Директор частного музея «Маски, лики, фигуры и энергоартефакты мира» Татьяна Болысова рассказала «Культуромании» о магических ритуалах, исполнении желания с помощью гвоздя, забитого в куклу, и о необъяснимых явлениях, сопровождающих «жизнь» масок.
Недавно «Культуромания» писала о том, что коллекционные маски могут стоить миллионы долларов. Директор частного музея «Маски, лики, фигуры и энергоартефакты мира» Татьяна Болысова рассказала «Культуромании» о магических ритуалах, исполнении желания с помощью гвоздя, забитого в куклу, и о необъяснимых явлениях, сопровождающих «жизнь» масок.
— Татьяна, что можно увидеть в вашем музее?
— У нас не просто музей, а Клуб-музей-лекторий «Маски, лики, фигуры и энергоартефакты мира». Поэтому я провожу и лекции, и семинары, и занятия для детей. Увидеть же можно собрание африканских и азиатских масок, женские украшения племенных союзов, изделия Латинской Америки и Океании, сказочные скульптуры российских мастеров по дереву и керамике, собрание религиозных четок.
— Как появилась эта коллекция?
— Формироваться она начала около двухсот лет назад в семье моего мужа. Тогда его предку подарили очень необычную маску. Мы до сих пор не можем понять, откуда она, по всей видимости, была сделана на заказ. Вот с нее и началась коллекция. Само же собрание — у нас 2000 экспонатов — немножко разношерстное. Есть очень интересные экспонаты, старинные, есть и современные работы отечественных мастеров.
— Такая большая коллекция! Где же вы ее храните?
— Собрание у нас живое, мы не просто храним у себя дома экспонаты, смотрим на них вместе с условными тараканами. Мы постоянно их выставляем, поэтому что-то находится дома, что-то — в хранилище, что-то постоянно кочует по выставкам.
— Есть ли у музея «прописка» — постоянное место?
— Несколько лет мы «просидели» в Измайловском Кремле, а когда началась эпидемия ковида, нас закрыли. Потом уже и смысла не было возвращаться, оказалось, что кочевая история даже интереснее, продуктивнее, поэтому решили оставить только выездные мероприятия.
— Где вас можно найти, если человек хочет выставку посетить?
— У нас есть сайт mif-mira.ru, на котором мы анонсируем, когда и где у нас проходят экспозиции.
— Расскажите, пожалуйста, про географию экспонатов.
— Есть маски и фигуры из Китая, есть очень большая красивая коллекция африканских масок и скульптур, много артефактов из Индии, Непала и Тибета, есть современные индейские маски из США и маски славянских божеств из России. Вообще, славянских языческих масок очень мало осталось, их сжигали, а потом они уже не были популярны, так скажем.
— По какому принципу подбираете экспонаты в коллекции?
— Происходит все совершенно по-разному. Иногда решение о покупке экспоната принимается спонтанно — просто видишь и тебе хочется этот объект. Иногда ищем маски целенаправленно. Бывает, что кто-то привозит из поездок, а бывает, что и дарят.
— Можно ли сказать, что маски и предметы культа отражают отчасти дух народа?
— Естественно, все маски, все скульптуры отражают в себе историю и менталитет народа. Например, азиатские маски в большинстве случаев очень экспрессивные, у них выпученные глаза, клыки, языки высунуты, и они всегда очень ярко раскрашены. А вот африканские маски напротив — менее яркие, лаконичные с геометрическими формами и замысловатым сюжетом. Встречались мне и африканские маски, похожие на маски инопланетян.
— Как вы думаете, почему азиатские маски такие страшные с утрированными чертами лица?
— Их вид — отражение мифологии, маски же изображают мифических героев, божеств. Для этого нужна экспрессия. Вдобавок надо понимать, что у них необыкновенная природа, полная буйства красок — горы, реки, океаны, совершенно сумасшедшая растительность. Мне кажется, жители региона вдохновлялись этой силой, мощью и переносили свои впечатления на предметы культа.
— Происходили с экспонатами мистические истории?
— Да, у нас много таких историй собрано. Например, есть африканская скульптура, которая исполняет желания. К нам много раз приходили люди и говорили, что их желание исполнилось. Есть маленькая куколка — тоже из Африки — она была в племени талисманом, помогающим зачать и выносить ребенка. Когда у нас был стационарный музей в Измайловском Кремле, приходили женщины и обращались к ней за помощью. Еще заметила такую странность, что наши маски не терпят конкуренции. Когда их брали на различные проекты и вешали рядом с «чужими» экспонатами, то те падали или ломались.
— Не боитесь находиться с такими силами в контакте?
— Нет. Мне наоборот нравится, что такие проявления есть. Еще мы заметили, что маски могут немного менять положение на стене, словно они двигаются. Добавлю, что такая проявленность в физическом мире больше свойственна именно африканским маскам, а азиатским — в меньшей степени. Как правило, африканские маски используются в ритуалах и их окуривают дымом, и когда маска сюда приезжает, она, конечно, имеет сильный запах дыма. Потом — пахнуть перестает, но когда ее везут на выставку или что-то происходит, она вдруг начинает сильно пахнуть. Может быть, это связано с климатическими изменениями, а, может, маски радуются, что они начинают работать, показывать себя.
— Страшно. А вы верующая или атеист?
— Я много лет занимаюсь искусством, связанным с внутренним потенциалом человека, с энергетикой. Меня можно назвать энергопрактиком, поэтому я верю, что есть высший разум, но говорить о том, что эта вера правильная, а эта — неправильная, я не буду.
— Как в ритуалах могли использоваться ваши экспонаты?
— В большинстве ритуалов всегда используются маски, в них танцуют. Скажем, в Азии есть красивый ритуал «Мистерия цан»: ламы облачаются в маски различных гневных дхармапал (защитников учения Будды — «Культуромания») и с помощью танца на протяжении нескольких дней очищают пространство земли от злых духов, прогоняют их. Африканские маски тоже «танцуются» практически на всех мероприятиях в Африке от рождения сына вождя до похорон.
— А вы знаете, в каком ритуале маска использовалась, или это не всегда понятно?
— Чаще всего да, мы это знаем.
— А есть интересные поверья, связанные с масками?
— К примеру, на Шри-Ланке существует поверье, что маски Ракшасов (демонов) отпугивают злых духов и привлекают удачу, а маска с кобрами или с павлиньими хвостами может отвадить от дома смерть. Видите, в масках не только танцуют, ее еще вешают дома, она становится вашим талисманом.
— У вас есть самые любимые экспонаты?
— Я очень люблю скульптуру с гвоздями. Это африканская антропоморфная фигурка, которая исполняет желания. Скульптура полностью утыкана гвоздями. У африканских племен есть такой обычай, когда человек хочет сделать себе такую фетиш-скульптуру, он обращается к колдуну, тот проводит работу — заселяет духов, насыщает фигурку энергией. Заказчик, чтобы «активировать» куклу, должен вбить в нее гвоздь.
— У вас есть своя фигурка, куда вы гвозди забиваете?
— Нет, я просто смотрю на экспонат… Когда эту скульптуру мы отправляем на выставку, то пишем, что она может исполнить желание, просто нужно что-то взамен ей отдать, совершить мену. И знаете — люди постоянно что-то оставляют. Это очень интересно.
— А вы были в Африке во время колдовских ритуалов?
— Нет, в Африке я не была. А в Непале видела эти красивые ритуалы. Очень интересно было наблюдать. К этому процессу долго готовятся, проводится большая работа прежде, чем начнется действо.
— Сейчас вы охотитесь за какой-нибудь маской или скульптурой?
— Нет. В последнюю поездку в Индию я приобрела гималайскую шаманскую маску и пока свой аппетит удовлетворила. Маска из темного дерева, неэкспрессивная, достаточно красивая и я даже сказала бы элегантно сделанная.
— А вообще на этой поляне коллекционеров масок и фигурок много коллекционеров?
— Этническое коллекционирование, tribal, всегда было популярно, поэтому коллекционеры есть. Единственное — не все готовы свои собрания показывать.
— Можно этническое коллекционирование считать инвестицией?
— Сложный вопрос. Смотря какая маска, кому она до этого принадлежала, насколько она древняя. Маски могут стоить огромных денег, а могут и не стоить. Если человек захочет рассматривать это как вложение, ему тогда нужно очень хорошо промониторить рынок перед этим. У нас-то немного другая задача — просветительская.
Елена Сердечнова
Фото: предоставлено Татьяной Болысовой, публикуется с ее разрешения