Отчет подготовили ярмарка Art Basel и банк UBS
Согласно 260-страничному отчету, изученному «Культуроманией», мировой арт-рынок в прошлом году вырос на 3% до 67,8 млрд долларов (суммарная цифра, куда входят как аукционы, так и дилерские продажи). Это гораздо меньше, чем предвкушали участники рынка в начале года. Глобальная политическая и экономическая нестабильность внесла коррективы в их ожидания.
Отчет демонстрирует динамику рынка в промежутке 2009—2022 гг. — та очевидно следует за экономической конъюнктурой. Собственно, все начинается со спада в посткризисном 2009-м (-36%) — продажи тогда составили чуть менее 40 млрд долларов. Резко рынок «просел» также в пандемийном 2020 году, когда продажи упали сразу на 22%. Интересно, что число сделок при колебаниях от 40 до почти 70 млрд в прошлом году оставалось достаточно стабильным, 31 млн в 2009 году и 37,8 млн в прошлом. Имея общий объем рынка, мы получаем среднюю цену одной сделки на арт-рынке в 2022 году — примерно 1800 долларов.
Авторы доклада также выделяют такой момент, что основным драйвером роста в 2022 году стали сделки в высшем ценовом сегменте (от 10 млн долларов). Ситуация, когда растет спрос на более дорогие предметы, характерна как для аукционов, так и для дилерского рынка. Дилерские продажи выросли на 7% и составили 37,2 млрд долларов. Аукционные — на 1% (26,8 млрд).
В докладе подчеркивается, что хотя пандемия и создала чисто логистические препятствия для арт-рынка, основные покупатели сверхдорогих лотов, миллиардеры, только окрепли как класс. Число долларовых миллиардеров в мире по сравнению с 2009 годом выросло к 2022 году в три раза до 2,5 тысячи, а объем контролируемого ими богатства — почти в пять раз, до 11,7 трлн долларов.
По разбивке по регионам никаких существенных изменений не произошло. Доля США выросла на 2% до 45% (более 30 млрд доларов), Великобритания с 18% (11,9 млрд) занимает второе место, Китай, где в прошлом году продолжали действовать ковидные ограничения, переместился на третье (17% и 11,2 млрд). Спад рынка здесь составил существенные 14%. На четвертом месте разместилась Франция — 7%. Интересно, что на французский арт-рынок (5 млрд долларов) приходится почти 57% рынка всего Евросоюза (8,8 млрд).
В докладе отмечается также падение онлайн-продаж, которые резко выросли с началом пандемии. В 2022-м на них пришлось 11 млрд (-17% по сравнению с 2021 годом). Правда, это все еще существенно выше допандемийного 2019 года — 6 млрд. В 2022 году на онлайн пришлось 16% рынка по сравнению с пиковым 2019 годом (25%). Правда, не совсем ясно, как авторы исследования считают аукционы, которые одновременно проходят на «земле» и в виртуальном пространстве. Скорее всего, полученные через интернет ставки на традиционных аукционах ими просто не учитывались. Это, без сомнению, существенно увеличило бы долю онлайн-продаж.
Важным трендом также является «сдувание» считавшегося весьма перспективным для инвестиций сектора NFT. После достижения пика в 2,9 млрд в 2021 году, продажи NFT, имеющих отношение к искусству, рухнули сразу на 49% (1,5 млрд). Доля таких NFT в общем объеме продаж токенов сократилась с 24% до 8%. Основная активность (80% от стоимости) пришлась на вторичные продажи. Правда, авторы доклада указывают на то, что в 2020 году продажи арт- NFT составляли всего 20 млн долларов.
Полностью с текстом доклада можно ознакомиться здесь
https://theartmarket.artbasel.com/
Татьяна Филиппова
Фото: скриншот из доклада