Мир советского художника. В Третьяковке проходит ретроспектива Анатолия Никича
23 Марта 2018, 15:17
Поделиться
В Третьяковской галерее открылась масштабная выставка “Художник Никич. Мир внутри и жизнь снаружи”, приуроченная к 100-летию со дня рождения художника. Последний раз произведения Анатолия Никича (1918–1994) - один из самых ярких представителей “сурового стиля”. Уникальность данной экспозиции -- в формате. В одном месте представлены и живопись, и графика, и текст, и фотографии, и мультимедиа
В Третьяковской галерее открылась масштабная выставка “Художник Никич. Мир внутри и жизнь снаружи”, приуроченная к 100-летию со дня рождения художника. Последний раз произведения Анатолия Никича (1918–1994) - одного из самых ярких представителей “сурового стиля”, выставляли в Третьяковке почти полвека назад — в 1969 году. Уникальность данной экспозиции -- в формате. В одном месте представлены и живопись, и графика, и текст, и фотографии, и мультимедиа. Работы предоставлены Третьяковской галереей, Международной конфедерацией Союзов художников, Союзом художников России, а также частными коллекционерами.
Вставка-книга, выставка-исследование, в таком формате хотел представить зрителю Анатолия Никича его сын Георгий Никич - искусствовед, куратор проекта. Экспозиция занимает третий этаж Инженерного корпуса Третьяковки и поделена на четыре тематические части, каждая из которых рассказывает свою историю. Большая часть выставки посвящена личности художника. В разделах “Ценности и люди” и “В мастерской” можно увидеть ранее не публиковавшиеся фотографии, видео- и аудио- документы, запечатлевшие биографию Никича. Все это вместе с открытками, фотографиями, предметами, текстами позволяет не только прочувствовать атмосферу тех лет, но и переходить из одного смысла в другой.
Анатолий Никич - художник середины ХХ века, который занимает свое особое место в истории отечественного искусства - еще при жизни он был признан профессионалами “современным классиком”. Никич учился в Московском художественном институте им. В. И. Сурикова (1935–1942) у Бориса Иогансона, Александра Осьмеркина и Павла Сурикова. В разделе “Смыслы движения, покоя и сопротивления” показаны главные работы художника, среди них — “Военные корреспонденты” - программное произведение в творчестве художника, одна из знаковых картин эпохи шестидесятников.
«“Военные корреспонденты” - произведение 1965 года. На тот момент все главные работы в “суровом стиле” уже написаны. И хотя Никич принадлежал к более старшему поколению, чем тот же Попков или Андронов, эта работа написана позже, поскольку художник очень долго формировал свой собственный стиль. Произведение посвящено Великой Отечественной Войне. Сюжет этой картины Никич увидел в кинохронике, он очень долго искал эту композицию, опрашивал тех, кто участвовал в боях. Здесь изображено не реальное событие, а хроника, которая снимается и в картине становится произведением. То есть, это некое синхронное время. Это спрессованное время - особая находка Никича, которую он потом повторит в своих натюрмортах», - рассказала “Культуромании” куратор выставки от Третьяковской галереи Вера Головина.
Однако как художник Никич сложился в основном в жанре натюрморта. «“Натюрмортность” - свойство живописи Никича. Надо сказать, что для ХХ века “натюрмортность” - довольно распространенное явление. С одной стороны - он художник “сурового стиля”, который заявил о себе в 60-е годы ХХ века, но с другой стороны, он в большей степени “семидесятник”, который в своих последующих работах, в малом жанре, в натюрморте, искал свой стиль - ставил и решал чисто художественные задачи - соотношение света, цвета, композиции, форм, фактуры, которые были для него очень важны. В его работах - тишина, рефлексия, самоуглубление, особый внутренний мир, свойственный художникам- “семидесятникам”», - считает куратор.
Первый зал выставочного пространства посвящен теме быта и жизни художника. Можно проследить, из каких элементов складывался художественный язык Анатолия Никича.
“И в самооценке, и в практике папа делал упор на ремесло и труд. Он считал, что таланта и способностей дано столько сколько дано и трудно оценить сколько, зато можно работать. И этот зал про его работу. Каждый день он обязательно рисовал с натуры, уделял внимание каким-то элементам, которые углубляли выразительные возможности его произведений. Картина “Химия”, которая перед вами - очень важный предмет для этого зала. Вы можете увидеть, что “химия” - это не совсем химия, а скорее некоторая алхимия, в том смысле, что это еще и творчество. Вот это творческое начало во всем - для папы было стимулом для того, чтобы углубиться в труд”, - рассказал о художнике Георгий Никич.
В центре второго зала - “мастерская” художника - натюрморты. Даже композиция выставки поделена на внутреннее пространство зала - это мир мастерской, и внешнее пространство - большие картины, которые участвовали в крупных выставках и официально представляли его творчество.
“Мне кажется, что “уход в натюрморт” связан с обстоятельствами жизни папы. Художник пытался защититься, может даже подсознательно, от внешнего мира, который предстал когда-то не очень комфортным - агрессивным, травматичным. Я имею в виду и детские годы, когда он вдруг оказался на пол года в детском доме, и то, как он неожиданно оказался перед лицом 1937 года. Отца забрали, он исчез, мама оказалась в ГУЛАГе, а потом ее перевели в А.Л.Ж.И.Р - Акмолинский лагерь жен изменников Родины. Все эти переживания, это давление накапливалось в течении жизни. Мне кажется, у папы был ужас перед тем, что он не может свободно передвигаться и перед ограничением информации. И это история не только про папу, но вообще про художников 30-х -70-х годов ХХ века. Ограниченный круг информации, как мне кажется, привел к тому, что они застряли в том мире искусства, который до них донесли их учителя в начале ХХ века. Для многих художников, сложившихся после Второй мировой войны, импрессионизм и постимпрессионизм казались самым современным видом искусства на тот момент. В то время как в мире происходила совсем другая история, с другим современным искусством, с другими приоритетами. Любопытно, что одна из папиных картин участвовала в “Переломной” Венецианской биеннале 1964 года. И те художники, произведения которых были представлены в советском павильоне, были вообще не в курсе того, что происходит в художественном мире и здесь же, на этой же выставке. Я считаю, что нет общей фундаментальной платформы для того, чтобы полноценно рассматривать искусство середины ХХ века - не только в российском, но и международном масштабе”, - считает Георгий Никич.
После смерти Сталина в 1953 году Анатолий Никич стал активно выставлять свои работы и продвигаться по партийной линии. В результате в 1960-е годы он становится секретарем правления Московского союза художников. В 1969 году проходит его первая большая персональная выставка в выставочном зале на Кузнецком мосту, после которой о нем пишут все известные искусствоведы и Никич становится заметным художником. Он много путешествует за границей, пишет серию “лениниана”, посвященную ленинским местам - это уголки Швейцарии, Франции. “С одной стороны, он живет жизнью официального художника, а с другой - он человек у которого пострадал отец и это состояние видимо претит ему, вызывает внутренний конфликт. Это видно и в его работах, и по тому как старательно он уходил в натюрморт, пытаясь создать настроение из предметов”, - отметила Вера Головина. Посетить выставку “Художник Никич. Мир внутри и жизнь снаружи” можно до 13 мая. Выставку сопровождает образовательная программа, состоящая из лекций, дискуссий и встреч с куратором. Ольга Степанова
Подпишитесь на наш телеграм-канал, чтобы всегда быть в самом центре культурной
жизни
Мир советского художника. В Третьяковке проходит ретроспектива Анатолия Никича
<h2>В Третьяковской галерее открылась масштабная выставка “Художник Никич. Мир внутри и жизнь снаружи”, приуроченная к 100-летию со дня рождения художника. Последний раз произведения Анатолия Никича (1918–1994) - одного из самых ярких представителей “сурового стиля”, выставляли в Третьяковке почти полвека назад — в 1969 году. Уникальность данной экспозиции -- в формате. В одном месте представлены и живопись, и графика, и текст, и фотографии, и мультимедиа. Работы предоставлены Третьяковской галереей, Международной конфедерацией Союзов художников, Союзом художников России, а также частными коллекционерами.</h2>
<br>
<span style="font-size: 14pt;">Вставка-книга, выставка-исследование, в таком формате хотел представить зрителю Анатолия Никича его сын Георгий Никич - искусствовед, куратор проекта. Экспозиция занимает третий этаж Инженерного корпуса Третьяковки и поделена на четыре тематические части, каждая из которых рассказывает свою историю. Большая часть выставки посвящена личности художника. В разделах “Ценности и люди” и “В мастерской” можно увидеть ранее не публиковавшиеся фотографии, видео- и аудио- документы, запечатлевшие биографию Никича. Все это вместе с открытками, фотографиями, предметами, текстами позволяет не только прочувствовать атмосферу тех лет, но и переходить из одного смысла в другой.</span><br>
<span style="font-size: 14pt;"> </span><br>
<span style="font-size: 14pt;">
Анатолий Никич - художник середины ХХ века, который занимает свое особое место в истории отечественного искусства - еще при жизни он был признан профессионалами “современным классиком”. Никич учился в Московском художественном институте им. В. И. Сурикова (1935–1942) у Бориса Иогансона, Александра Осьмеркина и Павла Сурикова. В разделе “Смыслы движения, покоя и сопротивления” показаны главные работы художника, среди них — “Военные корреспонденты” - программное произведение в творчестве художника, одна из знаковых картин эпохи шестидесятников. </span><br>
<span style="font-size: 14pt;"> </span><br>
<span style="font-size: 14pt;">
«“Военные корреспонденты” - произведение 1965 года. На тот момент все главные работы в “суровом стиле” уже написаны. И хотя Никич принадлежал к более старшему поколению, чем тот же Попков или Андронов, эта работа написана позже, поскольку художник очень долго формировал свой собственный стиль. Произведение посвящено Великой Отечественной Войне. Сюжет этой картины Никич увидел в кинохронике, он очень долго искал эту композицию, опрашивал тех, кто участвовал в боях. Здесь изображено не реальное событие, а хроника, которая снимается и в картине становится произведением. То есть, это некое синхронное время. Это спрессованное время - особая находка Никича, которую он потом повторит в своих натюрмортах», - рассказала “Культуромании” куратор выставки от Третьяковской галереи <b>Вера Головина.</b></span><br>
<span style="font-size: 14pt;"> </span><br>
<span style="font-size: 14pt;">
Однако как художник Никич сложился в основном в жанре натюрморта. «“Натюрмортность” - свойство живописи Никича. Надо сказать, что для ХХ века “натюрмортность” - довольно распространенное явление. С одной стороны - он художник “сурового стиля”, который заявил о себе в 60-е годы ХХ века, но с другой стороны, он в большей степени “семидесятник”, который в своих последующих работах, в малом жанре, в натюрморте, искал свой стиль - ставил и решал чисто художественные задачи - соотношение света, цвета, композиции, форм, фактуры, которые были для него очень важны. В его работах - тишина, рефлексия, самоуглубление, особый внутренний мир, свойственный художникам- “семидесятникам”», - считает куратор.</span><br>
<span style="font-size: 14pt;"> </span><br>
<span style="font-size: 14pt;">
Первый зал выставочного пространства посвящен теме быта и жизни художника. Можно проследить, из каких элементов складывался художественный язык Анатолия Никича. </span><br>
<span style="font-size: 14pt;"> </span><br>
<span style="font-size: 14pt;">
“И в самооценке, и в практике папа делал упор на ремесло и труд. Он считал, что таланта и способностей дано столько сколько дано и трудно оценить сколько, зато можно работать. И этот зал про его работу. Каждый день он обязательно рисовал с натуры, уделял внимание каким-то элементам, которые углубляли выразительные возможности его произведений. Картина “Химия”, которая перед вами - очень важный предмет для этого зала. Вы можете увидеть, что “химия” - это не совсем химия, а скорее некоторая алхимия, в том смысле, что это еще и творчество. Вот это творческое начало во всем - для папы было стимулом для того, чтобы углубиться в труд”, - рассказал о художнике <b>Георгий Никич</b>. </span><br>
<span style="font-size: 14pt;"> </span><br>
<span style="font-size: 14pt;">
В центре второго зала - “мастерская” художника - натюрморты. Даже композиция выставки поделена на внутреннее пространство зала - это мир мастерской, и внешнее пространство - большие картины, которые участвовали в крупных выставках и официально представляли его творчество. </span><br>
<span style="font-size: 14pt;"> </span><br>
<span style="font-size: 14pt;">
“Мне кажется, что “уход в натюрморт” связан с обстоятельствами жизни папы. Художник пытался защититься, может даже подсознательно, от внешнего мира, который предстал когда-то не очень комфортным - агрессивным, травматичным. Я имею в виду и детские годы, когда он вдруг оказался на пол года в детском доме, и то, как он неожиданно оказался перед лицом 1937 года. Отца забрали, он исчез, мама оказалась в ГУЛАГе, а потом ее перевели в А.Л.Ж.И.Р - Акмолинский лагерь жен изменников Родины. Все эти переживания, это давление накапливалось в течении жизни. Мне кажется, у папы был ужас перед тем, что он не может свободно передвигаться и перед ограничением информации. И это история не только про папу, но вообще про художников 30-х -70-х годов ХХ века. Ограниченный круг информации, как мне кажется, привел к тому, что они застряли в том мире искусства, который до них донесли их учителя в начале ХХ века. Для многих художников, сложившихся после Второй мировой войны, импрессионизм и постимпрессионизм казались самым современным видом искусства на тот момент. В то время как в мире происходила совсем другая история, с другим современным искусством, с другими приоритетами. Любопытно, что одна из папиных картин участвовала в “Переломной” Венецианской биеннале 1964 года. И те художники, произведения которых были представлены в советском павильоне, были вообще не в курсе того, что происходит в художественном мире и здесь же, на этой же выставке. Я считаю, что нет общей фундаментальной платформы для того, чтобы полноценно рассматривать искусство середины ХХ века - не только в российском, но и международном масштабе”, - считает Георгий Никич. </span><br>
<span style="font-size: 14pt;"> </span><br>
<span style="font-size: 14pt;">
После смерти Сталина в 1953 году Анатолий Никич стал активно выставлять свои работы и продвигаться по партийной линии. В результате в 1960-е годы он становится секретарем правления Московского союза художников. В 1969 году проходит его первая большая персональная выставка в выставочном зале на Кузнецком мосту, после которой о нем пишут все известные искусствоведы и Никич становится заметным художником. Он много путешествует за границей, пишет серию “лениниана”, посвященную ленинским местам - это уголки Швейцарии, Франции. “С одной стороны, он живет жизнью официального художника, а с другой - он человек у которого пострадал отец и это состояние видимо претит ему, вызывает внутренний конфликт. Это видно и в его работах, и по тому как старательно он уходил в натюрморт, пытаясь создать настроение из предметов”, - отметила Вера Головина. </span><br>
<span style="font-size: 14pt;"> </span><br>
<span style="font-size: 14pt;"> <b>Посетить выставку “Художник Никич. Мир внутри и жизнь снаружи” можно до 13 мая. Выставку сопровождает образовательная программа, состоящая из лекций, дискуссий и встреч с куратором.</b></span><br>
<span style="font-size: 14pt;"> </span><br>
<span style="font-size: 14pt;"> <b>Ольга Степанова</b></span>
<p>
</p>
<br>
https://kulturomania.ru
Мир советского художника. В Третьяковке проходит ретроспектива Анатолия Никича
Мир советского художника. В Третьяковке проходит ретроспектива Анатолия Никича
Мир советского художника. В Третьяковке проходит ретроспектива Анатолия Никича