Передача Радищевскому музею исторического особняка – событие ожидаемое и закономерное. Музей располагает обширной коллекций русского авангарда, классическими произведениями и актуальными объектами, является центром художественной жизни Саратова. Кроме того, это событие продолжает уже наметившийся тренд: расширение и обновление крупных музеев. О том, как региональный художественный музей постепенно становится одним из центров авангарда, а также о проблеме музейной экспансии, рассказывает директор Саратовского музея Людмила Калинина.
- В сентябре текущего года Радищевский музей получил в пользование новое здание. Что это событие означает для самого музея и для культурной жизни Саратова?
- В ведении нашегохудожественного музея – девять зданий и пять филиалов. Но любому российскому музею, независимо от того, расположен ли он в столице или в провинции, не хватает места для фондохранилища. Поэтому большую часть экспозиционных площадей нередко занимают именно фонды. Проблема развести выставочные площади и хранилища стоит всегда очень остро. Мы очень рады, что сейчас появилась возможность изменить ситуацию к лучшему. Наша основная экспозиция расположена в историческом здании, которому недавно исполнилось сто тридцать два года.Это – первый общедоступный музей России, он был создан Алексеем Петровичем Боголюбовым. И сама постройка является объектом культурного наследия. Новое здание, переданное нам, расположено рядом с основным корпусом, и оно всего на пять лет моложе. К тому же, по архитектурному решению постройка похожа на главное здание. Последние восемьдесят пять лет на ее территории располагалось учебное заведение, поэтому она пока что не приспособлена под музей и требует особого внимания и дополнительного исследования. Сейчас мы проводим там временные выставки, не требующие специфических условия экспонирования. Здесь планируется создать музей современного искусства, в основу которого ляжет наша ретроспективная коллекция русского авангарда. Она насчитывает около двухсот пятидесяти экспонатов, начиная с 1920-х годов и до художников наших дней.
Несмотря на то, что наш музей классический, мы формируем сегодня коллекцию в большей степени за счет произведений художников ХХ века. Кстати, в сентябре открылся наш филиал в городе Энгельсе с экспозицией «Шедевры ХХ века», так что начало развитию этого направления положено. Для новых экспозиций предполагается создание пространств-трансформеров с использованием современных музейных технологий.
Культуромания: Какой процент произведений скрыт от глаз зрителей?
- Мы экспонируем в пределах десяти процентов фондов. Даже если захотеть показать «все», то для этого не хватит экспозиционных площадей. Скажем, на выставке мы можем продемонстрировать только двести-двести пятьдесят объектов.
- Хотелось бы спросить в связи с этим о вашем договоре о сотрудничестве с Музеем искусства Санкт-Петербурга XX-XXI веков…
- В Саратове проживает восемьсот тысяч жителей, но туристический поток не так велик, как бы нам хотелось, мы работаем в основном для жителей нашего региона. И чтобы поддерживать постоянный интерес, должны вносить разнообразие в свою деятельность. Поэтому мы отсматриваем разных художников Москвы, Санкт-Петербурга, тесно сотрудничаем со многими художественными галереями. И Музей искусства ХХ-ХХI века в Санкт-Петербурге – это один из новых партнеров по приоритетному для нас направлению искусства ХХ века.
- Современное искусство требует особых экспозиционных решений. Какие планы у музея в связи с этим?
- Все зависит от самого художника, от конкретной выставки. Например, сейчас мы показываем «Корабль дураков», кукольное искусство экспериментальной творческой мастерской "DollArt.ru" Российской академии художеств и Творческого союза художников России. У организаторов есть свое художественное видение,которое они и предлагают зрителям. Пока мы не можем похвастаться широкомасштабными мультимедийными проектами, так как для этого необходимо специальное оборудование. Но мы к этому стремимся.
- Как принимают зрители современные выставки?
- Музей формирует зрителя: мы прививаем вкус к новым формам искусства. Сегодня среди зрителей много молодежи. Все музеи движутся приблизительно в одинаковых направлениях. И в Саратове тоже отмечается рост зрительского интереса к современному искусству. Интересно, что меняется социальный состав: заметно молодеет публика, популярны «семейные выходные» в музее, интерактивные занятия для детей и взрослых. Наши дополнительные программы связаны с текущими выставками, и все это вместе вызывает большой интерес к музею. Особенно это заметно по акции «Ночь в музее», которую мы стали устраивать одними из первых в России более десяти лет назад.
- А как происходит отбор новых произведений для фондов?
- В основном мы формируем коллекцию за счет даров. Мы очень признательны всем художникам, которые у нас выставляются. Как правило, после выставки они дарят музею свои произведения. Скажем, недавно художник Малолетков, прекрасный график, подарил нам восемьдесят своих работ.
- На что вы ориентируетесь при планировании выставок?
- Мы стремимся показывать лучшие коллекции российских музеев. У нас обязательно проходит не меньше двух выставок в год с участием работ из крупнейших музейных собраний страны. Мы также показываем современное искусство, актуальных художников, создающих произведения в разных манерах. Нередко к нам обращаются с просьбой провести у нас ту или иную выставку. Если у художника хороший уровень, то причин для отказа нет, но очередь расписана почти на два года вперед. Конечно, мы уделяем большое вниманиеи художникам саратовской школы, а также детскому творчеству. Наша цель – воспитать будущих зрителей. Мы хотели бы сделать музей и его филиалы максимально привлекательными и комфортными для посещения.
Автор статьи: Екатерина Ким