Французский художник Лоран Грассо -- лауреат премии Марселя Дюшана 2008 года, участник международных биеннале, чьи работы можно увидеть в музеях современного искусства Монреаля, Bass Museum of Art в Майами, Palais de Tokyo, Jeu de Paume и Центре Помпиду в Париже, автор концептуальных фильмов – поделился с нами соображениями на вечную тему - что же такое “жить”. Об этом и многом другом он рассказал корреспонденту “Культуромании”.
-- В своих фильмах вы пытаетесь показать сущности как природных объектов, так и объектов рукотворных. В чем особенность вашего подхода?
-- Кинокартины сняты по принципу “летающих объектов”. Камера перемещается так, как будто вы спите или являетесь призраками. Словно у зрителей есть абсолютный доступ к реальности, и они свободно могут лететь, куда захотят.
-- Какова главная, объединяющая идея всех ваших фильмов?
-- Проникнуть в мировоззрение людей, попытаться поменять его. Чтобы на сеансах моих фильмов зрители забывали о том, где находятся, погружались в медитацию, своего рода гипнотическое состояние. Поэтому я использую камеру больше для передачи чувств, чем информации.
-- Как вам помогают в реализации ваших идей специальные технические приспособления?
-- Все эти приспособления - лишь дополнительные инструменты. Я рисую, делаю скетчи, скульптуры. Всегда стараюсь использовать то, что имею под рукой. Постоянно находятся новые инструменты, чтобы показать мир еще с одной точки зрения. Хорошо, что сейчас художник может снимать кино также легко, как лепить скульптуру или писать картину. Но главное - это умение передать идею и показать её зрителям.
-- Чем вы вдохновляетесь в вашей работе?
-- Встречаюсь с людьми, путешествую, узнаю много нового. Люблю путешествовать, потому что мой разум от этого становится точнее и острее. Так я получаю больше свободы творчества, а это для меня крайне важно.
-- Познакомились ли с Москвой? Смогли бы сделать фильм о России?
-- Да, я мог бы сделать фильм об этом месте. Потому что, находясь здесь, я начинаю понимать, чем на самом деле является Россия. Люди здесь действительно особенные. Ваш подход к изучению мира очень эмоционален. И это необычно, потому что во Франции превалирует реалистичный взгляд на вещи, как и в остальной Европе. Вы всё-таки ближе к азиатскому подходу к жизни. И меня это невероятно вдохновляет!
-- Получается, азиатский подход вам ближе?
-- Мне нравится европейское искусство, особенно итальянское. Но у меня есть много знакомых в Азии, которым нравятся мои работы. Их мир является необычной смесью высоких технологий и древней истории. И я занимаю себя тем, что мысленно путешествую от одного периода времени к другому. Азиаты к такому образу жизни и мысли привыкли. Они живут в культуре храмов, древних традиций и религий, мистицизма и шаманизма по сей день. Например, однажды я делал проект в Японии. И это было очень интересно, потому что в процессе все верили, что их окружают духи. Но при этом пользовались такими высокими технологиями, которые нам сложно представить.
-- Какой из ваших предыдущих проектов вам нравится больше всего?
-- Конечно же, следующие! Я занимаюсь сразу несколькими одновременно. И сейчас в основном путешествую и заряжаюсь идеями. В том числе и выезжаю за пределы Москвы, чтобы посмотреть Россию и с другой стороны. Очень полезно поехать в какой-нибудь небольшой город или деревню. В первую очередь, чтобы лучше понять, как люди думают. Ну и получше изучить идеи космизма, а также дореволюционные традиции и ещё несколько тем.
-- Что значит для вас «жить»?
-- Быть живым для меня - значит работать, встречать новых людей, сотрудничать с ними, взаимодействовать.
-- А сама жизнь, как она есть, может по вашему мнению быть частью культуры?
-- Конечно. На самом деле, жить -- это тоже искусство, которому нужно учиться. Для начала выжить, потом найти цели. И это порой нелегко.
-- На Западе бытует мнение, что русские люди часто депрессивны. Вы с ним согласны?
-- Сейчас так можно сказать про любую культуру и любых людей. Мы все в какой-то мере депрессивные. Франция так вообще располагает к депрессии сама по себе. Время сейчас непростое, у всех нас есть поводы падать духом. Каждый день происходит что-то ужасное, возникают какие-то проблемы в обществе -- экономические, социальные, экологические.
Анна Маганет-Юрова