«Маски отражают в себе историю и менталитет народа»

Коллекционирование/Арт-рынок

«Маски отражают в себе историю и менталитет народа»
16 Октября 2023, 12:48

Директор частного музея «Маски, лики, фигуры и энергоартефакты мира» Татьяна Болысова рассказала «Культуромании» о магических ритуалах, исполнении желания с помощью гвоздя, забитого в куклу, и о необъяснимых явлениях, сопровождающих «жизнь» масок.

Недавно «Культуромания» писала о том, что коллекционные маски могут стоить миллионы долларов. Директор частного музея «Маски, лики, фигуры и энергоартефакты мира» Татьяна Болысова рассказала «Культуромании» о магических ритуалах, исполнении желания с помощью гвоздя, забитого в куклу, и о необъяснимых явлениях, сопровождающих «жизнь» масок. 

— Татьяна, что можно увидеть в вашем музее? 

— У нас не просто музей, а Клуб-музей-лекторий «Маски, лики, фигуры и энергоартефакты мира». Поэтому я провожу и лекции, и семинары, и занятия для детей. Увидеть же можно собрание африканских и азиатских масок, женские украшения племенных союзов, изделия Латинской Америки и Океании, сказочные скульптуры российских мастеров по дереву и керамике, собрание религиозных четок. 

— Как появилась эта коллекция? 

— Формироваться она начала около двухсот лет назад в семье моего мужа. Тогда его предку подарили очень необычную маску. Мы до сих пор не можем понять, откуда она, по всей видимости, была сделана на заказ. Вот с нее и началась коллекция. Само же собрание — у нас 2000 экспонатов — немножко разношерстное. Есть очень интересные экспонаты, старинные, есть и современные работы отечественных мастеров. 

— Такая большая коллекция! Где же вы ее храните? 

— Собрание у нас живое, мы не просто храним у себя дома экспонаты, смотрим на них вместе с условными тараканами. Мы постоянно их выставляем, поэтому что-то находится дома, что-то — в хранилище, что-то постоянно кочует по выставкам. 

— Есть ли у музея «прописка» — постоянное место? 

— Несколько лет мы «просидели» в Измайловском Кремле, а когда началась эпидемия ковида, нас закрыли. Потом уже и смысла не было возвращаться, оказалось, что кочевая история даже интереснее, продуктивнее, поэтому решили оставить только выездные мероприятия. 

— Где вас можно найти, если человек хочет выставку посетить? 

— У нас есть сайт mif-mira.ru, на котором мы анонсируем, когда и где у нас проходят экспозиции. 

— Расскажите, пожалуйста, про географию экспонатов. 

— Есть маски и фигуры из Китая, есть очень большая красивая коллекция африканских масок и скульптур, много артефактов из Индии, Непала и Тибета, есть современные индейские маски из США и маски славянских божеств из России. Вообще, славянских языческих масок очень мало осталось, их сжигали, а потом они уже не были популярны, так скажем. 

— По какому принципу подбираете экспонаты в коллекции? 

— Происходит все совершенно по-разному. Иногда решение о покупке экспоната принимается спонтанно — просто видишь и тебе хочется этот объект. Иногда ищем маски целенаправленно. Бывает, что кто-то привозит из поездок, а бывает, что и дарят. 

— Можно ли сказать, что маски и предметы культа отражают отчасти дух народа? 

— Естественно, все маски, все скульптуры отражают в себе историю и менталитет народа. Например, азиатские маски в большинстве случаев очень экспрессивные, у них выпученные глаза, клыки, языки высунуты, и они всегда очень ярко раскрашены. А вот африканские маски напротив — менее яркие, лаконичные с геометрическими формами и замысловатым сюжетом. Встречались мне и африканские маски, похожие на маски инопланетян. 

— Как вы думаете, почему азиатские маски такие страшные с утрированными чертами лица? 

— Их вид — отражение мифологии, маски же изображают мифических героев, божеств. Для этого нужна экспрессия. Вдобавок надо понимать, что у них необыкновенная природа, полная буйства красок — горы, реки, океаны, совершенно сумасшедшая растительность. Мне кажется, жители региона вдохновлялись этой силой, мощью и переносили свои впечатления на предметы культа.

— Происходили с экспонатами мистические истории? 

— Да, у нас много таких историй собрано. Например, есть африканская скульптура, которая исполняет желания. К нам много раз приходили люди и говорили, что их желание исполнилось. Есть маленькая куколка — тоже из Африки — она была в племени талисманом, помогающим зачать и выносить ребенка. Когда у нас был стационарный музей в Измайловском Кремле, приходили женщины и обращались к ней за помощью. Еще заметила такую странность, что наши маски не терпят конкуренции. Когда их брали на различные проекты и вешали рядом с «чужими» экспонатами, то те падали или ломались. 

— Не боитесь находиться с такими силами в контакте? 

— Нет. Мне наоборот нравится, что такие проявления есть. Еще мы заметили, что маски могут немного менять положение на стене, словно они двигаются. Добавлю, что такая проявленность в физическом мире больше свойственна именно африканским маскам, а азиатским — в меньшей степени. Как правило, африканские маски используются в ритуалах и их окуривают дымом, и когда маска сюда приезжает, она, конечно, имеет сильный запах дыма. Потом — пахнуть перестает, но когда ее везут на выставку или что-то происходит, она вдруг начинает сильно пахнуть. Может быть, это связано с климатическими изменениями, а, может, маски радуются, что они начинают работать, показывать себя. 

— Страшно. А вы верующая или атеист? 

— Я много лет занимаюсь искусством, связанным с внутренним потенциалом человека, с энергетикой. Меня можно назвать энергопрактиком, поэтому я верю, что есть высший разум, но говорить о том, что эта вера правильная, а эта — неправильная, я не буду. 

— Как в ритуалах могли использоваться ваши экспонаты? 

— В большинстве ритуалов всегда используются маски, в них танцуют. Скажем, в Азии есть красивый ритуал «Мистерия цан»: ламы облачаются в маски различных гневных дхармапал (защитников учения Будды — «Культуромания») и с помощью танца на протяжении нескольких дней очищают пространство земли от злых духов, прогоняют их. Африканские маски тоже «танцуются» практически на всех мероприятиях в Африке от рождения сына вождя до похорон. 

— А вы знаете, в каком ритуале маска использовалась, или это не всегда понятно? 

— Чаще всего да, мы это знаем. 

— А есть интересные поверья, связанные с масками? 

— К примеру, на Шри-Ланке существует поверье, что маски Ракшасов (демонов) отпугивают злых духов и привлекают удачу, а маска с кобрами или с павлиньими хвостами может отвадить от дома смерть. Видите, в масках не только танцуют, ее еще вешают дома, она становится вашим талисманом. 

— У вас есть самые любимые экспонаты? 

— Я очень люблю скульптуру с гвоздями. Это африканская антропоморфная фигурка, которая исполняет желания. Скульптура полностью утыкана гвоздями. У африканских племен есть такой обычай, когда человек хочет сделать себе такую фетиш-скульптуру, он обращается к колдуну, тот проводит работу — заселяет духов, насыщает фигурку энергией. Заказчик, чтобы «активировать» куклу, должен вбить в нее гвоздь. 

— У вас есть своя фигурка, куда вы гвозди забиваете? 

— Нет, я просто смотрю на экспонат… Когда эту скульптуру мы отправляем на выставку, то пишем, что она может исполнить желание, просто нужно что-то взамен ей отдать, совершить мену. И знаете — люди постоянно что-то оставляют. Это очень интересно. 

— А вы были в Африке во время колдовских ритуалов? 

— Нет, в Африке я не была. А в Непале видела эти красивые ритуалы. Очень интересно было наблюдать. К этому процессу долго готовятся, проводится большая работа прежде, чем начнется действо. 

— Сейчас вы охотитесь за какой-нибудь маской или скульптурой? 

— Нет. В последнюю поездку в Индию я приобрела гималайскую шаманскую маску и пока свой аппетит удовлетворила. Маска из темного дерева, неэкспрессивная, достаточно красивая и я даже сказала бы элегантно сделанная. 

— А вообще на этой поляне коллекционеров масок и фигурок много коллекционеров? 

— Этническое коллекционирование, tribal, всегда было популярно, поэтому коллекционеры есть. Единственное — не все готовы свои собрания показывать. 

— Можно этническое коллекционирование считать инвестицией? 

— Сложный вопрос. Смотря какая маска, кому она до этого принадлежала, насколько она древняя. Маски могут стоить огромных денег, а могут и не стоить. Если человек захочет рассматривать это как вложение, ему тогда нужно очень хорошо промониторить рынок перед этим. У нас-то немного другая задача — просветительская. 

Елена Сердечнова 

Фото: предоставлено Татьяной Болысовой, публикуется с ее разрешения

Подпишитесь на наш телеграм-канал, чтобы всегда быть в самом центре культурной жизни

«Маски отражают в себе историю и менталитет народа»

<p> Недавно «Культуромания» писала о том, что коллекционные маски могут стоить миллионы долларов. Директор частного музея «Маски, лики, фигуры и энергоартефакты мира» Татьяна Болысова рассказала «Культуромании» о магических ритуалах, исполнении желания с помощью гвоздя, забитого в куклу, и о необъяснимых явлениях, сопровождающих «жизнь» масок.<span style="font-family: var(--ui-font-family-primary, var(--ui-font-family-helvetica));"> </span> </p> <p> <b>— Татьяна, что можно увидеть в вашем музее?</b><span style="font-family: var(--ui-font-family-primary, var(--ui-font-family-helvetica));"> </span> </p> <p> — У нас не просто музей, а Клуб-музей-лекторий «Маски, лики, фигуры и энергоартефакты мира». Поэтому я провожу и лекции, и семинары, и занятия для детей. Увидеть же можно собрание африканских и азиатских масок, женские украшения племенных союзов, изделия Латинской Америки и Океании, сказочные скульптуры российских мастеров по дереву и керамике, собрание религиозных четок.<span style="font-family: var(--ui-font-family-primary, var(--ui-font-family-helvetica));"> </span> </p> <p> <b> — Как появилась эта коллекция?</b><b style="font-family: var(--ui-font-family-primary, var(--ui-font-family-helvetica));"> </b> </p> <p> — Формироваться она начала около двухсот лет назад в семье моего мужа. Тогда его предку подарили очень необычную маску. Мы до сих пор не можем понять, откуда она, по всей видимости, была сделана на заказ. Вот с нее и началась коллекция. Само же собрание — у нас 2000 экспонатов — немножко разношерстное. Есть очень интересные экспонаты, старинные, есть и современные работы отечественных мастеров.<span style="font-family: var(--ui-font-family-primary, var(--ui-font-family-helvetica));"> </span> </p> <p> <b> — Такая большая коллекция! Где же вы ее храните?</b><b style="font-family: var(--ui-font-family-primary, var(--ui-font-family-helvetica));"> </b> </p> <p> — Собрание у нас живое, мы не просто храним у себя дома экспонаты, смотрим на них вместе с условными тараканами. Мы постоянно их выставляем, поэтому что-то находится дома, что-то — в хранилище, что-то постоянно кочует по выставкам.<span style="font-family: var(--ui-font-family-primary, var(--ui-font-family-helvetica));"> </span> </p> <p> <b>— Есть ли у музея </b>«<b>прописка</b>»<b> — постоянное место?</b><b style="font-family: var(--ui-font-family-primary, var(--ui-font-family-helvetica));"> </b> </p> <p> — Несколько лет мы «просидели» в Измайловском Кремле, а когда началась эпидемия ковида, нас закрыли. Потом уже и смысла не было возвращаться, оказалось, что кочевая история даже интереснее, продуктивнее, поэтому решили оставить только выездные мероприятия.<span style="font-family: var(--ui-font-family-primary, var(--ui-font-family-helvetica));"> </span> </p> <p> <b>— Где вас можно найти, если человек хочет выставку посетить?</b><span style="font-family: var(--ui-font-family-primary, var(--ui-font-family-helvetica));"> </span> </p> <p> — У нас есть сайт mif-mira.ru, на котором мы анонсируем, когда и где у нас проходят экспозиции.<span style="font-family: var(--ui-font-family-primary, var(--ui-font-family-helvetica));"> </span> </p> <p> <b>— Расскажите, пожалуйста, про географию экспонатов.</b><b style="font-family: var(--ui-font-family-primary, var(--ui-font-family-helvetica));"> </b> </p> <p> — Есть маски и фигуры из Китая, есть очень большая красивая коллекция африканских масок и скульптур, много артефактов из Индии, Непала и Тибета, есть современные индейские маски из США и маски славянских божеств из России. Вообще, славянских языческих масок очень мало осталось, их сжигали, а потом они уже не были популярны, так скажем.<b style="font-family: var(--ui-font-family-primary, var(--ui-font-family-helvetica));"> </b> </p> <p> <b>— По какому принципу подбираете экспонаты в коллекции?</b><b style="font-family: var(--ui-font-family-primary, var(--ui-font-family-helvetica));"> </b> </p> <p> — Происходит все совершенно по-разному. Иногда решение о покупке экспоната принимается спонтанно — просто видишь и тебе хочется этот объект. Иногда ищем маски целенаправленно. Бывает, что кто-то привозит из поездок, а бывает, что и дарят.<span style="font-family: var(--ui-font-family-primary, var(--ui-font-family-helvetica));"> </span> </p> <p> <b>— Можно ли сказать, что маски и предметы культа отражают отчасти дух народа?</b><b style="font-family: var(--ui-font-family-primary, var(--ui-font-family-helvetica));"> </b> </p> <p> — Естественно, все маски, все скульптуры отражают в себе историю и менталитет народа. <span style="font-family: var(--ui-font-family-primary, var(--ui-font-family-helvetica));">Например, азиатские маски в большинстве случаев очень экспрессивные, у них выпученные глаза, клыки, языки высунуты, и они всегда очень ярко раскрашены. А вот африканские маски напротив — менее яркие, лаконичные с геометрическими формами и замысловатым сюжетом. Встречались мне и африканские маски, похожие на маски инопланетян.</span><span style="font-family: var(--ui-font-family-primary, var(--ui-font-family-helvetica));"> </span> </p> <p> <b>— Как вы думаете, почему азиатские маски такие страшные с утрированными чертами лица?</b><span style="font-family: var(--ui-font-family-primary, var(--ui-font-family-helvetica));"> </span> </p> <p> — Их вид — отражение мифологии, маски же изображают мифических героев, божеств. Для этого нужна экспрессия. Вдобавок надо понимать, что у них необыкновенная природа, полная буйства красок — горы, реки, океаны, совершенно сумасшедшая растительность. Мне кажется, жители региона вдохновлялись этой силой, мощью и переносили свои впечатления на предметы культа. </p> <p> </p> <p> <b>— Происходили с экспонатами мистические истории?</b><b style="font-family: var(--ui-font-family-primary, var(--ui-font-family-helvetica));"> </b> </p> <p> — Да, у нас много таких историй собрано. Например, есть африканская скульптура, которая исполняет желания. К нам много раз приходили люди и говорили, что их желание исполнилось. Есть маленькая куколка — тоже из Африки — она была в племени талисманом, помогающим зачать и выносить ребенка. Когда у нас был стационарный музей в Измайловском Кремле, приходили женщины и обращались к ней за помощью. Еще заметила такую странность, что наши маски не терпят конкуренции. Когда их брали на различные проекты и вешали рядом с «чужими» экспонатами, то те падали или ломались.<span style="font-family: var(--ui-font-family-primary, var(--ui-font-family-helvetica));"> </span> </p> <p> <b>— Не боитесь находиться с такими силами в контакте?</b><span style="font-family: var(--ui-font-family-primary, var(--ui-font-family-helvetica));"> </span> </p> <p> — Нет. Мне наоборот нравится, что такие проявления есть. Еще мы заметили, что маски могут немного менять положение на стене, словно они двигаются. Добавлю, что такая проявленность в физическом мире больше свойственна именно африканским маскам, а азиатским — в меньшей степени. Как правило, африканские маски используются в ритуалах и их окуривают дымом, и когда маска сюда приезжает, она, конечно, имеет сильный запах дыма. Потом — пахнуть перестает, но когда ее везут на выставку или что-то происходит, она вдруг начинает сильно пахнуть. Может быть, это связано с климатическими изменениями, а, может, маски радуются, что они начинают работать, показывать себя.<span style="font-family: var(--ui-font-family-primary, var(--ui-font-family-helvetica));"> </span> </p> <p> <b>— Страшно. А вы верующая или атеист?</b><span style="font-family: var(--ui-font-family-primary, var(--ui-font-family-helvetica));"> </span> </p> <p> — Я много лет занимаюсь искусством, связанным с внутренним потенциалом человека, с энергетикой. Меня можно назвать энергопрактиком, поэтому я верю, что есть высший разум, но говорить о том, что эта вера правильная, а эта — неправильная, я не буду.<span style="font-family: var(--ui-font-family-primary, var(--ui-font-family-helvetica));"> </span> </p> <p> <b>— Как в ритуалах могли использоваться ваши экспонаты?</b><b style="font-family: var(--ui-font-family-primary, var(--ui-font-family-helvetica));"> </b> </p> <p> — В большинстве ритуалов всегда используются маски, в них танцуют. Скажем, в Азии есть красивый ритуал «Мистерия цан»: ламы облачаются в маски различных гневных дхармапал (защитников учения Будды — «Культуромания») и с помощью танца на протяжении нескольких дней очищают пространство земли от злых духов, прогоняют их. Африканские маски тоже «танцуются» практически на всех мероприятиях в Африке от рождения сына вождя до похорон.<span style="font-family: var(--ui-font-family-primary, var(--ui-font-family-helvetica));"> </span> </p> <p> <b>— А вы знаете, в каком ритуале маска использовалась, или это не всегда понятно?</b><b style="font-family: var(--ui-font-family-primary, var(--ui-font-family-helvetica));"> </b> </p> <p> — Чаще всего да, мы это знаем.<span style="font-family: var(--ui-font-family-primary, var(--ui-font-family-helvetica));"> </span> </p> <p> <b>— А есть интересные поверья, связанные с масками?</b><b style="font-family: var(--ui-font-family-primary, var(--ui-font-family-helvetica));"> </b> </p> <p> — К примеру, на Шри-Ланке существует поверье, что маски Ракшасов (демонов) отпугивают злых духов и привлекают удачу, а маска с кобрами или с павлиньими хвостами может отвадить от дома смерть. Видите, в масках не только танцуют, ее еще вешают дома, она становится вашим талисманом.<b style="font-family: var(--ui-font-family-primary, var(--ui-font-family-helvetica));"> </b> </p> <p> <b>— У вас есть самые любимые экспонаты?</b><b style="font-family: var(--ui-font-family-primary, var(--ui-font-family-helvetica));"> </b> </p> <p> — Я очень люблю скульптуру с гвоздями. Это африканская антропоморфная фигурка, которая исполняет желания. Скульптура полностью утыкана гвоздями. У африканских племен есть такой обычай, когда человек хочет сделать себе такую фетиш-скульптуру, он обращается к колдуну, тот проводит работу — заселяет духов, насыщает фигурку энергией. Заказчик, чтобы «активировать» куклу, должен вбить в нее гвоздь.<span style="font-family: var(--ui-font-family-primary, var(--ui-font-family-helvetica));"> </span> </p> <p> <b>— У вас есть своя фигурка, куда вы гвозди забиваете?</b><span style="font-family: var(--ui-font-family-primary, var(--ui-font-family-helvetica));"> </span> </p> <p> — Нет, я просто смотрю на экспонат… Когда эту скульптуру мы отправляем на выставку, то пишем, что она может исполнить желание, просто нужно что-то взамен ей отдать, совершить мену. И знаете — люди постоянно что-то оставляют. Это очень интересно.<span style="font-family: var(--ui-font-family-primary, var(--ui-font-family-helvetica));"> </span> </p> <p> <b>— А вы были в Африке во время колдовских ритуалов?</b><span style="font-family: var(--ui-font-family-primary, var(--ui-font-family-helvetica));"> </span> </p> <p> — Нет, в Африке я не была. А в Непале видела эти красивые ритуалы. Очень интересно было наблюдать. К этому процессу долго готовятся, проводится большая работа прежде, чем начнется действо.<span style="font-family: var(--ui-font-family-primary, var(--ui-font-family-helvetica));"> </span> </p> <p> <b>— Сейчас вы охотитесь за какой-нибудь маской или скульптурой?</b><b style="font-family: var(--ui-font-family-primary, var(--ui-font-family-helvetica));"> </b> </p> <p> — Нет. В последнюю поездку в Индию я приобрела гималайскую шаманскую маску и пока свой аппетит удовлетворила. Маска из темного дерева, неэкспрессивная, достаточно красивая и я даже сказала бы элегантно сделанная.<span style="font-family: var(--ui-font-family-primary, var(--ui-font-family-helvetica));"> </span> </p> <p> <b>— А вообще на этой поляне коллекционеров масок и фигурок много коллекционеров?</b><span style="font-family: var(--ui-font-family-primary, var(--ui-font-family-helvetica));"> </span> </p> <p> — Этническое коллекционирование, tribal, всегда было популярно, поэтому коллекционеры есть. Единственное — не все готовы свои собрания показывать.<span style="font-family: var(--ui-font-family-primary, var(--ui-font-family-helvetica));"> </span> </p> <p> <b>— Можно этническое коллекционирование считать инвестицией?</b><b style="font-family: var(--ui-font-family-primary, var(--ui-font-family-helvetica));"> </b> </p> <p> — Сложный вопрос. Смотря какая маска, кому она до этого принадлежала, насколько она древняя. Маски могут стоить огромных денег, а могут и не стоить. Если человек захочет рассматривать это как вложение, ему тогда нужно очень хорошо промониторить рынок перед этим. У нас-то немного другая задача — просветительская.<span style="font-family: var(--ui-font-family-primary, var(--ui-font-family-helvetica));"> </span> </p> <p> <b>Елена Сердечнова</b><b style="font-family: var(--ui-font-family-primary, var(--ui-font-family-helvetica));"> </b> </p> <p> <b>Фото: предоставлено Татьяной Болысовой, публикуется с ее разрешения</b> </p>

«Маски отражают в себе историю и менталитет народа»

«Маски отражают в себе историю и менталитет народа»

«Маски отражают в себе историю и менталитет народа»

«Маски отражают в себе историю и менталитет народа»

https://www.traditionrolex.com/2
https://www.traditionrolex.com/2