Одежда всегда играла для человека особую роль. Помимо собственно утилитарной функции, это был способ самовыражения личности, ее социальной интеграции. Костюм – неотъемлемая часть культуры. Корреспондент «Культуромании» поговорил об этом со специалистом по истории костюма Марьяной Скуратовской.
Одежда всегда играла для человека особую роль. Помимо собственно утилитарной функции, это был способ самовыражения личности, ее социальной интеграции. Костюм – неотъемлемая часть культуры. Корреспондент «Культуромании» поговорил об этом со специалистом по истории костюма Марьяной Скуратовской.
- Как вы пришли к исследованию истории моды?
- Мой дедушка был известным киевским художником, мама - искусствовед, отец – литературовед, а я стала историком. Училась на историческом факультете Киевского университета. Там была кафедра археологии, музееведения и этнографии. Так я и получила историческую базу. Меня с детства интересовала портретная живопись, хотелось понять, почему люди на картинах одеты именно так, я всматривалась в детали их одежды. Например, мне очень нравились портреты Антониса Ван Дейка, изображающие детей короля Карла I. Там были мальчики в платьях. И меня в детстве очень мучил вопрос - почему их так нарядили? А в книгах, которые мне тогда попадались, ответа на не было. Так что все эти модные тонкости я выясняла уже потом. Со временем я увлеклась и старинными танцами. Они выглядят красивее и правильнее, когда и сам ты одет соответствующим образом. Так что пришлось самой всё это начать носить, и... мне понравилось!
- Вы не только изучаете историю костюма, но и создаёте, повторяете образы сами. Зачем?
- Я занимаюсь историческими танцами, а это требует разных костюмов для разных эпох. Сама не умею шить, так что заказываю, но иногда делаю к ним аксессуары. В основном это костюмы, стилизованные под XIX век, хотя есть и под XVI век, под Флоренцию XV века. Есть костюм-стилизация под начало XVIII века, и даже XIII век. Но XIX века, конечно, больше всего. Там 7 или 8 полных комплектов. В XIX веке мода менялась очень стремительно, буквально каждые десять лет, так что костюмов нужно много.
- Костюмы каких исторических периодов вас интересуют больше всего и почему?
- Если говорить об изучении костюма, то меня интересуют все периоды, начиная с Ренессанса. Но если о любимых периодах, то это Англия XVI и XVII веков и общеевропейская мода XIX века. Возможно потому, что костюмы этих эпох мне по-настоящему идут и отвечают моим эстетическим запросам. Иногда бывает так, что смотришь на костюм и понимаешь, что он плохо будет смотреться: может укорачивать ноги, делать более длинным торс, словом, искажать пропорции. Но при этом сам по себе костюм настолько интересен, что от него трудно оторвать глаза.
- Вы сегодня прочитали лекцию, посвящённую влиянию Марлен Дитрих на мир моды. Что такого необычного она привнесла в мир?
- Марлен Дитрих мне всегда импонировала тем, что она полностью сделала себя сама. Та богиня экрана, которую мы видим - это результат очень тяжёлой работы. Если сравнить её с фотографиями из детства и юности, то она стала совсем другим человеком. Узнать можно только по отдельным чертам. Это такое знакомое лицо - высокие скулы, впалые щёки, особым образом подсвеченные, светлые волосы - результат стараний Марлен, её наставников и помощников. А ещё она смогла найти тот образ, который нравился одновременно и мужчинам, и женщинам. К тому же, была очень смелой - носила то, что тогда не было принято. Например, брючные костюмы. И за то, что сейчас мы, женщины, носим брюки, надо поблагодарить и её. Когда-то за ношение брюк женщину могли арестовать.
- В те времена, в 20-30-е годы XX века, в Советском Союзе гендерные требования были сильно мягче, чем в Европе и в США…
- Да, верно. Но здесь мы говорим именно о моде, а она исходила из Европы. Но образ Марлен определённо оказывал влияние на актрису Любовь Орлову, которой подражали другие советские женщины. Кстати, в наше время стиль небрежной маскулинности в женском костюме нередко отсылка именно к образам Марлен. Мы следуем по её пути, даже не отдавая себе отчёт о том, что делаем это.
- Если говорить о русской моде как таковой. С чем связан ваш интерес к моде поздних Романовых?
- Мне в принципе нравится мода конца XIX - начало XX веков, “прекрасная эпоха”. То время, когда в России тоже были замечательные мастера и портные. Например, великая Надежда Петровна Ламанова, одна из самых известных русских кутюрье. Это человек с уникальной судьбой, она поначалу одевала аристократию, богему и дам семьи Романовых, а затем продолжила работать и при советской власти. Были и другие знаменитые мастера. Можно полюбоваться замечательными портретами кисти художников той эпохи: Петербург Серебряного века, Москва Серебряного века... На этих портретах есть восхитительные платья, в том числе и наших мастеров, конечно же. Также издавались интересные русские журналы, причём не только переводные, а именно русские, с нашими историями, посвящёнными моде.
- Оказывала ли русская мода влияние на европейскую?
- До 20-х годов XX века - практически нет. Только какие-то отдельные эпизоды. Например, когда девушка из аристократической русской семьи вышла замуж за англичанина в 1916 году, то она одела своих подружек в русском стиле, и в русском же стиле был её собственный наряд. Журналы сходили с ума от восторга. Поспособствовала и Первая мировая война, в которой Россия принимала участие. Но о серьёзном влиянии до 20-х годов говорить всё-таки нельзя.
- А что же произошло в 20-е?
- Огромный поток русских красавиц, которые зарабатывали себе на жизнь, работая манекенщицами, швеями и вышивальщицами, хлынул в Европу. Они прекрасно владели рукоделием, которым увлекались, как и многие женщины высокого происхождения. Но за границей им пришлось выживать, хобби превратилось в работу. И в итоге появились, например, прекрасные русские вышивки, которые в своих работах использовала сама Коко Шанель. Стала популярна отделка одежды мехом, который ассоциировался именно с Россией. Кстати, одним из возлюбленных Коко Шанель был представитель дома Романовых, который показывал ей роскошные фамильные драгоценности. Она ввела в моду бижутерию, огромные кресты, массивные браслеты и тому подобное. В немалой степени источником вдохновения послужили именно драгоценности дома Романовых. Русские девушки были очень красивыми и украшали собой модные показы. Именно они привнесли в профессию манекенщиц дух аристократизма. "Манекен", как тогда говорили, был не слишком почётным родом деятельности.
- Русская мода - это не только современность. Как повлияли на её развитие русские народные костюмы?
- В своё время я заинтересовалась, как народные костюмы повлияли на аристократические. Потому что до начала XVIII века и прихода на царствование Петра I Россия сохраняла свою индивидуальность в костюме. Пётр, пытаясь изменить страну, заодно менял и одежду. Естественно, это был не очень быстрый процесс. Не то чтобы в мгновение ока все стали одеваться по-европейски. Но, тем не менее, в течение века аристократы перешли на европейский костюм. А моду в ту эпоху задавала Франция.
Но очень интересно изучать, как, например, Екатерина Вторая пыталась ввести в придворный костюм отдельные элементы русской моды. В частности, по ее инициативе появилось особое русское придворное платье, и одна из его разновидностей даже вошла в моду в Париже. Это было ей очень лестно, и Екатерина в письмах друзьям выспрашивала: “А как там в Париже, носят ли платья по царице?” Но это увлечение было краткосрочным. Подогрела интерес к народному костюму война 1812 года. Как тогда вспоминали современники: “Дамы нарядились в сарафаны и кокошники, и не скоро с ними расстались”. А в середине 1830-х годов император Николай Первый буквально одел всю Россию в единую униформу, и униформа русских придворных дам тоже была с отдельными элементами русского стиля.
Проводились также знаменитые маскарады в русском стиле, например, маскарад 1880-х годов, который провёл один из великих князей. Знаменитый большой бал 1903 года дома Романовых...
- А сейчас, в современной моде, находится место русскому костюму?
- Сложно назвать современных русских дизайнеров, кто не работал бы с этим стилем. Я в своё время довольно долго работала с Вячеславом Михайловичем Зайцевым. Он много рассказывал о своём творчестве, и русская тема всегда красной нитью проходит через его работы. И многие его коллекции носят следы прекрасного, яркого и нарядного русского стиля.
- Вы ведь воспроизводите не только исторические костюмы, но и одежду из художественных произведений, фильмов и игр. Все ли они имеют какую-то историческую основу, или основываются исключительно на полёте фантазии?
- Честно говоря, я не могу придумать абсолютно фантастическое существо, и, образно выражаясь, беру ноги льва, хвост павлина, голову орла и составляю всё это вместе. Так же и с костюмами - я вижу составные части и могу их как-то поменять местами, переделать по-другому. Так что мои фантазии – это микс из разных эпох. А ещё я люблю наблюдать за тем, как в костюмах, созданных современными дизайнерами, прослеживаются элементы костюмов прошлых эпох. Допустим, это часто встречалось в коллекциях Александра Маккуина. Смотришь на его работы и думаешь - это ведь Англия XVI века! Или рассматриваешь коллекцию для Шанель начала 2000-х от Лагерфельда - ведь это XVIII век! Очень люблю такое улавливать и потом применять.
- Каков ваш любимый вымышленный мир, для которого вы придумали костюм?
- Мне нравится книжный цикл, который написала Лоис Макмастер Буджолд, он посвящён вымышленному месту, которое называется "Барраяр". И хотя сама автор считает, что герои одеваются в стиле Эдвардианской эпохи, то есть начала 1900-х годов, я с ней не согласна. Она, пусть и блестящий писатель, всё-таки не специалист по истории костюма. Судя по тому, что мы знаем о мире, герои могут одеваться в стиле наших 1950-х. Поэтому, когда я представляю себе персонажа этой вселенной, то мысленно одеваю в соответствующие костюмы, включая платья от Диора.
Анна Маганет-Юрова