- Леонид Владимирович, термин «гастрономический туризм» относительно нов для нашей страны. Расскажите, пожалуйста, как сегодня развивается этот вид туризма в России?
- Прежде всего, хочу напомнить о том, что Россия - часть единого мирового процесса, нас нельзя выделить из него. В мире туризма направление «гастрономический туризм» – практически самая быстроразвивающаяся отрасль. Считается, что ежегодный прирост данного вида туризма составляет от 7% до 12 %. В России гастрономический туризм как осознанное явление появился примерно с 2014 года. А точнее, с того момента, когда прошел первый международный форум в Великом Новгороде под названием «Перспективы развития гастрономического туризма в РФ». После этого в данной сфере много чего случилось…
- Какие регионы страны более подготовлены к приему гостей, желающих познакомиться с местной кухней?
- Их много. Например, Владимирская, Калининградская, Ярославская области, Алтайский край, Татарстан, Якутия.
- Чья эта работа больше – предпринимателей или чиновников?
- Гастрономический туризм – это, на мой взгляд, одна из немногих областей, где пытается себя реализовывать пресловутое государственно-частное партнерство. С одной стороны, власти проявляют интерес к развитию местного туризма как отрасли экономики. С другой стороны, бизнес тоже заинтересован, заинтересованы и различные профессиональные объединения, например, Федерация рестораторов и отельеров России, Национальная ассоциация кулинаров России, Союз виноградарей и виноделов России. То есть вполне очевидно, что развитие гастрономического туризма выгодно и государству в лице, скажем, Министерства культуры, Ростуризма, региональных и муниципальных властей, общественным организациям и частному бизнесу.
- Россию год от года посещают все больше иностранных туристов. В какой мере наш гастрономический туризм может развиваться и за счет иностранцев? Можем ли мы их удивить, привлечь нашей кухней? Ведь мы в большинстве своем считаем, что она незамысловатая и чересчур сытная.
- Вы ошибаетесь. Первая наша проблема в том, что россияне сами не знают свою кухню. Во-вторых, у нас есть стереотипный набор того, что мы подразумеваем под понятием русская кухня. При этом люди, не задумываясь, смешивают русскую кухню, например, и российскую. У нас в стране живет порядка 200 разных народов, и у каждого из них своя, уникальная кухня. И кухни эти ведь очень разные. Вот мы говорим: наша кухня незамысловатая, зимняя, жирная. Но если мы начнем сравнивать скажем Калининград, Сахалин, Хакасию, Самарскую область и Кубань – мы же все прекрасно понимаем, что в вышеназванных регионах совершенно разный климат, растительность, почвы, и, конечно, в итоге совершенно разные продукты. Поэтому как можно объяснить суть нашей кухни односложно и давать общие определения?
- Но зачастую самим россиянам сложно это где-то попробовать в "чистом" виде, даже если они приезжают в другие регионы.
- Да, потому что мы путешествуем внутри страны очень мало. Это с одной стороны. А с другой стороны, в регионах пока недостаточно занимаются пропагандой своих региональных кухонь. Даже те регионы-лидеры, о которых я сказал. Впереди еще очень большая работа по продвижению, пропаганде наших региональных кухонь.
- Нужно ли продвижение наших продуктов оформить в особую программу?
- Не просто нужно, а обязательно нужно. Более того, Международный эногастрономический центр где я работаю, Федерация рестораторов и отельеров, Национальная ассоциация кулинаров поддерживаюти в России, и за рубежом тех, кто этим активно занимается. Мы, например, сделали проект «Российские гастрономические недели». В этом году это будет уже третье подобное мероприятие. Гастрономические недели проводились в Мадриде, Барселоне. В ноябре этого года «Российские гастрономические недели» пройдут на Кипре. В следующем году у нас в плане Греция, Грузия, Швейцария и Япония. Эта тема очень активно развивается.
- Получается, что сейчас проекты, поддерживающие гастрономический туризм, происходят больше все-таки по частной инициативе? А поддержка государства есть или пока нет?
- Сейчас пришло понимание, что туризм важен. Государству ведь тоже нужно это объяснить. И в Ростуризм пришло понимание, и в Министерство культуры. Они сейчас внимательно следят за вопросами и проектами гастрономического туризма. И начинается более активное взаимодействие всех участников процесса. Региональные власти тоже подключились. Они даже более активны на эту тему, очень поддерживают такого рода мероприятия в своих регионах. Например, отмечу Владимирскую область, Тверскую область, Ярославскую область, Алтайский край, Якутию, Бурятию, Москву, Калининградскую область.
- Но пока это смотрится как исключение из правил.
- Послушайте, в любом случае не может столь новое явление в такой огромной стране так быстро и одномоментно развиваться. И совершенно естественно, что в любом процессе есть так называемые точки роста. Мне кажется, не надо рассчитывать, что все разом поменяется. Просто надо работать, и результат обязательно будет.
- Мы видим, какую популярность набирает формат гастрономических фестивалей. Что Вы о них думаете?
- Да, и в Москве, и в Санкт-Петербурге проходит множество фестивалей с самыми разными организаторами. Я бы сказал, что важно не количество этих фестивалей, а важнее как сделать качественный гастрономический фестиваль в российских регионах. Ведь сейчас практически любое мероприятие называют «гастрономический фестиваль», но на самом деле термин «гастрономический» имеет к этим забавам отношение весьма условное. Поэтому здесь актуален вопрос качества. И пока в регионах, да и в Москве во многих случаях, организаторы не поймут, что хороший фестиваль – это креатив и профессионализм, а для его организации нужны нормальные ресурсы, сложно ждать настоящего успеха. Ещё раз подчеркну, такого рода мероприятия должны организовывать и исполнять профессиональные команды. Особенно, если они проводятся с участием государственных, региональных или муниципальных бюджетов.
- Какие фестивали Вам понравились и запомнились?
- Из тех, что в последний год-два я видел, мне близки по духу фестиваль уличной еды в Калининграде - «Kaliningrad Street Food» и проект Ярославля под названием «Пир на Волге».
- Давайте перейдем к теме российских виноделен. На Ваш взгляд, может ли наша винная отрасль быть действительно интересной для искушенных иностранных туристов? Что можно посмотреть, кроме производства в Абрау-Дюрсо?
- Я абсолютно без сарказма могу сказать, что заинтересовать зарубежных туристов наша винная отрасль может. Вместе с Союзом виноделов и виноградарей России мы работаем над концепцией российского винного туризма. И у нас есть уже винные дороги, есть объекты, которые можно смело показывать. И, кстати, про винный дом «Абрау-Дюрсо» могу сказать, что он - мировой лидер по числу туристов, которые посетили одну винодельню. В Краснодарском крае есть, что еще посмотреть на эту тему: это и «Лефкадия», и «Кубань-вино», и «Фанагория». Они принимают много туристов, им есть, что демонстрировать.
- То есть у них разработана туристическая программа?
- Да, есть программа, есть карта винных маршрутов Краснодарского края. На карте уже порядка 15 винных направлений. В крае развивается и массовый туризм, и также много частных гидов, которые набирают группы из столичных городов и вывозят их на небольшие винодельни. Я как раз на тему перспективности этого направления очень даже готов поспорить с оппонентами, у нас винный туризм активно сейчас развивается.
- Винодельни больше посещают россияне, или иностранцы тоже про них знают и приезжают?
- Конечно, россияне. И вот почему - наши винодельческие компании пока практически не работают по выходу на зарубежные туристские рынки. Они себя практически не рекламируют, не позиционируют. Переваривают турпоток россиян, которые к ним едут. На мой взгляд, наши компании обязательно должны выходить на зарубежные рынки, это поможет, в том числе, поднять уровень сервиса – ведь зарубежный клиент более требовательный. Я знаю, что некоторые китайские тургруппы уже начали ездить по винным маршрутам Краснодарского края, будут несомненно и другие. И я бы так сказал: всё в процессе, всё живет и развивается.
- Напоследок задам общий вопрос: как развивать гастрономический вкус? Как воспитывать его в молодом поколении?
- Гастрономический вкус живет не в безвоздушном пространстве. Это часть понимания прекрасного в целом, это, если хотите, восприятие добра и зла. Если у человека есть понятие прекрасного, то оно проявляется в самых разных вещах: от умения любоваться природой до получения радости от вкуса еды. Вкус к жизни и умение получать радость от неё – это здорово. Конечно, надо заниматься развитием общего уровня культуры среди молодежи. Понятно, что фастфуды и темп жизни, который людей гонит, не способствуют тому, чтобы гастрономический вкус возникал сам по себе. С другой стороны, глобализация, которая на нас давит, имеет и обратную сторону, потому что люди инстинктивно защищаются от неё и обращают свое внимание на собственные корни. И внимание к своей истории, к традициям, к историческим продуктам – это сегодня нарастающий тренд. И если целенаправленно изучать свою культуру, рассказывать о ней молодежи на понятном ей языке, например, в тех же социальных сетях – результат будет.
Автор статьи: Любовь Мартынова