким экспериментатором, объявлял себя и своих друзей бунтовщиками; его лозунг был: «Наш авангард будет покруче!». Чтобы показать самобытность русского авангарда Лентулов обратился к древнерусской тематике - источником вдохновения для него стали старинные лубок и иконопись. Он добивался выдающейся экспрессии и выразительности, смело сочетая новейшей язык искусства и мотивы традиционной русской архитектуры церквей и монастырей. Его наиболее яркие монументальные работы - «Василий Блаженный» (1913 г.), «Иван великий. Звон» (1915 г.), «Страстной монастырь» (1917 г.).

Сам Лентулов в своих мемуарах писал относительно картины «Звон»: [на этом полотне] «изображена колокольня Иван Великий в скошенных формах, в центре — колокол, раскачиваемый двумя людьми. Вокруг всего сооружения кругами расходятся волнообразные плоскости, передающие ощущение звука-гула, а повторяемые отдельные формы композиции в виде натянутых струн создают впечатление органа или гигантских гуслей».

Свою любовь к пестроте и пышности он воплощал, украшая полотна сусальным золотом, наклеивая золотую фольгу, тисненую цветную бумагу, покрывал отдельные участки холста бронзовой и серебряной краской, имитируя оклад русской иконы. В использовании коллажа и световых эффектов, «примеривании» на себя различных стилей изобразительного искусства начала XX века от импрессионизма до футуризма, в повышенной декоративности и яркости его палитры - во всем этом проявилась свойственная Лентулову тяга к театральности.

Известная работа Лентулова 1915 года - «Автопортрет» («Legrandpeintre» – «Великий художник»). В то время, уже состоявшись как живописец, со свойственной ему самоиронией, художник изобразил себя на огромном полотне могучим богатырем в расшитом серебром кафтане, с длинными зелеными ногтями на фоне то ли нимба, то ли сияющего солнца над головой.

В начале Первой мировой войны Лентулов познакомился с художниками-авангардистами - Владимиром Маяковским и Казимиром Малевичем. Они создали объединение «Сегодняшний лубок», выпускавшее сатирические антигерманские и антиавстрийские плакаты и открытки в поддержку военных действий России. Художник принялся за исполнение эскизов декораций к трагедии «Владимир Маяковский», которая так и не была поставлена на сцене. Однако это позволило Лентулову открыть новую грань своего таланта – как художника-оформителя. В те же годы он исполнил декорации для «Виндзорских проказниц» – шекспировской постановки режиссера Александра Таирова.

Но в полную меру талант Лентулова как художника-оформителя проявился после революции. Семнадцатый год Аристарх Васильевич принял с радостью. В общей сложности, художник оформил двадцать театральных постановок. Творческую деятельность он всегда совмещал с активной преподавательской работой в Московском художественном институте и Вхутемасе-Вхутеине - был профессором кафедры декоративной живописи в Государственных свободных мастерских и председателем Общества московских художников.

Аристарх Лентулов много ездил по стране и писал индустриальные пейзажи: «Крекинг нефтеперегонного завода», «Керченский завод», «Чтение газеты», «Обеденный перерыв», «Строители комбината». Но прежних ярких, солнечных картин больше уже не получалось, палитра его произведений изменилась.

В 1933-м в Москве состоялась персональная выставка, посвященная 25-летию художественной деятельности Лентулова.

В начале тридцатых художник перебрался на 101 километр, в поселок «Пески», где рисовал последние остававшиеся не разрушенными церкви. По этому поводу шутили, что художник ушел в пески. Умер Аристарх Васильевич Лентулов в Москве 15 апреля 1943 года.

Автор статьи: Ольга Степанова

Подпишитесь на наш телеграм-канал, чтобы всегда быть в самом центре культурной жизни

"Мистерия-Буфф" Аристарха Лентулова

<h2>В Театральном музее имени А.А. Бахрушина с 20 июня по 28 августа проходит выставка «Мистерия-Буфф Аристарха Лентулова», приуроченная к 135-летию со дня рождения художника. Масштабная ретроспектива, охватившая все периоды творческой жизни Лентулова стала наиболее значительным показом его работ за последние 30 лет – представлено около 250 произведений из 20 музеев России, частных коллекций, а также коллекции правнука художника – Федора Лентулова.</h2> <br> <p> <span style="font-size: 14pt;">Организаторы выставки предлагают посетителям взглянуть на творчество художника через призму театральности. На выставки представлено около 70 эскизов костюмов и декораций, театральные афиши, программки и документальные фотографии спектаклей, над которыми работал Аристарх Лентулов, а также знаменитый макет к постановке «Демона» (1919 год), за который он был удостоен гран-при на Международной выставке декоративных искусств в Париже в 1925 году. Некоторые работы представлены впервые. </span><br> <span style="font-size: 14pt;"> </span><br> <span style="font-size: 14pt;"> Сочетание станковых произведений, живописных и графических, с театральными работами - основной принцип построения данной экспозиции. Вместе можно увидеть ряд знаковых работ художника. Умело выстроенный визуальный ряд выставки позволяют проследить творческую эволюцию Лентулова. Например, жена художника Мария Лентулова предстает на портретах всякий раз в новом облике нового художественного стиля. Период 1920-х-1930-х годов представлен портретами, пейзажами и сюжетами на индустриальную тему.</span><br> <span style="font-size: 14pt;"> </span><br> <span style="font-size: 14pt;"> Организаторы выставки отмечают, что «код театральности» заложен и в названии выставки. Пьеса Владимира Маяковского, впервые поставленная в 1918 году, определила образную и интонационную составляющую всего новаторского искусства того времени. Жанр «мистерии-буфф» отражает и художественное кредо Лентулова. Сам Маяковский говорил, что Лентулов в живописи делает то, что он сам - в литературе.</span><br> <span style="font-size: 14pt;"> </span><br> <span style="font-size: 14pt;"> Аристарх Васильевич Лентулов – выдающийся русский художник начала ХХ века, один из родоначальников русского авангарда, его главный экспериментатор. В историю живописи Лентулов вошел благодаря своим ярким, солнечным, лубочным картинам. Но не только вошел, но и совершил переворот в русской живописи. В 1910 году он стал одним из организаторов художественного объединения «Бубновый валет». Однако, известность художнику принесли не только его картины, но и сценографическая деятельность.</span><br> <span style="font-size: 14pt;"> </span><br> <span style="font-size: 14pt;"> Лентулов родился 16 января 1882 года в селе Черная Пятина Нижнеломовского уезда Пензенской губернии. Его отец, сельский священник, скончался, когда мальчику было два года. Мать хотела, чтобы сын пошел по отцовским стопам. Однако в возрасте 16 лет будущий художник бросил семинарию. </span><br> <span style="font-size: 14pt;"> </span><br> <span style="font-size: 14pt;"> Лентулов учился живописи в Пензенском и Киевском художественных училищах, затем в частной студии Д. Н. Кардовского в Петербурге, так и не закончил свое художественное образование. В период с 1908 по 1910 годы Лентулов посещал индивидуальные занятия в частной петербургской студии, пытался найти единомышленников и влиться в художественную жизнь столицы. Его способности вскоре были замечены знаменитым художником Александром Бенуа. «Лентулов - прекрасный красочный дар. Нужно ценить и лелеять его ясный и радостный талант, его бодрое отношение к делу. Картины его поют и веселят душу», - писал тот.</span><br> <span style="font-size: 14pt;"> </span><br> <span style="font-size: 14pt;"> Единомышленников Лентулов нашел в лице Ильи Машкова, Петра Кончаловского, Роберта Фалька, Михаила Ларионова и Александра Куприна. Молодые художники шли против течения - отвергали академизм и реалистическую традицию XIX столетия. В 1910-м году они организовали выставку под эпатажным для того времени названием «Бубновый валет». Эпатаж, тяга к цвету и свету, к народной традиции произвели такой фурор, что на выставке был аншлаг.</span><br> <span style="font-size: 14pt;"> </span><br> <span style="font-size: 14pt;"> Вскоре они организовали художественное авангардное объединение «Бубновый валет», существовавшее с 1911 по 1917 год. Это был вызов общественному вкусу, новаторство, отказ от авторитетов. «Бубновцы» устраивали диспуты о современном искусстве, написали собственный Устав, провозглашавший «распространение современных понятий по вопросам изобразительных искусств». </span><br> <span style="font-size: 14pt;"> </span><br> <span style="font-size: 14pt;"> Среди «бубновцев» Лентулов был самым ярким экспериментатором, объявлял себя и своих друзей бунтовщиками; его лозунг был: «Наш авангард будет покруче!». Чтобы показать самобытность русского авангарда Лентулов обратился к древнерусской тематике - источником вдохновения для него стали старинные лубок и иконопись. Он добивался выдающейся экспрессии и выразительности, смело сочетая новейшей язык искусства и мотивы традиционной русской архитектуры церквей и монастырей. Его наиболее яркие монументальные работы - «Василий Блаженный» (1913 г.), «Иван великий. Звон» (1915 г.), «Страстной монастырь» (1917 г.). </span><br> <span style="font-size: 14pt;"> </span><br> <span style="font-size: 14pt;"> Сам Лентулов в своих мемуарах писал относительно картины «Звон»: [на этом полотне] «изображена колокольня Иван Великий в скошенных формах, в центре — колокол, раскачиваемый двумя людьми. Вокруг всего сооружения кругами расходятся волнообразные плоскости, передающие ощущение звука-гула, а повторяемые отдельные формы композиции в виде натянутых струн создают впечатление органа или гигантских гуслей». </span><br> <span style="font-size: 14pt;"> </span><br> <span style="font-size: 14pt;"> Свою любовь к пестроте и пышности он воплощал, украшая полотна сусальным золотом, наклеивая золотую фольгу, тисненую цветную бумагу, покрывал отдельные участки холста бронзовой и серебряной краской, имитируя оклад русской иконы. В использовании коллажа и световых эффектов, «примеривании» на себя различных стилей изобразительного искусства начала XX века от импрессионизма до футуризма, в повышенной декоративности и яркости его палитры - во всем этом проявилась свойственная Лентулову тяга к театральности.</span><br> <span style="font-size: 14pt;"> </span><br> <span style="font-size: 14pt;"> Известная работа Лентулова 1915 года - «Автопортрет» («Legrandpeintre» – «Великий художник»). В то время, уже состоявшись как живописец, со свойственной ему самоиронией, художник изобразил себя на огромном полотне могучим богатырем в расшитом серебром кафтане, с длинными зелеными ногтями на фоне то ли нимба, то ли сияющего солнца над головой.</span><br> <span style="font-size: 14pt;"> </span><br> <span style="font-size: 14pt;"> В начале Первой мировой войны Лентулов познакомился с художниками-авангардистами - Владимиром Маяковским и Казимиром Малевичем. Они создали объединение «Сегодняшний лубок», выпускавшее сатирические антигерманские и антиавстрийские плакаты и открытки в поддержку военных действий России. Художник принялся за исполнение эскизов декораций к трагедии «Владимир Маяковский», которая так и не была поставлена на сцене. Однако это позволило Лентулову открыть новую грань своего таланта – как художника-оформителя. В те же годы он исполнил декорации для «Виндзорских проказниц» – шекспировской постановки режиссера Александра Таирова. </span><br> <span style="font-size: 14pt;"> </span><br> <span style="font-size: 14pt;"> Но в полную меру талант Лентулова как художника-оформителя проявился после революции. Семнадцатый год Аристарх Васильевич принял с радостью. В общей сложности, художник оформил двадцать театральных постановок. Творческую деятельность он всегда совмещал с активной преподавательской работой в Московском художественном институте и Вхутемасе-Вхутеине - был профессором кафедры декоративной живописи в Государственных свободных мастерских и председателем Общества московских художников.</span><br> <span style="font-size: 14pt;"> </span><br> <span style="font-size: 14pt;"> Аристарх Лентулов много ездил по стране и писал индустриальные пейзажи: «Крекинг нефтеперегонного завода», «Керченский завод», «Чтение газеты», «Обеденный перерыв», «Строители комбината». Но прежних ярких, солнечных картин больше уже не получалось, палитра его произведений изменилась. </span><br> <span style="font-size: 14pt;"> </span><br> <span style="font-size: 14pt;"> В 1933-м в Москве состоялась персональная выставка, посвященная 25-летию художественной деятельности Лентулова.</span><br> <span style="font-size: 14pt;"> </span><br> <span style="font-size: 14pt;"> В начале тридцатых художник перебрался на 101 километр, в поселок «Пески», где рисовал последние остававшиеся не разрушенными церкви. По этому поводу шутили, что художник ушел в пески. Умер Аристарх Васильевич Лентулов в Москве 15 апреля 1943 года. <br> </span> </p> <p> <span style="font-size: 14pt;">Автор статьи: Ольга Степанова</span><span style="font-size: 14pt;"><br> </span> </p>

&amp;quot;Мистерия-Буфф&amp;quot; Аристарха Лентулова

&amp;quot;Мистерия-Буфф&amp;quot; Аристарха Лентулова

&amp;quot;Мистерия-Буфф&amp;quot; Аристарха Лентулова

&amp;quot;Мистерия-Буфф&amp;quot; Аристарха Лентулова

Интересное по теме

Музеи и выставки

«Мы – нечто вроде культурологического театра»
8 мая 2024, 09:42

Кино-театр

Главные фильмы мая 2024 по версии «Культуромании»
6 мая 2024, 09:58

Коллекционирование/Арт-рынок

На аукцион выставлена самая дорогая марка США
13 марта 2024, 11:33
https://www.traditionrolex.com/2
https://www.traditionrolex.com/2