Михаил Брызгалов, заместитель председателя оргкомитета «Интермузей-2018»: «Музеи России сегодня на высоте»
8 Июня 2018, 09:54
Поделиться
С 31 мая по 3 июня в Москве на территории ВДНХ прошел международный фестиваль профессиональных музейщиков - “Интермузей”. Об итогах фестиваля “Культуромании” рассказал Михаил Брызгалов – заместитель председателя Оргкомитета международного фестиваля «Интермузей-2018»
С 31 мая по 3 июня в Москве на территории ВДНХ прошел международный фестиваль профессиональных музейщиков - “Интермузей”. Об итогах фестиваля “Культуромании” рассказал Михаил Брызгалов – заместитель председателя Оргкомитета международного фестиваля «Интермузей-2018», заведующий кафедрой музейного дела и охраны культурного наследия МГИК, генеральный директор Российского национального музея музыки, заслуженный деятель искусств РФ.
- Михаил Аркадьевич, в этом году «Интермузей» отметил свое 20-летие. Какова история фестиваля?
- Ровно 20 лет тому назад замечательные энтузиасты музейного дела – главный редактор журнала «Мир музея» Юрий Пищулин и журналист Татьяна Кибальчич придумали эту идею, которая сразу же была поддержана музейным сообществом. Она заключалась в том, чтобы объединить музейное сообщество для совместного решения профессиональных проблем, которые во все времена у музеев были, есть и будут. Идея осталась, но формат изменился. Все это делается для того, чтобы музейщики со всей страны находили здесь ответы на насущные вопросы. Фестиваль – это своего рода курсы повышения квалификации для профессионального сообщества. Общение стало гораздо шире, и есть некоторая демократичность в том, что крупные федеральные музеи находятся в одном ряду с муниципальными, региональными музеями. И для коллег нет проблемы подойти к директору любого музея, хранителю фонда, задать свои вопросы напрямую и получить ответы. - Можно ли сказать, что юбилейный год стал для фестиваля «Интермузей» особым? В чем это проявилось?
- Во-первых, в этом году площадкой проведения фестиваля был выбран огромный павильон на ВДНХ – 7 000 квадратных метров. Такого размаха у фестиваля еще не было. В нем одновременно участвовали 250 музеев из разных регионов России. Деловая программа включала в себя 250 мероприятий. Казалось бы, зачем делать так много, если люди все равно не успеют все посмотреть, но, с другой стороны, программа формируется заранее, публикуется, и каждый выстраивает для себя свою программу и имеет возможность принять участие в том мероприятии, которое ему интересно. В этому году председателем жюри конкурсной программы фестиваля была Ирина Александровна Антонова, высочайший профессионал и принципиальный человек, поэтому мы убеждены, что никаких вопросов по правильности присуждения тех или иных премий не возникает.
- В фестивале принимали участие более 250 музеев – какова география участников?
- К нам приехали представители музейного сообщества не только со всех регионов России – от Калининграда до Камчатки, но и зарубежные партнеры – 120 специалистов из 24 стран. Это Греция, Италия, Турция, Нидерланды, Финляндия, Чехия, Южный Судан, Беларусь и другие страны. Особым партнером в этом году стал «Форум славянских культур» (Любляна, Словения), которому в этом году исполняется 5 лет. Помимо этого для участия в деловой программе специально были приглашены спикеры – признанные мастера музейного дела из Великобритании, Венгрии, Германии, Италии, Латвии, Швейцарии, Украины и Эстонии. Они вели мастер-классы, обменивались опытом с российскими специалистами. Должен сказать, что если раньше мы смотрели с восторгом на опыт зарубежных коллег, то сегодня этот диалог ведется на равных, а некоторые музейные достижения у нас и выше. Например, в Российском национальном музее музыки в декабре 2017 года совместно с итальянскими коллегами из Музея скрипки в Кремоне, который считается образцовым с точки зрения представления шедевров музыкальных инструментов, была открыта выставка «Миф Страдивари». На выставке экспонировались десять инструментов из Госколлекции уникальных музыкальных инструментов РФ и пять инструментов из Музея скрипки. Итальянские партнеры отметили, что выставка получилась не хуже, чем у них. И многие музеи России сегодня и по технологиям, и по творческой идее, и по организации выставочного пространства находятся на высоте.
- Главная тема юбилейного XX фестиваля – «Музеи и общество». Почему была выбрана именно она?
- Это вечная тема: работа музеев с различными аудиториями, сотрудничество с культурно-образовательными учреждениями, развитие инновационных подходов к представлению музейных коллекций. Большое внимание уделяется расширению образовательной и творческой деятельности музеев, их инклюзивной доступности, работе с волонтерскими движениями и реализации важных социальных инициатив, которых сегодня и у музея, и у общества очень много, и есть большое движение навстречу друг другу. - Вы не первый год работаете в оргкомитете фестиваля «Интермузей». Отмечаете ли вы рост интереса посетителей к фестивалю?
- Безусловно. Статистика хорошо ответит на этот вопрос: в 2015 году фестиваль посетило 16 тысяч человек, в 2016 – 35 тысяч, в 2017 – 41 тысяча, а в этом году - порядка 50 тысяч посетителей. Такой рост интереса закономерен, ведь среди музеев нет ни одного, который бы формально подошел к делу. Подойдите к любому стенду, и вы увидите, что там всегда есть творческое зерно. Отмечу, что «Интермузей» не предполагает показ экспонатов, это запрещено законом, хотя в будущем, возможно, будут созданы условия для того, чтобы музеи представляли один или несколько очень интересных экспонатов. На стендах представлены издательская продукция, последние достижения в сфере мультимедиа (приложения, VR), у посетителей есть возможность познакомиться с будущими проектами, обсудить их с экспертами, узнать их мнение о том, будут ли эти проекты иметь успех. - Какие мероприятия проходили в рамках фестиваля именно для посетителей?
- На фестивале была предусмотрена большая, разнообразная культурная программа. Выступали профессиональные творческие коллективы, например ансамбль имени Людмилы Зыкиной, проходили мастер-классы, был представлен проект «Моя виртуальная скульптура». Была представлена интересная детская программа, сформированная из представленных музеями программ – предложениям отбоя не было, так все хотели работать специально для детей. Все было сделано для того, чтобы рассказать детям о том, что происходит в музеях и привлечь юную аудиторию в музеи.
- А в целом есть ли у вас ощущение, что публика стала более искушенной и старый добрый формат музеев как залов с витринами и экспонатами уже не может ее удовлетворить? Или классика все же не стареет?
- Запрос публики на новаторство постоянный. Чем больше интересных подходов используют музеи к организации выставок, чем больше необычного представляют вокруг этой выставки, тем больше нужно им трудиться в следующий раз, потому что публика уже это видела. Вот у нас, например, 45 выставок в год, и мы каждый раз должны подойти к ним неформально и придумать, что особенного будет представлено на следующей экспозиции. Это непросто, но очень интересно. Работа в музее сегодня – это тяжелый труд. - Насколько активно современные технологии используются в музейном деле?
- Технологии очень помогают музеям. Если раньше мы ограничивались простым этикетажем, то теперь есть мультимедийные устройства, которые дают возможность получить гораздо больше информации. Мы можем гордиться приложением Artefact, которое внедрило Министерство культуры РФ: вы наводите телефон на предмет искусства и вам выдается информация о художнике, о времени написания картины, ее особенностях. Но при этом важно, чтобы высокие технологии не подменяли то, зачем люди ходят в музеи – подлинность музейной коллекции. - В чем, на ваш взгляд, состоит главная задача современных музеев?
- В музее есть четыре главных направления деятельности: комплектование, хранение, изучение, популяризация. Это квинтэссенция нашей работы. Сегодня меняются формы, но суть музея остается – это хранение, реставрация и передача из поколения в поколение тех предметов, которые годами, десятилетиями, веками хранятся и передаются потомкам. Музей – это институт памяти, который осуществляет связь между веками, поколениями и народами. - Государство помогает реализовать эту задачу, или поддержка его мало ощутима?
- Конечно, роль государства высока. Для музея государство это, прежде всего, учредитель. Сохранять государственное достояние – это государственная задача. В стране существует единый Музейный фонд Российской Федерации, в состав которого входят все музейные экспонаты по всей стране. Именно государство обеспечивает их сохранность, защиту и, в конце концов, платит зарплату сотрудникам. В то же время, перед музеями стоит задача и самим зарабатывать средства путем предоставления платных услуг, например, просветительских программ, расширения своей сферы деятельности, и музеи с этим достаточно успешно справляются.
Татьяна Рыбкина
Подпишитесь на наш телеграм-канал, чтобы всегда быть в самом центре культурной
жизни
Михаил Брызгалов, заместитель председателя оргкомитета «Интермузей-2018»: «Музеи России сегодня на высоте»
<h2>С 31 мая по 3 июня в Москве на территории ВДНХ прошел международный фестиваль профессиональных музейщиков - “Интермузей”. Об итогах фестиваля “Культуромании” рассказал Михаил Брызгалов – заместитель председателя Оргкомитета международного фестиваля «Интермузей-2018», заведующий кафедрой музейного дела и охраны культурного наследия МГИК, генеральный директор Российского национального музея музыки, заслуженный деятель искусств РФ.</h2>
<br>
<b> </b><span style="font-size: 14pt;"><b>- Михаил Аркадьевич, в этом году «Интермузей» отметил свое 20-летие. Какова история фестиваля?</b></span><br>
<span style="font-size: 14pt;"> </span><br>
<span style="font-size: 14pt;">
- Ровно 20 лет тому назад замечательные энтузиасты музейного дела – главный редактор журнала «Мир музея» Юрий Пищулин и журналист Татьяна Кибальчич придумали эту идею, которая сразу же была поддержана музейным сообществом. Она заключалась в том, чтобы объединить музейное сообщество для совместного решения профессиональных проблем, которые во все времена у музеев были, есть и будут. Идея осталась, но формат изменился. Все это делается для того, чтобы музейщики со всей страны находили здесь ответы на насущные вопросы. Фестиваль – это своего рода курсы повышения квалификации для профессионального сообщества. Общение стало гораздо шире, и есть некоторая демократичность в том, что крупные федеральные музеи находятся в одном ряду с муниципальными, региональными музеями. И для коллег нет проблемы подойти к директору любого музея, хранителю фонда, задать свои вопросы напрямую и получить ответы. </span><br>
<span style="font-size: 14pt;"> </span><br>
<span style="font-size: 14pt;"> <b>- Можно ли сказать, что юбилейный год стал для фестиваля «Интермузей» особым? В чем это проявилось?</b></span><br>
<span style="font-size: 14pt;"> </span><br>
<span style="font-size: 14pt;">
- Во-первых, в этом году площадкой проведения фестиваля был выбран огромный павильон на ВДНХ – 7 000 квадратных метров. Такого размаха у фестиваля еще не было. В нем одновременно участвовали 250 музеев из разных регионов России. Деловая программа включала в себя 250 мероприятий. Казалось бы, зачем делать так много, если люди все равно не успеют все посмотреть, но, с другой стороны, программа формируется заранее, публикуется, и каждый выстраивает для себя свою программу и имеет возможность принять участие в том мероприятии, которое ему интересно. В этому году председателем жюри конкурсной программы фестиваля была Ирина Александровна Антонова, высочайший профессионал и принципиальный человек, поэтому мы убеждены, что никаких вопросов по правильности присуждения тех или иных премий не возникает. </span><br>
<span style="font-size: 14pt;"> </span><br>
<b> </b><span style="font-size: 14pt;"><b>
- В фестивале принимали участие более 250 музеев – какова география участников?</b></span><br>
<span style="font-size: 14pt;"> </span><br>
<span style="font-size: 14pt;">
- К нам приехали представители музейного сообщества не только со всех регионов России – от Калининграда до Камчатки, но и зарубежные партнеры – 120 специалистов из 24 стран. Это Греция, Италия, Турция, Нидерланды, Финляндия, Чехия, Южный Судан, Беларусь и другие страны. Особым партнером в этом году стал «Форум славянских культур» (Любляна, Словения), которому в этом году исполняется 5 лет. Помимо этого для участия в деловой программе специально были приглашены спикеры – признанные мастера музейного дела из Великобритании, Венгрии, Германии, Италии, Латвии, Швейцарии, Украины и Эстонии. Они вели мастер-классы, обменивались опытом с российскими специалистами. Должен сказать, что если раньше мы смотрели с восторгом на опыт зарубежных коллег, то сегодня этот диалог ведется на равных, а некоторые музейные достижения у нас и выше. Например, в Российском национальном музее музыки в декабре 2017 года совместно с итальянскими коллегами из Музея скрипки в Кремоне, который считается образцовым с точки зрения представления шедевров музыкальных инструментов, была открыта выставка «Миф Страдивари». На выставке экспонировались десять инструментов из Госколлекции уникальных музыкальных инструментов РФ и пять инструментов из Музея скрипки. Итальянские партнеры отметили, что выставка получилась не хуже, чем у них. И многие музеи России сегодня и по технологиям, и по творческой идее, и по организации выставочного пространства находятся на высоте.</span><br>
<span style="font-size: 14pt;"> <b> </b></span><br>
<b> </b><span style="font-size: 14pt;"><b>
- Главная тема юбилейного XX фестиваля – «Музеи и общество». Почему была выбрана именно она?</b></span><br>
<span style="font-size: 14pt;"> </span><br>
<span style="font-size: 14pt;">
- Это вечная тема: работа музеев с различными аудиториями, сотрудничество с культурно-образовательными учреждениями, развитие инновационных подходов к представлению музейных коллекций. Большое внимание уделяется расширению образовательной и творческой деятельности музеев, их инклюзивной доступности, работе с волонтерскими движениями и реализации важных социальных инициатив, которых сегодня и у музея, и у общества очень много, и есть большое движение навстречу друг другу.</span><br>
<span style="font-size: 14pt;">
</span><br>
<span style="font-size: 14pt;"> <b>- Вы не первый год работаете в оргкомитете фестиваля «Интермузей». Отмечаете ли вы рост интереса посетителей к фестивалю?</b></span><br>
<span style="font-size: 14pt;"> </span><br>
<span style="font-size: 14pt;">
- Безусловно. Статистика хорошо ответит на этот вопрос: в 2015 году фестиваль посетило 16 тысяч человек, в 2016 – 35 тысяч, в 2017 – 41 тысяча, а в этом году - порядка 50 тысяч посетителей. Такой рост интереса закономерен, ведь среди музеев нет ни одного, который бы формально подошел к делу. Подойдите к любому стенду, и вы увидите, что там всегда есть творческое зерно. Отмечу, что «Интермузей» не предполагает показ экспонатов, это запрещено законом, хотя в будущем, возможно, будут созданы условия для того, чтобы музеи представляли один или несколько очень интересных экспонатов. На стендах представлены издательская продукция, последние достижения в сфере мультимедиа (приложения, VR), у посетителей есть возможность познакомиться с будущими проектами, обсудить их с экспертами, узнать их мнение о том, будут ли эти проекты иметь успех. </span><br>
<span style="font-size: 14pt;"> </span><br>
<span style="font-size: 14pt;"> <b>- Какие мероприятия проходили в рамках фестиваля именно для посетителей?</b></span><br>
<span style="font-size: 14pt;"> </span><br>
<span style="font-size: 14pt;">
- На фестивале была предусмотрена большая, разнообразная культурная программа. Выступали профессиональные творческие коллективы, например ансамбль имени Людмилы Зыкиной, проходили мастер-классы, был представлен проект «Моя виртуальная скульптура». Была представлена интересная детская программа, сформированная из представленных музеями программ – предложениям отбоя не было, так все хотели работать специально для детей. Все было сделано для того, чтобы рассказать детям о том, что происходит в музеях и привлечь юную аудиторию в музеи. </span><br>
<span style="font-size: 14pt;"> </span><br>
<b> </b><span style="font-size: 14pt;"><b>
- А в целом есть ли у вас ощущение, что публика стала более искушенной и старый добрый формат музеев как залов с витринами и экспонатами уже не может ее удовлетворить? Или классика все же не стареет?</b></span><br>
<span style="font-size: 14pt;"> </span><br>
<span style="font-size: 14pt;">
- Запрос публики на новаторство постоянный. Чем больше интересных подходов используют музеи к организации выставок, чем больше необычного представляют вокруг этой выставки, тем больше нужно им трудиться в следующий раз, потому что публика уже это видела. Вот у нас, например, 45 выставок в год, и мы каждый раз должны подойти к ним неформально и придумать, что особенного будет представлено на следующей экспозиции. Это непросто, но очень интересно. Работа в музее сегодня – это тяжелый труд. </span><br>
<span style="font-size: 14pt;"> </span><br>
<span style="font-size: 14pt;"> <b>- Насколько активно современные технологии используются в музейном деле?</b></span><br>
<span style="font-size: 14pt;"> </span><br>
<span style="font-size: 14pt;">
- Технологии очень помогают музеям. Если раньше мы ограничивались простым этикетажем, то теперь есть мультимедийные устройства, которые дают возможность получить гораздо больше информации. Мы можем гордиться приложением Artefact, которое внедрило Министерство культуры РФ: вы наводите телефон на предмет искусства и вам выдается информация о художнике, о времени написания картины, ее особенностях. Но при этом важно, чтобы высокие технологии не подменяли то, зачем люди ходят в музеи – подлинность музейной коллекции. </span><br>
<span style="font-size: 14pt;"> </span><br>
<span style="font-size: 14pt;"> <b>- В чем, на ваш взгляд, состоит главная задача современных музеев? </b></span><br>
<span style="font-size: 14pt;">
</span><br>
<span style="font-size: 14pt;">
- В музее есть четыре главных направления деятельности: комплектование, хранение, изучение, популяризация. Это квинтэссенция нашей работы. Сегодня меняются формы, но суть музея остается – это хранение, реставрация и передача из поколения в поколение тех предметов, которые годами, десятилетиями, веками хранятся и передаются потомкам. Музей – это институт памяти, который осуществляет связь между веками, поколениями и народами.</span><br>
<span style="font-size: 14pt;"> </span><br>
<span style="font-size: 14pt;"> <b>- Государство помогает реализовать эту задачу, или поддержка его мало ощутима?</b></span><br>
<span style="font-size: 14pt;"> </span><br>
<span style="font-size: 14pt;">
- Конечно, роль государства высока. Для музея государство это, прежде всего, учредитель. Сохранять государственное достояние – это государственная задача. В стране существует единый Музейный фонд Российской Федерации, в состав которого входят все музейные экспонаты по всей стране. Именно государство обеспечивает их сохранность, защиту и, в конце концов, платит зарплату сотрудникам. В то же время, перед музеями стоит задача и самим зарабатывать средства путем предоставления платных услуг, например, просветительских программ, расширения своей сферы деятельности, и музеи с этим достаточно успешно справляются.</span><br>
<span style="font-size: 14pt;"> </span><br>
<b> </b><span style="font-size: 14pt;"><b>
Татьяна Рыбкина </b></span>
<p>
</p>
https://kulturomania.ru
Михаил Брызгалов, заместитель председателя оргкомитета «Интермузей-2018»: «Музеи России сегодня на высоте»
Михаил Брызгалов, заместитель председателя оргкомитета «Интермузей-2018»: «Музеи России сегодня на высоте»
Михаил Брызгалов, заместитель председателя оргкомитета «Интермузей-2018»: «Музеи России сегодня на высоте»