В Музее имени Бахрушина открылась выставка, на которой главными экспонатами являются не фотографии и архивные документы, хотя они здесь тоже есть, а личные вещи Галины Сергеевны Улановой
Для современного зрителя в этом нет ничего удивительного: жизнь «звезд» сегодня открыта до мельчайших подробностей, достаточно заглянуть в инстаграм той или иной дивы, и ты узнаешь, что она ест, пьет, покупает, куда ездит отдыхать, причем в мельчайших подробностях.
Во времена Улановой все было не так: примой советского балета можно было восхищаться, знать ее лучшие роли, ее партнеров по сцене и ее официальную биографию – и не больше. Галина Сергеевна Уланова считала, что ее личная жизнь не нужна «человеку в метро», к журналистам относилась настороженно, а книгу, в которой собиралась рассказать о себе, так и не успела написать. Поэтому всем, кто хочет узнать, как жила самая знаменитая балерина советской эпохи, приходится довольствоваться сухими энциклопедическими данными: родилась в 1909 году, при Николае II, в семье артистов балета Мариинского театра, в балетное училище поступила в 1919-м, через десять лет станцевала свою первую Одетту и сразу стала лучшей.
Поскольку все лучшее должно было находиться в столице, ее перевели из Кировского театра в Большой. Как в армии, приказом. Уланова была «лицом» советского балета: четыре Сталинских премии и корзина роз от Риббентропа, который увидел ее на сцене перед заключением скандального пакта. Все это никак не сказалось ни на ее самоощущении, ни на ее репутации в балетном мире. Лучше всех сказал об этом Рудольф Нуреев: «Только она, первая балерина мира, оказалась способна неуклонно идти своей дорогой, всегда непритязательная, скромно одетая, целиком поглощенная танцем и совершенно невосприимчивая ко всяким театральным интригам. Ее внутренняя сила, ее человеческие качества – вот причина того, почему она остается чистой, не развращенной бытом театра».
Выставка в Бахрушинском музее добавляет к образу главной советской балерины новые черты. Что-то новое увидели в ней даже те, кто так хорошо знал Галину Сергеевну Уланову, как Николай Цискаридзе, который побывал на открытии выставки.
- Я не понаслышке знаю, кто такая Уланова. Галина Сергеевна ушла из жизни 21 марта 1998 года, а уже на следующий день вышел некролог, в котором Борис Александрович Львов-Анохин, ее официальный биограф, написал, что я ее последний ученик и сделал последний этап ее творческой жизни насыщенным.
Когда я пришел на работу и увидел некролог, в котором было написано, что Уланова ушла из жизни на 89-м году, я понял, наконец, какая большая у нас была разница в возрасте. На репетициях я прыгал с ней рядом, поднимал ее, она показывала мне обводки, вращения, я понимал, что она легенда и очень взрослый человек, но мне не приходило в голову посчитать, насколько она меня старше. Галина Сергеевна была очень закрытым человеком, несмотря на то, что иногда Большой театр предоставлял нам после спектакля одна машину и мы ехали вместе, разговаривали, и я доводил ее до подъезда, я никогда не был у нее дома. Я пришел в эту квартиру, которая сейчас является филиалом музея имени Бахрушина, только спустя десять лет после ее кончины, потому что я не мог переступить порог этого дома, уважая Галину Сергеевну и ее скрытность. Она была человеком с великолепным чувством юмора, у нее был очень острый язык, но она это никому не демонстрировала, кроме своих. В последние месяцы ее жизни мне повезло попасть в круг людей, которым она открывалась. Я думаю, что даже после того как все увидят вещи, которые Галина Сергеевна сохранила в своей квартире, она для нас останется тайной. Она была человеком необыкновенным, с очень неординарной судьбой.
Время нашего общения было нелегким для нее, это были последние годы ее жизни. Умерла ее компаньонка, и Галина Сергеевна осталась одна. Пережила предательство многих учениц. Может быть, многие из присутствующих помнят тот трагический момент, когда Галине Сергеевне в 1990-х вручали «Золотую Маску» в номинации «За честь и достоинство», и она, понимая, что скоро уйдет, стала рассказывать что-то, и ее зашикали, потому что она говорила слишком долго. И такое выпало на ее долю. Каждый день, общаясь после репетиции, мы обсуждали все то, с чем ей пришлось столкнуться. Мне очень приятно, что ее вспоминают, она осталась символом для огромного количества почитателей.
В Бахрушинском музее решили, что закрытость Галины Улановой может стать основой для концепции выставки, приуроченной к 110-летию со дня ее рождения. В экспозиции есть предметы, которые могут не просто удивить знатоков творчества балерины, но полностью перевернуть представление о ней, - считают директор музея имени Бахрушина Дмитрий Родионов и директор Большого театра Владимир Урин. Главный куратор, Ирина Петровна Гамула, уверена, что первый экспонат в этом ряду - детское платьице, которое будущей балерине сшила ей мама к поступлению в балетное училище. Белое кисейное платьице в Петрограде времен военного коммунизма – заветная вещь. Здесь же костюм танцовщицы Тао Хоа из балета «Красный Мак» - подлинный китайский костюм, дополненный и перешитый для сцены. В этой же витрине лежат пуанты Улановой.
«Перевернуть представление о Галине Сергеевне может одежда, которую она носила в обычной жизни, - говорит в интервью «Культуромании» Ирина Петровна Гамула. – Вы можете увидеть на нашей выставке строгие английские костюмы, в которых, наверное, многие ее себе и представляют. Но есть здесь и платья, которые показывают, что эта женщина могла поразить своим обликом того, кто уже составил о ней впечатление как о человеке традиционном, застегнутом на все пуговицы. А тут такое половодье красок, такая яркость костюма, легкомысленность! Это тоже ее характеризует. Она действительно была неожиданной, была способна поражать. Ходила на байдарках, была очень спортивной. А какие удивительные фотографии Улановой в сценах из балета Шостаковича «Золотой век»! Для меня именно они стали открытием. На них можно увидеть неожиданную Уланову, не Одетту, не Джульетту, а мальчишку-подростка. В этом балете 1930-го года, памфлете о приключениях советской футбольной команды во время поездки в западную страну, Уланова выходила в шапочке пловчихи, которая скрывала ее волосы, в спортивном костюме, и среди юношей она своя.
- Ирина Петровна, все эти вещи, которые впервые выставляются на всеобщее обозрение, хранились в музее-квартире Галины Сергеевны Улановой в доме на Котельнической набережной?
- Да, но мы их никогда не выставляли. Коллекция украшений хранится у нас, в главном здании Бахрушинского музея, по всем музейным правилам, в сейфовой комнате, и мы ее ни разу не показывали. Только какие-то единичные экземпляры. Сейчас мы выставляем всю коллекцию.
Концепция этой выставки «Открой для себя Уланову». Мы допускаем, что есть люди, которые не знают ее, не видели ее на сцене, но услышали о выставке и пришли в музей. Здесь они могут увидеть два фильма-балета, в том числе «Жизель» - особенный спектакль в творчестве Улановой; могут посмотреть планшеты с редкими записями из наших архивов, почитать письма. И для них, может быть, откроется что-то такое, что поможет понять Галину Сергеевну Уланову – балерину, танец которой заставлял зрителей плакать после спектакля.
Татьяна Филиппова